Технологическая карта по обществознанию 5-6 класс. Сетевой образовательный модуль Я учусь для школы или для жизни?

Технологическая карта № 5
Обществознание (5-6 класс)
Название модуля
«Я учусь для школы или для жизни?»

Разработчик(и) модуля
Еременко Елена Александровна

Модель (отметить)
Межпредметная
Монопредметная
Комплексная

Цель и задачи модуля

Цель:
формирование представления о значении школьного образования и самообразования в социализации личности
Задачи:
- раскрыть значение понятий «образование», «школа»; «самообразование», «межличностные отношения»;
- объяснить смысл получения образования; - познакомить с процессом самообразования, его формами и результатами; - способствовать осмыслению обучающимися личного опыта, полученного в результате взаимодействия с другими людьми;
- содействовать развитию уважения к личности человека через раскрытие значения межличностных отношений для психологического комфорта:
-способствовать осознанию практической значимости изученного материала и возможности опоры на получения знания и умения в собственной деятельности.

Форма проведения (отметить)
Очная
Дистанционная
Очно-дистанционная


Педагогические технологии,
используемые площадки
Используемые площадки
Педагогические технологии


г. Севастополь, Севастопольский межшкольный краеведческий музей, Федеральное государственное бюджетное военное образовательное учреждение высшего образования «Черноморское высшее военно-морское ордена Красной звезды училище имени П.С.Нахимова» , «Херсонес Таврический»
Технология проблемного обучения, технология критического мышления, сетевой образовательный модуль, проектная деятельность,
информационно-коммуникационные технологии

Объем учебного времени
Предметный блок - 4 ак. часа
Практический блок - 1 ак. час
Презентационный блок - 1 ак. час

Хронометраж



07.00-07.15 - общий сбор, выезд из лагеря.
07.30-10.00 - экскурсия в г. Севастополь, мотивация, подготовка к исследовательской работе
10.00-11.00 - Посещение межшкольного краеведческого музей
11.30-12. 30 – ФГБ военное образовательное учреждение высшего образования «Черноморское высшее военно-морское ордена Красной звезды училище имени П.С.Нахимова»
13.30- Заповедник «Херсонес Таврический»
14.30- Площадь Нахимова. Графская пристань. Памятники затопленным кораблям. Проведение практического занятия сетевого образовательного модуля.
При посещение объектов обучающиеся наблюдают, анкетируют, исследуют, изучают в соответствии со «Спутником исследователя»
15.30. Презентация результатов. Рефлексия. Сбор и обработка информации по возвращению в лагерь.

Категория обучающихся (возрастной коридор)
Обучающиеся 5-6 классов

Предмет (группа предметов)
Обществознание

Предметная область
Из календарно-тематического планирования


Раздел (блок, тема)
Кол-во часов (план)
Кол-во часов (факт)
Форма реализации
Место проведения

Обществознание
1.Образование в жизни человека

1



Наблюдение, опрос, анкетирование, интервью
Севастопольский межшкольный краеведческий музей


2.Образование и самообразование

1



Наблюдение, опрос, анкетирование, интервью
Федеральное государственное бюджетное военное образовательное учреждение высшего образования «Черноморское высшее военно-морское ордена Красной звезды училище имени П.С.Нахимова»


3.Выбор жизненного пути

1



Деловая игра
ЧВВМУ им. П.С.Нахимова


4. Межличностные отношения

1





Интерактивная игра

Заповедник «Херсонес Таврический»


5. Практикум «Человек и его деятельность»


1






Практическая работа



Площадь Нахимова


6. Практикум по теме «Человек в социальном измерении»

1

Практическая работа

Площадь Нахимова

Дополнительное сопровождение
Раздел (блок, тема)
Кол-во часов (план)
Кол-во часов (факт)
Форма реализации
Место проведения


Не задействовано

Психологическая служба
Раздел (блок, тема)
Кол-во часов (план)
Кол-во часов (факт)
Форма реализации
Место проведения


Не задействована





Состав рабочей группы:
Направления деятельности (задачи)

1.
Учитель
Разработка образовательной и рабочей программы предмета, технологической карты модуля, подготовка дидактических и методических материалов, подбор информационных источников, постановка задач и разъяснение способов деятельности обучающихся в рамках самостоятельной работы, предметное консультирование, организация рефлексии обучающихся по итогам самостоятельной работы в предметном блоке, разработка критериев оценки результатов самостоятельной работы в модуле, проведение аттестации обучающихся по модулю, участие в презентации творческих продуктов.

