Технологическая карта по обществознанию 5-6 класс. Сетевой образовательный модуль Родина

Технологическая карта №3 Обществознание (5-6 класс)

Название модуля
«Родина»

Разработчик(и) модуля
Еременко Елена Александровна

Модель (отметить)
- Монопредметная
Межпредметная
- Комплексная

Цель и задачи модуля

Цель: формирование общероссийской идентичности, гражданской ответственности и уважения к общечеловеческим ценностям
Раскрыть понятия «федерация», «патриотизм», «патриот».
Объяснить и раскрыть смысл понятия «субъект Российской Федерации».
Характеризовать Севастополь, как город федерального значения, город-герой.
Характеризовать особенность России как многонационального государства.
Раскрыть функции русского языка как государственного.
Характеризовать и иллюстрировать примерами проявление добра, патриотизма.
Оценивать в модельных и реальных ситуациях поступки людей с точки зрения золотого правила морали.

Форма проведения (отметить)
Очная
Дистанционная
Очно-дистанционная

Педагогические технологии,
используемые площадки
Используемые площадки
Педагогические технологии


г. Севастополь: музей «Диорама. Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 г»», Сапун-гора, «Музей Черноморского флота», Графская пристань, памятник адмиралу П.С. Нахимову

Технология проблемного обучения, технология критического мышления, сетевой образовательный модуль,
проектная деятельность, обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)

Объем учебного времени
Предметный блок - 4 ак. часа
Практический блок - 1 ак. час
Презентационный блок - 1 ак. час

Хронометраж
07.00-07.15 - общий сбор, выезд из лагеря.
07.30-10.00 - экскурсия в г. Севастополь, мотивация, подготовка к работе, знакомство с видеоматериалами
10.30-11.20 - Посещение музея диорамы «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 г» Экскурсия по Сапун-горе. Посещение обелиска славы, вечного огня.
11.30-12. 30 – Проведение этапов сетевого образовательного модуля
13. 20- 14.30 – Посещение «Музея Черноморского флота». Площадь Нахимова. Графская пристань. Памятники затопленным кораблям.
14.40-15.40 – Проведение практического занятия сетевого образовательного модуля. Презентация результатов. Сбор и обработка информации по возвращению в лагерь

Категория обучающихся (возрастной коридор)
Обучающиеся 5-6 классов

Предмет (группа предметов)
Обществознание

Предметная область
Из календарно-тематического планирования


Раздел (блок, тема)
Кол-во часов (план)
Кол-во часов (факт)
Форма реализации
Место проведения

Обществознание


1. Наша Родина – Россия

1



Экскурсия в «Диораму. Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 г»»
Музей «Диорама. Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 г.»»


2. Что значит быть патриотом

1



Экскурсия в Музей Черноморского флота.
Музей Черномрского флота


3. Учимся вести себя в ситуации конфликта

1



Ролевая игра с элементами беседы
г. Севастополь,
Сапун- гора, вечный огонь, скамейки под навесом


4. Доброе – значит хорошее

1




Беседа с игровыми моментами
г. Севастополь, смотровая площадка на Сапун-горе


5. Человек славен добрыми делами

1





Практическое занятие
г. Севастополь, летняя эстрада на площади Нахимова


6. Практикум по теме «Человек среди людей»
1

Презентация результатов
г. Севастополь, летняя эстрада площадь Нахимова

Дополнительное образование
Раздел (блок, тема)
Кол-во часов (план)
Кол-во часов (факт)
Форма реализации
Место проведения


Не задействовано





Состав рабочей группы:
Направления деятельности (задачи)

1.
Учитель
Разработка образовательной и рабочей программы предмета, технологической карты модуля, подготовка дидактических и методических материалов, подбор информационных источников, постановка задач и разъяснение способов деятельности обучающихся в рамках самостоятельной работы, предметное консультирование, организация рефлексии обучающихся по итогам самостоятельной работы в предметном блоке, разработка критериев оценки результатов самостоятельной работы в модуле, проведение аттестации обучающихся по модулю, участие в презентации творческих продуктов.

