Открытое занятие Удивительные камни дети 4-5 лет, средняя группа.


Тема: "Удивительные камни"Направление. Познавательное.Возраст: дети 4-5 лет, средняя группа.Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация».Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная.
Цели:• Дать понятие о камнях и их свойствах.• Развивать познавательные способности и произвольное внимание детей посредством экспериментальной деятельности.• вовлечь детей в исследовательскую деятельность по определению признаков и качества камня (разноцветный, круглый, овальный, острый, гладкий, шершавый, колючий, холодный, теплый, твердый) и его пользе; • закрепить правило безопасности (кидаться камнями опасно) ;• Учить детей самостоятельно делать выводы по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения.• Воспитывать стремление добиваться хорошего результата; развивать речьПланируемые результаты: Самостоятельно делать выводы по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения.
Методические приёмы:наглядный (использование картинок).словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей);анализ занятия.
Материалы и оборудование: коллекция камней, ёмкости для опытов с водой, разноцветные камешки по количеству детей.Словарная работа: камни, шероховатые, гладкие, разноцветные.Структура1. Лаборатория исследователей.2. Итог занятия
Ход занятиеВоспитатель и дети встают полукругом на ковре.Воспитатель. Ребята, давайте сегодняшний день начнем с добрых слов.
Утром солнышко встает, Нас на улицу зовёт.
Отвечаю солнцу я, Отвечаю ветру я,
Отвечаю травам я:
– Здравствуй, Родина моя!
Воспитатель: - Ребята, мне сегодня почтальон вручил конверт. Ой, смотрите, какое-то письмо?! Гномик к вам обращается: « Дорогие ребята, я гномик из волшебной страны. Мне подарили мешочек, там какие – то предметы лежат, я не знаю, для чего они нужны. Мне сказали, что в этой группе очень умные, сообразительные дети, они помогут».
Воспитатель: Ну, хорошо. – Гномик, мы сейчас посмотрим, что там лежит.
Воспитатель: Всем конечно интересно, что лежит в мешке чудесной?
Каждый может угадать, стоит только в руки брать.
(Дети на ощупь угадают, что лежит в мешочке).
Дети: (камни.)
Воспитатель: Молодцы, правильно , это камни. Речь идёт о камнях. А хотите узнать все секреты камней? Для полного их изучения предлагаю вам пройти в лабораторию.
Воспитатель: Что такое лаборатория?
Дети: это специальный кабинет, где проводят исследования, ставят опыты, эксперименты.
Воспитатель: Какие правила надо соблюдать в лаборатории? (работать аккуратно, не торопиться, не мешать друг другу)
Воспитатель: Правильно, проходите в нашу лабораторию.
Садитесь по удобнее.
Обратите внимание, что лежат на ваших тарелках.
Дети: (камни)
Воспитатель: Правильно. Сегодня , мы будем работать с камнями.
Опыты с камнями:
Опыты с камнями:
Опыт № 1. Определение цвета и формы.
Дети делятся наблюдениями, какого цвета у них камни, какие они по форме, показывают их друг другу, сравнивают (серый, коричневый, белый, красный, синий , круглый, овальный, неровный, малюсенький и т. д.).
Вывод: камни по цвету и форме бывают разные (воспитатель показывает восклицательный знак и схему – рисунок, прикрепляет на доске.Опыт № 2. Определение размера.
Воспитатель показывает восклицательный знак и спрашивает: “Все камни одинакового размера?” – Нет. Найдите и покажите мне ваш самый большой камень, самый маленький, средний. Кто сделает важный вывод о размерах камней?
Вывод: камни бывают разных размеров.
Опыт № 3. Определение характера поверхности.
Мы сейчас по очереди погладим каждый камушек. Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая?
(Дети делятся открытиями.) Воспитатель просит детей показать самый гладкий камень и самый шершавый.
Вывод: камень может быть гладким и шероховатым.
Физкультминутка.
По дорожке шли, шли ( Дети шагают на месте).
Много камушек нашли.
Присели ( Садятся), собрали (собирают), Встали (Встают).
Дальше пошли. (Дети шагают на месте).
Опыт №4. Определение весаРебята, у меня есть к вам интересное предложение на минуту стать весами. А что делают весами? Да, взвешивают.Дети по очереди держат камни в ладошках и определяют самый тяжелый и самый легкий камень.Вывод: камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые.
Опыт №5 Определение температурыРебята, а сейчас положите ладошки на стол и быстренько на щеки. Стол какой? А щеки? Наша кожа может быстро определить температуру.Сейчас у нас будет интереснейший, очень сложный опыт. Среди своих камней нужно найти самый теплый и самый холодный камень. Ребята, как и что вы будете делать? (Дети предлагают способы действий, проводят опыт. Воспитатель просит показать теплый, затем холодный камень и предлагает согреть холодный камень.)Дыхательная гимнастика. Дети берут все камни, кладут их на ладони, делают вдох носом, а выдох через рот, губы трубочкой (3 раза).Вывод: камни могут быть теплые и холодные.
Опыт№6 Камни тонут в воде.Воспитатель спрашивает: “Ребята, как вы думаете, что будет с камнем, если положить его в воду? (Версии детей.) Почему вы так думаете? (Доводы детей.) А что нужно сделать, чтобы узнать правду – истину? (Предложения детей.)Дети берут стакан с водой и осторожно кладут один камень в воду. Наблюдают. Делятся результатом опыта. Воспитатель обращает внимание на дополнительные явления – по воде пошли круги, цвет камня изменился, стал более ярким.Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные.
Итог занятия: Чем мы сегодня занимались? Что вам больше всего запомнилось? Хотели бы вы еще позаниматься в лаборатории?Воспитатель: Ребята, мы всё узнали о свойствах камни, нам предстоит много задач и решение.
Спасибо гостьям, что к нам пришли!
После сна, мы напишем обратное письмо Гномику, «Волшебную страну».
Спасибо за внимание!