Открытое интегрированное занятие в детском саду «Моя семья»


Конспект открытого интегрированного занятия в детском саду «Моя семья»
 
Программное содержание:
- формировать дифференцированные представления о близких и дальних родственниках как представителях определенного возраста и пола;
- продолжать формировать понятие об их гендерной идентичности, через игру, общение;
Оборудование и материалы: фотографии: детей, их членов семьи, близких родственников, семейные фотографии детей; фото-ряд: «Младенчество», «Первые полгода в детском саду»- «Прошлое», «Настоящее», «Родители на рабочем месте - будущее»; «Семейные фотографии»; погремушка, мяч.Картинки: мужчины, женщины, девочки, мальчики. Ствол для создания «Древа нашей группы, с заранее просверленными «гнездами» для веток, на стволе уже приклеенные фотографии сотрудников детского сада, натуральные ветки; листья, вырезанные из плотной цветной бумаги зеленого цвета, с наклеенными на них фотографиями детей и их родных.
Предварительная работа: чтение художественных произведений, рассматривание фотоальбома «Моя семья», рисование: «Моя семья», «Портрет моей мамы», Выставка домашнего задания «Моя семья» (герб семьи, генеалогическое  древо семьи, флаг семьи).
Ход  занятия в детском садуДети стоят полукругом.
Воспитатель  с загадочным видом:
Ребята давайте немного попутешествуем. Мы побываем в прошлом, настоящем, и в будущем.
Сначала попробуем разобраться: то, что прошло - это…(прошлое), а то, что только ещё будет - это…(будущее), а то, что есть - это…(настоящее). Чтобы отправиться в наше путешествие, нам необходимо выполнить задание, если мы выполним правильно, то мы окажемся в другом времени.
Воспитатель:
Мальчики подойдите слева к мольберту, а девочки  справа.
Посмотрите  здесь картинки, но они все перепутались, давайте сообща наведем порядок, расставим их по порядку, как растет человек.
Игра «Что сначала, что потом»
Дети расставляют картинки на мольбертах: «От девочки до бабушки (старушки)», «От мальчика до дедушки (старичка)».
Вопросы и ответы на них:
Воспитатель: Кто здесь самый маленький? Кто молодой? Какая девочка? Какой мальчик? Кто взрослый? Кто самый старший? (ответы детей)
Обобщает девочка: - сначала я  была, малышом, стала девочкой, буду мамой, бабушкой.
Обобщает мальчик: - сначала я был малышом, стал мальчиком, буду папой, и дедушкой.
Как только выполнили задание, звучит музыка.
Воспитатель таинственно:
Мы можем отправляться в доброе прошлое, тихонечко проходим на стульчики, шепотом говорим волшебные слова: «Раз, два, три глазки сомкни, в прошлое попади!»
Видео - ряд. «Младенчество»
Воспитатель:
Вот мы и попали в прошлое, это как раз то время когда вы только родились. Может, кто узнал себя в этих малышах. (Ответы детей).
Да, это вы! Как же радовались ваши родители, когда вы появились на свет. Но перед ними встала важная задача, знаете какая?- дать вам имя. Ведь имя есть у всех и без имени нельзя. Давайте вспомним те времена, когда вы только учились говорить свое имя,
Посмотрите на себя в прошлом, когда вы только пришли в нашу группу
Видео - ряд «Первые месяцы в детском саду»
Воспитатель: А вспомнить, как вас ласково называли, поможет нам вот этот подарок из прошлого, что это?
Дети:  -  Погремушка!
Воспитатель: Становитесь в круг, у кого в руках погремушка, тот и говорит. Сейчас погремушка у меня. Значит, говорю я!
Игра «Скажи ласково»
Воспитатель:
Меня в детстве называли ласково:  Доченька, Розочка (передаю погремушку по кругу)
Ответы детей
Звучит музыка.
Воспитатель: Прошлое остается позади, дети подрастают, узнают много нового. Пришло время отправиться дальше, скажем вместе, тихонько, волшебные слова:  «Раз, два, три, повернись, в настоящее вернись».
Воспитатель:  садитесь и закройте глаза.
Дети садятся на стульчики, беру зеркало. Подхожу к детям.
Игровое упражнение «У зеркала»
Воспитатель: У настоящего тоже есть подарок, открываем глазки, посмотрите, кого вы там увидели?
Дети: – Себя!
Воспитатель: – Правильно! Каждый увидел сам себя. Но каждый из вас неповторим. Ведь мы бываем разные, улыбнитесь себе!
А еще мы умеем сердиться, бывает, мы грустим, или радуемся (дети показывают мимикой разные эмоциональные состояния).
Хоть мы и разные, но у каждого есть самый близкий, дорогой человек, который вас любит, оберегает, это – мама!
Стихотворение читает ребенок.
Мама спит. Она устала.
Ну и я играть не стала
Я волчка не завожу,
А уселась и сижу.
Не шумят мои игрушки.
Тихо в комнате пустой
А по маминой подушке
Луч крадется золотой
И сказала я лучу
-я тоже двигаться хочу
Я бы многого хотела
Вслух читать и мяч катать
Я бы песенку пропела
Я б могла похохотать
Да мало ль  я чего хочу!
Но мама спит, и я молчу.
Луч метнулся по стене,
А потом скользнул по мне
«Ничего - шепнул  он будто, - посидим и в тишине»
Воспитатель:
Продолжаем наше путешествие отправимся в будущее.
Давайте сядем по удобнее. Скажем волшебные слова: «Раз, два, три, улыбнись будущее появись!» (говорят хором, вместе с воспитателем)
Фото-ряд  «Родители на рабочем месте»
Воспитатель: Посмотрите, а вот это может быть вашим будущим. Это профессии ваших родителей. Вспомните, кем работают мамы?
