Занятие по ознакомлению с окружающим на тему: «Весна» в средней группе.


Комплексное занятие по развитию речи на тему: «Весна» в средней группе.
Программные задачи:
- расширить представления о весне, развивать у детей мышление, формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщение, развивать диалоговую речь, учить детей составлять связный рассказ по картинкам, учить образовывать множественное число имен существительных, развитие умения подбирать антонимы, развитие фонематического слуха.
Словарная работа:
- обогащение словаря: проталины, лучистое, ласковое, пушистое, воздушное;
- активизация: подснежники
Предварительная работа:
-наблюдения на прогулке (какие изменения в природе) ; анализировали состояние погоды, чтение художественной литературы, загадыван6ие загадок, поговорок; рассматривание иллюстраций о весне.
Педагог: приветствует гостей. Здравствуйте! Посмотрите, сколько сегодня гостей пришло к нам на занятие. Давайте подарим им пожелания доброго утра.
Доброе утро – все люди говорят – приветствие правой рукой.
Доброе утро – улыбки дарят – руки вперед.
Доброе утро – птицы поют – машет «крыльями».
Доброе вести по свету несут – руки делают большой круг.
Молодцы, садитесь все на свои места (установка посадки, спинка прямо, ноги вместе поставить на пол) .
Ребята, какое время наступило? (ответы детей) .
Какие изменения в природе подсказывают нам, что наступила весна? (ответы детей) .
Ребята, посмотрите на эту картину. Какое время изобразил художник на картине? (весна)
Почему вы так решили? (Ярко светит солнышко. Небо голубое. Деревья ещё без листьев. Набухают почки..
Солнышко какое? - яркое, ласковое, доброе, тёплое.
А травка какая? - зелёная, нежная, маленькая.
Воспитатель обводит указкой центральную часть картины.
Расскажите о том, что здесь изобразил художник?
Посмотрите на деревья, расскажите о них. (1 – 2 ответа)
Какие краски использовал художник?
Что нарисовано голубым цветом?
Серым?
Коричневым?
Белым?
Как вы думаете, о чем эта картина? (о том, что наступила ранняя весна, природа просыпается от зимнего сна )
Как бы вы назвали эту картину?
Воспитатель включает музыку и ведет рассказ по всему содержанию картины
(возможен заученный рассказ с одним ребенком).
Наступила весна. Солнышко стало ярче и теплее. Растаял снег. Зазвенела капель. Зажурчали ручьи. На деревьях и кустарниках набухли почки. Прилетели перелетные птицы. У зверей появляются детеныши. На проталинах появилась травка и распустились подснежники.
Ребята, а вы хотите отправиться в весенний лес на прогулку и узнать, как весну встречают обитатели леса.
Воспитатель ставит музыку
1,2,3,4,5 – в лес сейчас пойдем гулять
Включается мелодия «Голоса весеннего леса».
Ребята, что это за звуки? (Ответы детей - пение птиц) .
Слышите, как радостно поют, щебечут птицы? Это они радуются приходу весны. Вот чирикают воробьи, трещит сорока, а вот слышны трели жаворонка. Ребята, как поют птицы? (Звонко, радостно, весело)
С юга возвращаются перелетные птицы – грач, скворец, ласточка, кукушка. А зимующие всю зиму провели с нами – воробей, синичка, снегирь, сорока, дятел.
Птиц мы рассмотрели, а теперь отправляемся в гости к медведю. Всю зиму он спал, пришла пора просыпаться.
Упражнение на развитие чувства ритма «Хватит спать»
Упражнение выполняется сидя на полу.
Хватит спать! Пора вставать,
Весну красную встречать!
Дети, давайте покажем, как проснулся медведь!
Мишка вылез из берлоги (покачивание туловища)
Огляделся на пороге (поворот вправо, влево)
Потянулся он от сна (потягивание)
К нам пять пришла Весна (руки наверх)
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил (вращение головой)
Молодцы,– Кого еще мы разбудили после зимней спячки? (насекомых)
Посмотрите, как они обрадовались приходу весны.
Летела муха около уха- Ж – Ж – Ж – Ж – Ж (жест рукой вокруг уха рукой)
Летели осы около носа- С – С – С – С – С (жест рукой вокруг носа)
Летел комар и звенел - З – З – З – З – З (вокруг лица жест рукой)
Сел на лоб, а мы его хлоп и поймали
Послушаем – звенит?
Пусть летит……(вдох через нос, длинный выдох через рот)
Кто ещё живет в лесу? (повторить диких животных на русском и татарским языках). (слайд со взрослыми животными). Бу нәрсә? Толке нинди?
Давайте вспомним, как называются детеныши диких животных
Вставайте в круг.
Игра в «Один-много» ( медвежата — медвежонок, зайчата – зайчонок, лисята – лисенок, волчата – волчонок, ежата - ежонок).
Ребята, весну встречают не только птицы, насекомые и животные, но и растения. На проталинах появляются первые цветы - подснежники .Давайте и мы превратимся в хрупкие и нежные подснежники (релакс).
Вырос Высокий цветок на поляне.
Утром весенним раскрыл лепестки.
Всем лепесткам красоту и питанье.
Дружно дают под землей корешки.
Ребята, нам пора возвращаться в детский сад.
Воспитатель ставит музыку
1,2,3,4,5 – в детский сад пойдем опять.
Ребята, вам понравилась наша прогулка по весеннему лесу?
С кем мы встретились в лесу?
- Ребята, а зиму с весной не перепутаете? (Развитие умения подбирать антонимы)
- Давайте проверим.
Зима ушла, а весна - …- пришла.
Зимой солнце холодно, а весной - …- теплое.
Зимой сугробы высокие, а весной - … - низкие.
Зимой медведь спит, а весной-…- просыпается.
- Молодцы, вы старались, я довольна вами. А вам путешествие понравилось.
Давайте, ребята будем друзьями леса, будем беречь природу и пусть нас с вами всегда радует ласковое солнце.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –
Джалильский д/с №6 «Теремок» общеразвивающего вида
Сармановского муниципального района Республики Татарстан
Занятие по развитию речи на тему: «Весна» в средней группе.
п.Джалиль ТимербаеваД/с №6 Зульфия
«Теремок» 2015 г. Зульфатовна