Конспект Мой лучший урок на конкурс профессионального мастерства

«Вертокрыл»
Паксеева Вера Алексеевна, воспитатель МДОУ д. /с. № 15 «Сказка», администрации города Шумерля

Цель: - удовлетворить естественное детское любопытство и любознательность, потребность в игре и новых впечатлениях. Занятиепроводится в средней группе.

Задачи:
Развивающая: развивать креативность, нестандартное мышление, сенсомоторные координации;
Образовательная: учить детей конструировать игрушки из бумаги, формировать необходимые способы действия;
Воспитательная: воспитывать разностороннюю творческую личность, способность взаимодействовать друг с другом в совместных, увлекательных играх;
Экологическая: учить детей использованный материал или предмет не выбрасывать, а превращать в полезную вещь.

Материал: Для детей: игрушка – самолет, ракета, вертолет, птица, бабочка. Бумага – цветная, картон, альбомная, ножницы, карандаши.
Для воспитателя: игрушка Лунтик, ножницы, степлер, бумага – цветная, картон, альбомная, нить.

Словарная работа: вращается, вертокрыл, полет , взлет, приземление, воздушное пространство, произношение слов со звуками «с», «л».

Предшествующая работа: Чтение рассказов о воздушном транспорте. Проведение серии дидактических, словесных, сюжетно – ролевых игр «Самолет», «Летает - не летает», «Угадай слово», «Кто выше запустит?» «Космонавты». Закрепление правил безопасности по запуску летающих игрушек (нельзя запускать летающие игрушки в сторону человека, чтобы не попасть в лицо).
Ход занятия:
Сюрпризный момент: В группу влетает необычный малыш – Лунтик, который живет на планете Луна.
Лунтик: - Здравствуйте ребята. Меня зовут Лунтик. Я прилетел к вам с планеты Земля. Мне известно, что вы любите играть в разные игры. Я тоже люблю играть в очень интересные игры «Летает – не летает», «Космонавты», «Самолет».
Лунтик: Мечтают мальчишки, мечтают девчонки
Лететь на Луну.
Упорно мечтают они о Луне
И даже летают.но только во сне.
Лунтик: - А вы, хотите поиграть в игру «Летает – не летает».
Дети: - Да.
Проводится игра «Летает – не летает».
Воспитаетель: - Молодцы дети! Вы правильно назвали предметы, которые летают и не летают.
Воспитатель.- Кто умеет летать?
Дети. - Птицы, бабочки, стрекозы, майский жук.
Воспитатель. - А что может летать?
Воспитатель: - А бумага может летать? Как сделать, чтобы бумага летала? Можно сконструировать бумажного голубя, но это уже широко известно. Давйте придумаем другие способы.
Дети предлагают варианты ответов. Самолет, воздушный змей.
Лунтик: Есть в Шумерле детский сад
Чего там только не творят!
Сделали самолет
И ракету и вертолет.
Все это летает
Разбирайте поскорей
Полетели веселей!
Проводится подвижная игра «Самолет».
Лунтик: Ребята я изобретателем стать хочу
Лунную полоску в полет запущу.
Только как ее запустить
Вас хочу сейчас я спросить.
Дети и воспитатель обсуждают как сделать чтобы бумага полетела.
Воспитатель предлагает детям взять широкую полоску и по пунктирной линии разрезать ее на две части. Можно закруглить концы бумаги. (полоска бумаги на момент разрезания имеет размер 6 см в ширину и 15 – 20 см в длину).
Дети выполняют.
Воспитатель. - Как сделать так, чтобы эта полоска бумаги полетела?
Дети. Егор С. - Полет – это когда надо лететь, бумага летать не может.
Оля А. – Летит – значит, она должна двигаться в воздухе, в небе. А бумага вот смотрите не летит.
Воспитатель. - Не следует забывать, что полет вообще - процесс нахождения предмета в воздушном пространстве и изменения его положения в любую сторону. Обычный полет всегда начинается со взлета (отрыва от земли) и заканчивается приземлением. Полет полоски бумаги будет происходить по – другому. Как вы думаете как?
Дети предлагают варианты ответа.
Воспитатель.- Полет бумажки может быть и сверху вниз.
Вариант 1.
Воспитатель. Возьмите полоску двумя пальцами правой руки, поднимите руку как можно выше. Полоска должна быть расположена горизонтально по отношению к полу и перпендикулярно по отношению к играющему. Разожмите пальцы – полоска полетит вниз, быстро вращаясь, по сложной траектории. Наблюдайте за оптическими иллюзиями при ее вращении. Повторите запуск.

