Открытое занятие в старшей группе на тему Гордость моя — Казахстан

Открытое занятие в старшей группе по теме:
«Гордость моя - Казахстан»
 
JазаK тілі мaCалімі: Жакслыкова Гульмира Малшибаевна  

Білім беру саласы: «Познание», «Социум», «Коммуникация.
Б™лімі: «Казахский язык», «Развитие речи», «Ознакомление с окружающим», «Художественная литература».
ТаKырыбы: «Гордость моя - Казахстан»
МаKсаты:
формировать чувство любви и уважения к Родине;
воспитывать эмоционально – положительное отношение к местам, где они родились и живут;
расширять знания детей о Республике Казахстан;
добиваться у детей устойчивого интереса к истории и традициям казахского народа;
обогащать речь детей, развивать интонационную выразительность;
развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни и природы.
С™здік жaмыс: Билингвальный компонент:  Отан – Родина; стихи, айтыс , песня и название блюд на казахском языке.
Материал: предметы быта казахского народа; киіз _й, бесік; подбор музыки для занятия; запись песни «Большой хоровод»; презентация № 1 «Виды Казахстана», презентация № 2 «песня Земля Казахстана»
Предварительная работа: 1. Экскурсия по городу Петропавловск.
2. Занятия по теме «Казахстан»; «Предметы быта казахского народа»; «Пословицы казахского народа о Родине»; «Карта Республики Казахстан»; «Моя столица - Астана»; «Обряды казахского народа»; «Знакомство с символами РК»; «Знакомство с Президентом РК»; «Чтение легенд».
3. Показ и рассказывание обрядов.
4. Разучивание стихотворений.

Ход занятия
`йымдастырушылыK оятушылыK кезеSі.
Мотивационно – побудительный этап.
Под музыку в зал входят ведущие.
Ведущ.1:
БіздіS Отанымыз JазаKстан Республикасы. Ол к™не замандардан басталCан тарихы, аса бай ел.
JазаK елі - ерж_рек, достыKKа адал, бауырмал, KонаKжай халыK. ЫнтымаCы жарасKан к™птеген aлт ™кілдері тaрады. Мемлекетіміз к™п aлтты болып саналады. `лт ™кілдері KазаK халKымен тату - т‰тті ™мір кешуде. JазаKстанда ™мір с_ріп жатKан ‰рбір адам ™з Отанын жанындай жаKсы к™реді, с_йеді, к™к байраCын к™кке к™теруді маKтаныш тaтады.

Ведущ.2: Совместно с детьми нами был разработан проект. В результате деятельности, дети еще больше узнали о своей Родине. Мы побывали в музее, познакомились с природой Казахстана, узнали о традициях, обычаях казахского народа и даже представили что происходит. А вы хотели бы увидеть? Перенесемся на джайлау.

Выход детей под музыку «джайлау»
4 реб. – игра «асыK» (Платон, Рома, Саша Ф., Олеся, )
3 реб. – собирают цветы (Аня, Даша, София)
3 реб. – на конях (Влад, Ильяс, Ярослав)
Лиза – мама с малышом (Лиза, Варя)
6 реб. – в юрте (Наташа, Милана, Настя, Вика, Арсений, Ксюша )
Алена – джигит (с сумкой на плече)
Звучит музыка
Влетают инопланетяне
Инопланетянин 1:
- Что это за место?
Инопланетянин 2:
Куда же мы попали?
(дети окружают инопланетян, трогают)
Наташа.: А вы откуда?
Инопланетяне: Мы жители далекой планеты. А вы кто?
Дети:
- Мы здесь живем
Джигит:
- А я джигит казахской степи. Пойдемте, я расскажу свою историю. Давным-давно это было. Когда я был молод и красив мне очень хотелось найти своё счастье.  Решил я отправиться искать его по всему белому свету.  Год за годом я ходил по земле, много прошёл стран и городов, и понял, что лучше чем Казахстан не найти и народ здесь гостеприимный.
Инопланетянин 1:
- А как зовут твой народ?
Джигит:
- А это ты узнаешь из стихотворений. Кто хочет рассказать? Ильяс, пожалуйста.
Ильяс:
Я казах, в Казахстане я живу
И люблю я родину свою
От Алтая и до Каспия
Это всё отчизна моя
Милый край - ты родина моя
Хлебом - степь бескрайняя щедра
Всем сказать об этом не стыжусь
Я казах и этим я горжусь
Джигит:
- Послушаем Наташу
Наташа:
АKпыз, Kара,сарымыз,
Б‰рімізде   баламыз,  Бір  Отанда  тaрамыз,  Бір  Отанды с_йеміз.
Джигит:
- Вика добавит
Вика:
Хоть говорим на разных мы наречьях  Но позови и прозвучит ответ  Ведь мы родные, мы дружны навеки  И ничего дороже дружбы нет!  Мы народы, где равен любой  А все вместе – единое братство  И быть может друг другу любовь  Есть бесценное наше богатство. 