2.
Координатор
Организация межструктурного взаимодействия (школа, лагерь, дополнительное образование). Взаимодействие с подразделениями, отвечающими за материально-техническое, транспортное сопровождение модуля и специалистом, курирующим заключение договоров.

3.
Педагогический работник детского лагеря
Сопровождение обучающихся в процессе проектирования и создания продукта (практический блок), помощь в формировании детских групп и организации их работы, проведение презентационных мероприятий (представление продуктов, являющихся результатами обучения), участие в рефлексии и презентации творческих продуктов, участие в оценивании метапредметных и личностных результатов, связанных с организацией группового взаимодействия, оценкой вклада отдельных участников группы в общий результат. Создание информационно-образовательного обеспечения модуля и организация деятельности в ней.

5.
Методист
Предоставление необходимых образцов документов, консультирование в организации проведении модуля. Редактирование технологических карт.

6.
Библиотекарь
Подготовка литературы для рабочей группы
Подготовка списка литературы для углубленного изучения темы обучающимися.

7.
Экскурсовод
Проведение тематических экскурсий

Партнеры модуля (внутренние сореализаторы)
Тема встречи
Кол-во часов
Форма проведения
Результат

1
Библиотекарь
Тема: «Литература для углубленного изучения по теме «Родина». «Севастополь – город –герой»

1
Беседа
Выставка книг по теме модуля.
Составление списка литературы


2
Педагогический работник детского лагеря
Консультация с педагогическими работниками лагеря о схеме проведения модуля, проведение этапа «Человек славен добрыми делами»
1
Беседа
Определены роль и обязанности отрядных вожатых. Проведение практического этапа «Человек славен добрыми делами»

Партнеры модуля
(внешние сореализаторы)
Тема встречи
Кол-во
часов
Форма проведения
Результат

1.
Экскурсовод «Диорамы. Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 г»
Согласование содержания модуля, этапа «Наша родина –Россия»
1
Беседа
Определение части образовательной программы, реализуемой организацией «Диорама. Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 г», сореализатором: цель, задачи, корректировка действий и содержания в соответствии с темой модуля

2
Экскурсовод «Музея Черноморского флота»
Согласование содержания модуля, этапа «Что значит быть патриотом»
1
Беседа
Определение части образовательной программы, реализуемой организацией «Музей Черноморского флота», сореализатором: цель, задачи, корректировка действий и содержания в соответствии с темой модуля

Материально-техническое сопровождение
Назначение
Кол-во

1.
Ватман
Создания плаката
21 шт.

2.
Бумага А-4
Рабочий лист по теме модуля
500 л.

3.
Тетрадь в клетку
Создание кроссворда
7 шт.

4.
Цветные карандаши
Оформление проекта
8 к.

5
Фломастеры
Оформление проекта
16 п.

Дополнительное сопровождение
Назначение

Транспортное обеспечение
Транспортировка к месту проведения модуля (из расчёта: 1 группа – автобус).

Информационное обеспечение
Не требуется

Продукт(ы) по результатам выполнения модуля
Варианты выполнения (наполнения) для обучающегося

1.
Плакат
«Наша родина - Россия»

2.
Кроссворд
«Севастополь – город-герой»

3.
Составление кластера
«Что должен делать патриот?»

4.
Мини-сочинение
-«Достаточно ли просто родиться в той или иной стране, чтобы считаться её патриотом?»
-«За что я люблю свою Родину?
-«Как вы понимаете слова любить Родину?»
-Написать письмо сверстнику и рассказать ему о своей малой Родине.