Лунтик: Ай-да полоска. Красота
Завертелась, смотрите она!
Вариант 2.
Воспитатель. - Полет полоски бумаги может быть сначала снизу вверх, а затем сверху - на землю (на пол). Давайте попробуем.
Зажмите конец полоски пальцами правой руки, подбросьте ее как можно выше, наблюдайте за полетом. Можно запускать вверх одновременно две полоски правой и левой рукой. Траектории полета каждый раз будут разными.
Итак, мы вместе сделали маленькое открытие. Полоска вращается в воздухе, а почему это происходит, как вы думаете?
Дети высказывают свои предложения.
Воспитатель. - Под действием силы тяжести все предметы падают на землю, воздух при этом оказывает сопротивление. Если предмет тяжелый, то сопротивление не сказывается на его полете, если легкий, тонкий и узкий, как наша полоска бумаги, то под действием воздушных потоков предмет начнет вращаться.
Какие игры можно придумать на основе этого?
Лунтик и ребята придумывают игры с вертокрылом и обыгрывают их.

Игры с «вертокрылом».
«Кошка и вертокрыл»
«Большой сбор»
«У кого сумма цифр больше?»
«Салют»
«Кто выше запустил»
Игра «Угадай - ка»
Цель игры: вызвать интерес к игре, закрепить представление детей о том, как вращается бумага / вразные стороны, навстречу друг другу, вправо, влево/.
Ход игры: Один игрок «летчик» берет в каждую руку по одной полоске так, чтобы они были параллельны между собой и горизонтальны по отношению к полу, и спрашивает: «Как полетят полоски?» Четыре других игрока загадывают варианты полета. Если дети затрудняются назвать варианты полета. Взрослый должен им подсказать.
«Летчик» по команде «1,2,3!» отпускают одновременно полоски из обех рук. Выигрывает тот, кто угадает полет «вертокрыла». Он становится «летчиком». Игра продолжается, пока все не побывают в роли летчика.
Игра «Салют»
Цель: создать эмоциональный настрой, развитие пространственных представлений.
Ход игры.Несколько детей по команде взрослого запускают высоко вверх одной рукой сразу несколько вертокрылов, при этом прокричать «Ура!»
Игра «У кого сумма цифр больше?»
Цель игры: формирование навыков счета до 5, учить свободно общаться со сверстниками.
Ход игры: Играют 5 детей. Каждый игрок берет по три полоски бумаги. На лецевой стороне первой полоски рисуют цифру - 1, на второй – 2, на третей – 3; на оборотной стороне -0.
По команде игроки запускают вверх сразу три своих «вертокрыла». После приземления каждый игрок определяет сумму цифр. У кого она больше, тот и выиграл.
Лунтик: - Мне так понравилось конструировать игрушки из ничего и играть с ними. Я обязательно расскажу своим друзьям о вертокрыле, как его сделать и в какие игры с ним можно играть. Спасибо ребята!
Варианты «вертокрылов»
В качестве «вертокрыла» можно использовать не просто белую бумагу, а разукрашенную различными способами. Ребенок может:
- раскрашивать полоски, у которых обе стороны имеют разный цвет;
- вырезать полоски, у которых обе стороны имеют разный цвет;
- вырезать один лил оба края так, чтобы он стал волнистым или зубчатым;
- вырезать полоску сложной формы;
- вырезать профиль животного и назвать игрушку (например, летающий крокодил);
- наклеивать на полоску аппликации разного цвета и формы;
- наносить цифры на полоску;
- вырезать полоски из красочных различных упаковок.
Внимание! Из этических соображений не надо разрезать изображения живых существ.