2.
Координатор
Организация межструктурного взаимодействия (школа, лагерь, дополнительное образование). Взаимодействие с подразделениями, отвечающими за материально-техническое, транспортное сопровождение модуля и специалистом, курирующим заключение договоров.

3.
Педагогический работник детского лагеря


Сопровождение обучающихся в процессе проектирования и создания продукта (практический блок), помощь в формировании детских групп и организации их работы, проведение презентационных мероприятий (представление продуктов, являющихся результатами обучения), участие в рефлексии и презентации творческих продуктов, участие в оценивании метапредметных и личностных результатов, связанных с организацией группового взаимодействия, оценкой вклада отдельных участников группы в общий результат.

4.
Библиотекарь
Подготовка литературы для рабочей группы
Подготовка списка литературы для углубленного изучения темы обучающимися

5.
Методист
Предоставление необходимых образцов документов, консультирование и помощь в организации проведении модуля

Партнеры модуля (внутренние сореализаторы)
Тема встречи
Кол-во часов
Форма проведения
Результат

1
Библиотекарь
Подготовка литературы для рабочей группы
Подготовка списка литературы для углубленного изучения темы учащимися
1
Совместное планирование проведения модуля
Список литературы

2.
Педагогический работник детского лагеря
Тема консультации: проведение практической части модуля
1
Проектирование модуля
Проведение практической части



Партнеры модуля (внешние сореализаторы)
Тема встречи
Кол-во часов
Форма проведения
Результат


Экскурсовод севастопольскго межшкольного краеведческого музея
Согласование проведения блока модуля

1
Совместное планирование проведения модуля
Определение части образовательной программы по теме «Образование в жизни человека» сореализатором: цель, задачи, корректировка действий и содержания.


Федеральное государственное бюджетное военное образовательное учреждение высшего образования «Черноморское высшее военно-морское ордена Красной звезды училище имени П.С.Нахимова»

Согласование проведение блока модуля

1
Совместное планирование проведения модуля
Определение части образовательной программы по теме «Образование и самообразование» сореализатором: цель, задачи, корректировка действий и содержания


Заповедник «Херсонес Таврический»
Согласование проведение блока модуля «Межличностные отношения»
1
Совместное планирование проведения модуля
Определение части образовательной программы по теме «Межличностные отношения» сореализатором: цель, задачи, корректировка действий и содержания

Материально-техническое сопровождение

Кол-во

1.
Бумага А-4
Создание буклета «Алгоритм успешной учёбы», «Как работать над самообразованием»
1 пачка

2.
Ватман
Творческий проект «Человек и его деятельность»
28 штук

3.
Бумага А-4
Мини- сочинение «Я учусь для школы или для жизни?»
14 тетрадей

4.
Бумага А-4, цветная
Коллаж «Мой выбор», «Новые возможности»
20 шт.

5
Цветной картон
Коллаж
20 шт.

Дополнительное сопровождение
Назначение

Транспортное обеспечение
Транспортировка к месту проведения модуля от ФГБОУ «МДЦ «Артек» до г.Севастополя (из расчёта: 1 группа – автобус).

Продукт(ы) по результатам выполнения модуля
Варианты выполнения (наполнения) для обучающегося

1.
Буклет
Создание рекламного буклета «Алгоритм успешной учёбы», «Как работать над самообразованием»

2.
Творческий проект
Творческий проект «Человек и его деятельность»

3.
Мини - сочинение
Мини - сочинение по теме «Я учусь для школы или для жизни?»

4.
Коллаж
«Мой выбор», «Новые возможности»

Формы контроля результатов

Анализ соответствия смысловой нагрузки творческого задания заявленной теме
Тестирование