Ответы детей.
Воспитатель: - А папы?
Ответы детей.
Воспитатель:
И вы вырастите, выберете себе профессию, кто то станет как, у  Сережи папа полицейским, кто то водителем, охранником. А  девочки - продавцом, учителем, врачом. А пока мы должны расти.
Музыка
Воспитатель:
С помощью волшебных слов вернемся в настоящее
«Раз, два, три не вертись в настоящее вернись!»
Дети таинственно повторяют волшебные слова.
Отгадайте ребус.
Воспитатель: Что здесь написано? Какая буква?
Ответы детей: (буква Я).
Воспитатель: давайте сосчитаем, сколько букв Я?
Дети: (считают)
Я Я Я Я Я Я Я –СЕМЬ-Я. ( 7-Я )
Воспитатель: - Молодцы!
Физминутка «Семья»
Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши)
Кто живет у нас в квартире? (повороты в стороны с подниманием плеч)
Раз, два, три, четыре, пять (Хлопки в ладоши)
Всех могу пересчитать; (указательным пальцем пересчитывают)
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щегол, сверчок и я-
Вот и вся наша семья! (загибают поочередно пальцы на руке)
Воспитатель:
Кто знает, что такое семья?
Ответы детей: (это близкие люди, которые живут вместе).
Воспитатель:
Кто же эти близкие люди? Это?
Дети: – мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка.
Воспитатель: А вот и посмотрим вместе, какие у вас семьи.
Видеоряд семейных фотографий.
Воспитатель: Давайте рассмотрим фотографии некоторых семей.
Кого вы там видите? (ответы 2-3 детей, называют имя, отчество родителей, называют членов семьи)
Воспитатель:  На семейных фотографиях, вы видите мужчин, женщин, девочек, мальчиков.
Игровое упражнение «Скажи кто может быть…»
Воспитатель: (картинки раскладываю на мольберте)
- Скажите, в семье кто может быть мужчинами? (ответы детей: папа, дедушка)
-Какой он? (ответы - сильный, строгий, большой…старый, мудрый, серьезный)
- Кто в семье может быть женщиной? (ответы: мама, бабушка)
- Какая она? (ответы: заботливая, красивая, трудолюбива… добрая, ласковая, старенькая)
- Кем может быть мальчик в семье? Какой он? (ответы: сын, внук, брат…забавный, веселый)
- Кем в семье может быть девочка? Какая она? (ответы: дочь, внучка, сестра…старательная, умная…)
Воспитатель:
Мужчин, женщин, девочек, мальчиков, как можно назвать одним словом? (Люди)
Игра «Кто  я»
Дети становятся в кружок, воспитатель в центре. Бросаю мяч и задаю вопрос, например: Я мама, а ты мне кто? Ребенок, бросая мяч обратно воспитателю отвечает: сын (дочь)
Аналогично – папа, дедушка, бабушка, тетя, дядя.
Дальше усложняю: «Я внучка, а ты мне кто?», «Кому ты дочь?», «Кто тебе мамина мама?», «Кто тебе папина сестра?» и т.д.
Воспитатель:
- Хорошо, молодцы вы у меня сегодня!
Вы каждый день ходите в детский сад, в нашу группу. Вам нравится здесь? (ответы)
Воспитатель: Мы все находимся здесь почти весь день. Мы дружим, уважаем друг друга, помогаем друг другу. Этим мы похожи на семью.
Привлекаю внимание на дерево.
В нашей группе выросло необычное дерево. Рассматриваем: корни ствол. Фотографии: заведующей, методиста, медсестры, логопеда, психолога, воспитателей и помощника воспитателя. Дети называют имя, отчество сотрудников.
Это «Древо нашей группы». Что мы видим (ствол). Чего не хватает?  (веток)
Воспитатель каждая ветка- это ваша семья. Проходите на свои рабочие места там вы найдете веточки, помните правило «Опасно махать острыми предметами». Что может случиться?  (ответы). В тарелочках листики на которые вы с вчера клеили  фотографии ваших родителей и членов ваш их семей. Приклеивайте  листочки на веточку. Готовые веточку  мы прикрепим к нашему дереву. При этом хотелось бы услышать от вас, как зовут членов семьи, назвать их имена и отчество, кем они вам приходятся.
Помогаю готовые работы вставлять в ствол.
Отмечаю – по вашим рассказам, можно почувствовать с какой любовью и нежностью вы относитесь к своим близким, родным.
Предлагаю послушать стихотворения которые дети приготовили. Как вы уже догадались- О СЕМЬЕ.
Стихи
1 ребенок
На опушке дом стоит
На столбе фонарь висит
В доме том живет семья,
Очень- очень дружная.
Папа гвозди забивает,
Сынок папе помогает,
Мама гладью вышивает,
Дочка куколку качает
Чинит дедушка сапог
Вяжет бабушка носок
Вот семья, какая
Дружная большая
2 ребенок
Семья - святое слово,
И обижать его нельзя!
В нём наши корни, наша сила,
Наши заветные слова.
3 ребенок
Каждому слово «семья» родное
В этом слове много тепла
Оно словно солнце большое,
Полно надежд и добра.
4 ребенок
Семья – это радость, тепло и уют
Семья - это дом, где тебя всегда ждут
5 ребенок
Если мир и дружба в семье,
Вами будут гордиться все.
6 ребенок
Знают взрослые и дети,
Что важней всего на свете-
Мама, папа, ты, и я-
Вместе дружная семья!
7 ребенок
Я люблю свою семью
Маму, папу я люблю
Люблю деда и бабусю
И щенка и кошку Мусю!
Всех кого я так люблю
Имеют право на семью.