Ведущий 2:
Люди разных национальностей живут в Казахстане, запоминай, а Лиза и Ярослав тебе расскажут


Лиза:
Неміс, татар, KазаK, Армян, грузин. Орыс  пенен  украин Б‰ріміз тату тaрып
Бір Отанды с_йеміз!                          
Ярослав:
Мы дружной семьёй живём в Казахстане  Татары, башкиры и русские с нами.  Так пусть же крепнет во веки веков  Дружба народов всех возрастов
 
Песня «Большой хоровод»

Инопланетянин 1:
- Я понял, что Казахстан многонациональная страна, и все здесь живут дружно.
Инопланетянин 2:
- Хочу тебя спросить, а что это у тебя за плечами?
Джигит:
- Это домбыра, казахский национальный инструмент, о нем каждый ребенок знает, расскажите нашим гостям.
(Даша выходит на середину и рассказывает)
Даша: Домбыра - казахский народный двухструнный музыкальный инструмент.
(Влад выходит на середину и рассказывает и показывает домбру инопланетянам)
Влад: Домбыра – бaл KазаKтыS aлттыK музыкалыK аспабы. Ол аCаштан жасалынCан.
ОныS екі ішегі бар.
Джигит:
-А как звучит домбра! Хочешь услышать?
(дети берут домбры из за бревна)

Айтыс (Платон, Аня, София, Ильяс)
Реб:
Ата-бабам тойлаCан,
АрмысыS, Наурызым!
JызыKKа еш тоймаCан,
Дархан дала, Kарлы шыS.
Еркем, еркем, еркем-ай,
Еркелеген еркем-ай.
Б_гін болCан мереке,
Болсын таCы ертеS-ай!
Реб.:
Наурыз тойы жырымыз,
К™Sіл г_лдей жайнасын!
Jaлпырып тaр к_н мен ай,
Jaтты болсын, Наурыз той!
Еркем, еркем, еркем-ай,
Еркелеген еркем-ай.
Б_гін болCан мереке,
Болсын таCы ертеS-ай!
Реб:
С‰лем, барша халKымыз,
ЖаSарсын д‰ст_р-салтымыз.
ЖаKсы тілек айтамын:
Наурыз Kaтты болсын деп.
Еркем, еркем, еркем-ай,
Еркелеген еркем-ай.
Б_гін болCан мереке,
Болсын таCы ертеS-ай!
Реб:
АрмысыS, Наурыз!
Jуаныш боп кір, т™рлет.
Ел боп саCан
К™рсетіп жатыр сый-Kaрмет.
Еркем, еркем, еркем-ай,
Еркелеген еркем-ай.
Б_гін болCан мереке,
Болсын таCы ертеS-ай!
Инопланетянин 1: Какая прекрасная музыка!
Джигит:
- домбра всегда звучит на праздниках, и в каждой юрте
Инопланетянин 2:
- Юрта? Хотелось бы посмотреть.
Ведущий 1:
- А мы ее сейчас покажем, и научим строить