Критерии оценки результатов
Устный ответ:
последовательный, полный, логичный устный ответ на поставленный вопрос (максим. Бал – 5);
фактическое знание материала по теме (максим. Бал – 5);
умение работать в группе, согласовывать свои действия со сверстниками и взрослыми (максим. Бал – 5);
умение аргументировать свою точку зрения, делать самостоятельные выводы. (максим. Бал – 5);
степень осознанности и понимания, изученного (максим. Бал – 5);
работа в группе по созданию презентации, буклета, плаката (максим. Бал-5)
28-30 баллов – оценка «отлично»
27-21 балл – оценка «хорошо»
20-17 баллов – оценка «удовлетворительно»
Менее 16 баллов – оценка «неудовлетворительно»
Кол-во баллов, полученных обучающимся за задания и сумму баллов за оценку учитель определяет самостоятельно.
Оценка проектной работы:
Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и реализацию апробацию принятого решения, обоснование и создание прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. П. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий. (максим. Бал – 5);
Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий. (максим. Бал – 5);
Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях. (максим. Бал – 5);
Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументировано ответить на вопросы. (максим. Бал – 5).
20-18 баллов – оценка «отлично»
17-12 баллов – оценка «хорошо»
11-8 баллов – оценка «удовлетворительно»
Менее 7 баллов – оценка «неудовлетворительно»
Кол-во баллов, полученных обучающимся за задания и сумму баллов за оценку учитель определяет самостоятельно.

Формы контроля результатов
Анализ соответствия смысловой нагрузки творческого задания заявленной теме


Тестирование.

Краткое описание модуля

В автобусах ребята получают информацию о форме проведения модуля «Родина».
Изучение предметного блока модуля начинается с экскурсии в г. Севастополь. Ребята просматривают и обсуждают фильм о пионере-герое, артековце В.Дубинине «Улица младшего сына» (Режиссер Лев Голуб, сценарий Льва Кассиля и Макса Поляновского, киностудия «Беларусьфильм», 1962 г.) Формируется нравственная оценка действий, поступков, отношения к окружающим. Ребята анализируют фильм с патриотической позиции. Вводится понятия Севастополь – город-герой, город федерального значения.
В г. Севастополе по вертушке отряды посещают объекты г. Севастополя и этапы модуля.
1. Объекты на Сапун-горе.
Диорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 г», вечный огонь у Обелиска славы, этап «Наша Родина – Россия», «Учимся вести себя в ситуации конфликта». Ребята знакомятся с понятием «Родина», «федерация», «субъект Российской Федерации» Происходит осознания самого себя частью своей Родины –России. Характеризуется особенность России как многонационального государства. Использование возможности модуля для развития нравственной рефлексии, оценки своих действий, поступков, отношения к окружающим, оценки различных жизненных ситуаций, действий других людей с нравственных позиций.
2. При посещении «Музея Черноморского флота» ребята проходят этап модуля «Что значит быть патриотом». Делается акцент на то, в чем должна проявляться позиция патриота в наши дни, что любовь к Родине возникает в душе человека. Что должен делать патриот.
На этапе «Доброе- значит хорошее» обучающиеся осваивают основные нравственные и правовые понятия, нормы и правила; учатся понимать роль основных нравственных и правовых понятий как решающих регуляторов общественной жизни, применять эти нормы и правила при анализе и оценке реальных социальных ситуаций, расширяют оценочную деятельность. Понимание термина «добро» как категории этики, постепенное наполнение этого понятия конкретным содержанием путём:
- объяснения того, что значит быть добрым, кого называют добрым, каково главное правило доброго человека, в чём чуть доброго отношения и т.д.;
-выработка умения приводить конкретные примеры проявления доброты и действия золотого правила морали в конкретных ситуациях.
Посещение графской пристани, памятника затопленным кораблям, памятника адмиралу П.С.Нахимову сопровождается беседой о героях Севастополя, о патриотизме, о Родине.
Практический блок по теме «Человек славен добрыми делами» позволяет формировать понимания значения конкретных добрых поступков, готовности поддерживать того, кому нужно помочь. Используется групповая работа, позволяющая обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; ребята определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составляют план действий. Ребята анализируют, сравнивают, классифицируют и обобщают факты и явления. Используется нравственная рефлексия.
Презентационный блок представлен практикумом по теме «Человек среди людей». Представление результатов выполнения модуля в форме плаката «Наша Родина – Россия», составление кластера «Что должен делать патриот», кроссворда «Севастополь – город-герой». Представление стихов по теме модуля «Родина» (по желанию)
По окончанию модуля ребята заполняют рабочие листы и пишут тест.




15