Оптические иллюзии с «вертокрылом»
Иллюзия 1.
Возьмите полоску, одна сторона которой чистая, а другая с рисунком или с надписью. Покажите детям чистую белую сторону и скажите: «Видите, ничего на полоске нет, а теперь смотрите» - и опустите полоску из руки. Дети увидят на быстро вращающемся «вертокрыле» рисунок (оптическая иллюзия ).
Иллюзия 2.
Возьмите полоску, у которой один край ровный, а другой зубчатый, покажите ее детям. Отпустите полоску, зрители увидят, что у быстро вращающейся полоски оба зубчатых края.
Иллюзия 3.
Возьмите полоску из тонкой бумаги, натяните ее, спросите: «Полоска прямая?». Они ответят: «Да». Отпустите полоску – возникает оптическая иллюзия сложной формы.
Динамическая иллюзия.
Иллюзия 1.
При вращении в полете «вертокрыла» происходит:
- сложение информации на лицевой и оборотной сторонах (цвет, надпись);
- сложение формы линии двух краев полоски;
- сложение двух крайних положений гибкой полоски и информации между ними.
Иллюзия 2.
Закрепим на нити различными способами маленькие бумажки длиной 2 см., одна сторона которых – белая, другая - зеленая. Зажмем концы нити между большим и указательным пальцами левой и правой руки, закрутим нить и увидим иллюзию.
Лунтик: Досвидания ребята! Мне пора возращаться на планету – Луна.
Воспитатель. Молодцы! Вы научились конструировать и экспериментировать с обыкновенной бумагой. Полоска бумаги превратилась в летающий предмет и нам не пришлось выбросить ненужную бумагу в мусор. У вас получилась игра и игрушка из ничего.
Отклик детей, их улыбки, смех, восторг во время игр с «вертокрылом» подняло настроение и позволило сделать вывод о пользе игр и игрушек из бумаги






















Приложение

По всей своей простоте материал, изложенный в данном занятие, дает широкий простор и большие возможности для игры, детского конструирования и экспериментирования.
Игра направлена на то чтобы дети активно участвовали в экспериментальной, поисково – познавательной и исследовательской видах деятельности, в процессе которых формируется необходимые способы действия, отношения детей между собой и со взрослыми, расширяется их кругозор. Может проводиться как в детском саду, так и дома. Материал предлагает большую вариативность использования с учетом индивидуальных особенностей и возраста детей. Игры и игрушки из бумаги интересны детям в широком возрастном диапозоне (от 3 до 11 лет), хотя для каждого возраста, как правило предлагаются определенные предметы, что в каждый период развития ребенок открывает для себя в одном и том же новое.
Методика может быть применена в дополнение к основной программе для конкретного детского учреждения.
Следует отметить, что планируемый результат достигается быстро, и это удобно, ведь время занятий для дошкольников ограниченно ( 10 – 30мин в зависимости от возраста).
Адресовано воспитателям и родителям.

Методика проведения занятий.

Во время работы с предложенным пособием целесообразно учитывать ряд моментов.
- дать название игрушки, далее объясненить, из чего ее можно сделать, предлажить варианты игры;
- дать название предмета или материала, далее рассказать о вариантах и способах его применения, результатах, предлажить рисунки и игры.
Каждый пункт может быть развит и продолжен предложениями и действиями воспитателя и детей.
Старайтесь не сразу раскрывать все секреты, свойства, варианты предметов. Лучше, чтобы дети сами сделали свои маленькие открытия.
Для каждого занятия выбирайте один или несколько пунктов данного пособия. Продолжительность и содержание занятия, степень участия взрослого корректируйте с особенностями каждого возрастного периода и учетом возрастных особенностей детей.
Ведите активный и уважительный диалог с детьми. Старайтесь задавать наводящие вопросы: «Как ты думаешь, если», «А если сделать вот так, что будет?», «Что ты видишь?», «Что можно добавить?» и многие другие.
Если ребенок дал правильный ответ, попросите обосновать его. Если правильный ответ не получен, сами ответьте на свой вопрос, объясните непонятное.
Начиная занятие, покажите детям предмет. Пусть посмотрят на него с разных сторон, подержат и повертят в руках. Скажут, что это за предмет, для чего он предназначен, каковы его свойства.
Во время групповых занятий уделяйте внимание каждому ребенку, следите за его психоэмоциональным состоянием, хвалите его интересные предложения и действия, гасите возможные конфликты между детьми. Приучайте выслушивать сверстника.
Поддерживайте интерес детей к творчеству, их любопытство и любазнательность.
После создания композиции попросите детей посмотреть на нее с разных сторон, зарисовать ее.

Меры предосторожности

Предметы и материалы должны быть чистыми. Если они повреждены, больше не применять их;
Не бросать предметы и не запускать летающую игрушку в сторону человека;
Пользоваться ножницами крайне аккуратно;
Прямые углы бумаги и картона должны быть скруглены;
Указание «сделать прорезь ножом» выполняет только взрослый.

Педагогическая технология

Предмет – игрушка – игра



































15