Игра: «Юрта»
(дети строят 3 юрты, стулья берут возле пианино)
1 юрта:
- біздіS киіз _й биік, жылы ж‰не кеS.
2 юрта:
- зато мы свою юрту построили быстро, дружно, аккуратно
3 юрта:
- в нашей юрте тепло, удобно, и мы всегда рады гостям
Инопланетянин 2:
- на своей планете, мы обязательно попробуем построить такую юрту
Джигит:
- ребята, а давайте пригласим инопланетян в настоящую юрту
Дети:
- Т™рлетіSіз.
(дети проходят в юрту, рассаживаются, ведущий 1 и инопланетяне садятся на почетные места)
Ведущий 1:
ЕS біріншіден ерекше амандасу керек: «с‰леметсіздер ме». Киіз _йде KонаKтарCа Kaрметті орын беріледі.
Инопланетянин 1:
Бaл не?
Инопланетяне: Какой приятный аромат. Чем это так пахнет?
Милана:
Мынау бауырсаK – это казахское национальное блюдо, отведай.


Вика:
Мынау Kaмыс – это кобылье молоко (наливает из торсыка), а там бешпармак гото -
вится
Инопланетяне:
- Jандай д‰мді!
Ведущий1: ТаCамды жеп ауыз тигеннен кейін «рахмет» - деп айтады.
Инопланетяне: Рахмет.
Инопланетянин 1:
-А что это у вас?
Ведущий1:
-Мынау білезік.
Лиза:
- Я знаю, это украшение сделанно из серебра.
Платон:
-На нем изображен орнамент.
Варвара:
-Его очень часто одевают, когда ходят в гости.
Ведущий1:
-Верно, ювелирное искусство занимает особое место в истории казахской национальной культуры.
Ведущий 2:
- Вот такой гостеприимный народ в Казахстане, и в каждом уголке Казахстана вас так встретят. Пройдемте на джайлау окунемся в мир прекрасных гор, озер, степей.
(дети садятся на ковер свободно)

Клип «видео с изображением Казахстана»

Инопланетянин 2:
- Какая восхитительная природа у вас в Казахстане!
Ведущий 2:
- ты прав, богата природа Казахстана! Много и растений и животных, и все это нашло отражение в работах Казахстанских мастеров. В каждом орнаменте можно заметить различные образы. Покажем и мы свое мастерство.
(дети подходят к столам и вырезают орнаменты, затем выкладывают их в виде буквы «К»)
Платон:
- посмотрите, у нас получилась буква
Даша:
- с которой начинается название нашей Республики
- и в каждом орнаменте есть частичка нашей культуры.
Рита:
- и когда вы будете прилетать к нам еще раз, эта буква поможет вам не заблудиться.
Ксюша:
- Родина моя – Казахстан!
Богдан:
- там лазурное небо и снежные горы
Арсений:
- бескрайних полей золотые просторы
София:
- закаты как в сказке и звездные ночи
Рома:
- рассветы ясны, как красавицы очи
Саша У.:
- там вольные ветры и быстрые реки
Олеся:
- Яркое солнце, широкие степи
Саша Ф.:
- манящие тайной святые озера
Все:
- и лоз виноградных витые узоры
Инопланетянин 2:
- наш корабль отремонтирован и нам пора улетать
Инопланетянин 1:
- спасибо за то, что вы нас так тепло встретили и рассказали о своей стране!
Ведущий 2:
- всем жителям аула и гостям я предлагаю послушать чудесную песню о Казахстане, а для этого прошу пройти к зрителям.
Дети все хором:
Казахстан – земля родная,
Очень любим мы тебя.
Море, горы, даль степная,
Это Родина моя!
Ведущий:
- Спасибо ребятам за то, что рассказали и показали гостям очень интересную историю.
Инопланетяне:
- дорогие гости, приглашаем отведать угощения ( поднос с бауырсаками)
Предлагаю пройти в группу отобразить свои впечатления в рисунках.