Критерии оценки результатов





























Устный ответ.
последовательный, полный, логичный ответ на поставленный вопрос (максим. бал - 5);
фактическое знание материала по теме (максим. бал - 5);
умение работать в группе, согласовывать свои действия со сверстниками и взрослыми (максим. бал - 5);
умение аргументировать свою точку зрения, делать самостоятельные выводы. (максим. бал - 5);
степень осознанности и понимания, изученного (максим. бал - 5);
работа в группе по созданию презентации, буклета, плаката (максим. бал-5)
28-30 баллов – оценка «отлично»
27-21 балл – оценка «хорошо»
20-17 баллов – оценка «удовлетворительно»
Менее 16 баллов – оценка «неудовлетворительно»
Кол-во баллов, полученных обучающимся за задания и сумму баллов за оценку учитель определяет самостоятельно.
Тестирование «Школа»
Критерии оценок:
«5»: 80 – 100  % от общего числа баллов)
«4»: 70 - 75 %)
«3»: 50 - 65 % 
Оценивание мини-сочинение по теме «Зачем надо учиться?»
1. Выражение собственного мнения (0-1)
2. Правильный подбор необходимых аргументов (0-3)
3. Правильное использование изученных обществоведческих терминов (0-3)
4. Наличие вступления по теме (0-1)
5. Наличие заключения (вывода) по теме (0-1)
6. Последовательное и связное изложение материала (0-3)
7. Грамотное написание текста (0-2)
8. Точная самооценка (0-3)
17-14 баллов – оценка «отлично»
13-9 баллов – оценка «хорошо»
8-6 баллов – оценка «удовлетворительно»
Менее 5 баллов – оценка «неудовлетворительно»
Критерии оценки буклета, коллажа
1.Наличие названия. (1 )
2.Имя автора. (1)
3.Цель.(1)
4.Публикация должна отражать тему исследования основополагающий вопрос. (1-3)
5.Короткие заголовки, цитаты. (1-3)
6.Полезная информация. (1-5)
7.В меру использование рисунков. (1-5)
8.Эстетичность оформления.(1-5)
19-16 баллов – оценка «отлично»
15-11 баллов – оценка «хорошо»
10-7 баллов – оценка «удовлетворительно»
Менее 5 баллов – оценка «неудовлетворительно»

Краткое описание модуля

Сетевой образовательный модуль проходит в форме экскурсии-путешествия, исследовательской деятельности. Во время проведения модуля обучающиеся ищут ответ на проблемный вопрос «Я учусь для школы или для жизни?"
Предметный блок.
1 этап. Образование в жизни человека. Ребята посещают межшкольный краеведческий музей, знакомятся с системой современного школьного образования, рассматривается различие между современной школой и старой русской. Обращается внимание на роль знаний в формировании личности. Объясняется смысл получения образования. Раскрывается значение понятий образование, школа, алгоритм. Формируется мотивация к активному учению, осознанию необходимости получения достойного образования.
2 этап. Образование и самообразование. Обучающиеся посещают ФГБ военное образовательное учреждение высшего образования «Черноморское высшее военно-морское ордена Красной звезды училище имени П.С.Нахимова» Знакомится с процессом самообразования, его формами и результатами. Обучающиеся сопоставляют процесс образования и самообразования. Формируется ответственное отношение к учёбе, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования.
3 этап. Выбор жизненного пути.
Обучающиеся приходят к выводу о значение самообразования в жизни человека, важности правильного выбора жизненного пути.
4 этап. Межличностные отношения. (Заповедник Херсонес Таврический) На конкретных исторических примерах раскрывается основное содержание понятия «межличностные отношения», выявление их специфики: эмоциональной основы, взаимного характера, зависимости от способа их осуществления. Знакомится видами межличностных отношений. Обучающиеся отрабатывают способы сотрудничества и конструктивного взаимодействия в малых группах.
Практический блок.(проводит педагогический работник лагеря)
В ходе практического блока проходит игра на закрепление знаний, полученных по модулю «Человек и его деятельность»
Презентационный блок ( проводит учитель)
В ходе презентационного блока группы представляют результаты своей работы: рекламный буклет «Алгоритм успешной учёбы», «Как работать над самообразованием», творческий проект «Человек и его деятельность», мини-сочинение «Зачем надо учиться?», создание коллажа «Мой выбор» или «Новые возможности» .Тестирование «Школа»
По итогам модуля обучающийся будет иметь следующие результаты:
Предметные: обучающиеся научатся характеризовать систему образования в Российской Федерации, объяснять побудительную роль мотив в деятельности человека, оценивать собственное умение учиться и возможности его развития, находить нужную социальную информацию в источниках разного типа, раскрывать смысл основных понятий «образование», «самообразование», «Межличностные отношения».
Метапредметные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составлять план действий; осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий, выстраивать последовательность необходимых операций
Личностные: формирование мотивации к активному учению, осознанию необходимости получения достойного образования, формирование готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования; развитие уважения к личности человека через раскрытие значения межличностных отношений для психологического комфорта.
Посещение объектов г. Севастополя позволяет практически применить полученные знания по предмету.


15