Презентация проекта Школа юного оратора


Проект «Школа юного оратора» Проект подготовила:Пестерева С.Н.Учитель русского языка и литературы Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение «Линдинская Малокомплектная Основная Общеобразовательная Школа» Муниципального района «Жиганский национальный эвенкийский район» Республики Саха (Якутия) Актуальность Современное ораторское искусство учит эффективному, успешному обучению. Кружок раскрывает суть общения, его значение в жизни человека, показывает, что общение бывает разным и зависит от многих обстоятельств. Для каждого человека важно говорить правильно и хорошо. Риторика помогает добиться успеха в жизни. Риторические навыки нужны многим людям в их профессиональной деятельности т.е. тем, кому необходимо постоянно общаться: что-то объяснять, консультировать, рекомендовать, выступать публично, защищать свои идеи перед аудиторией и т.д. Риторика учит нас быть коммуникабельными, быть готовыми войти в социум. Задачи – обучение умелой, искусной речи, а точнее, эффективной речи. Поэтому в центре внимания – обучение эффективному общению человека. Главная особенность риторики заключается в том, что риторика естественно, гармонично связана прежде всего с системой родного языка, знание которого в свою очередь отражается и сосредотачивается в языковой личности, в том, как эта личность умеет строить целесообразные высказывания, как владеет всем необходимым для этого языковым материалом, насколько осознанно, осмысленно это высказывание. Курс рассчитан на 35 часов, для 6-9 класс. Посещение кружка также поможет детям выступать на концертах, семинарах, конференциях, конкурсах чтецов, брейн-рингах, подробно и уверенно отвечать на уроках, писать сочинения, изложения, диктанты, объяснять и излагать свои мысли как в устной так и в письменной форме. Цели:Научить выступать перед аудиторией.Избавить от «боязни сцены».Привить любовь к родному и русскому языку, развить грамотность.Отвлечь детей от различных компьютерных гаджетов.Привить любовь к живому общению.Минимизировать общение через социальные сети.Раскрыть талант будущих маленьких ораторов.Задачи: Усвоение базовых понятий (красноречие, риторика, ораторское искусство, коммуникативная компетенция).Овладение стратегиями и тактиками речевого поведения в различных видах и формах коммуникации.Повышение уровня культуры речевого поведения в сферах устной и письменной коммуникации.Формирование риторических умений необходимых для успешной коммуникации в самых различных сферах. Ожидаемые результаты: Приобретение умений и навыков публичного выступления, Умения импровизировать, Преодоление страха перед публикой. Приобретение коммуникабельности, Регулирование тона и громкости своей речи, Приобретения умения проводить риторический анализ.Оборудование: Компьютер и ИКТ, раздаточный материал, наглядные пособия, трибуна оратора. Курс включает в себя темы:Зачем нужна риторика?Какую речь называют ораторской. Публичная речь. Роды, виды. Жанры .Деловая игра. Тесты. Упражнения.Условия успеха оратора. Части ораторской речи. Виды ораторской речи. Устные информационные жанры. Деловая игра. Тесты. Упражнения.Этика – этикет – речевой этикет.Ораторские приемы. Пример, подобность, сравнение.Повтор.Иносказание. Призыв. Перекрещивание.Цитирование. Цель. Антитеза.Намек. Преувеличивание. Вставка.Предуведомление. Повышение напряжения. Неожиданность. Риторические вопросы. Вставка. Промедление. 18. Непозволительные приемы.19. Выступление.20. Фрейминг21. Софизмы.22. Голосовые приемы. Дыхание. Громкость. Дикция.23. Интонация. Темп речи. Паузы.24. Выступление.25. Поведенческие приемы. Поза. Жесты. Мимика.26. Запоминание текста.27. Концентрация внимания.28. Ассоциации.29. Повторение.30. Упражнения. Выступление.31. Выразительные средства оратора.32. Метасообщение.33. Методы сообщения обратной связи.34. Как произвести нужное впечатление на аудиторию.35. Работа с вопросами и возражениями. Приложение 1. Упражнения для дыхания. Упражнение 1. Задувание свечей. Представьте, что вам нужно задуть 3 свечи. Наберите в грудь достаточно воздуха, и подуйте на каждую из трех воображаемых свечей. Теперь сделайте то же самое для большего количества свечей, и увеличивайте их количество постепенно: 4, 5, 6, 7. Как только вы почувствуете, что устали – остановитесь и отдохните. После этого попробуйте выпрямиться и вдыхать больше и глубже, задействуя мышцы диафрагмы (у нижних ребер), а выдыхать более спокойно и направленно. После этого повторяйте упражнение, пытаясь задуть больше воображаемых свечей, но ни в коем случае не перенапрягайтесь, иначе от недостатка воздуха у вас может закружиться голова.Упражнение 2. Научиться правильно использовать выдыхаемый воздух - одна из сложнейших задач. Для тренировки оптимальной техники выдоха вы можете воспользоваться стихотворением Самуила Маршака «Дом, который построил Джек», старайтесь на одном дыхании произносить каждую часть стихотворения. Рекомендации тут такие же, как и в предыдущем упражнении для развития речевого дыхания. Приложение 2 1. Современная общая риторика – это:а) искусство говорить правильно и красиво;б) искусство оказывать на слушателей необходимое ораторупсихологическое воздействие;в) наука о превращении мысли в речь и речи в мысль;г) теория и практика коммуникации;д) синтез психологии и филологии;е) культура речи;ж) средство разрешения служебных и бытовых проблем.2. Специальная (частная) риторика – это:а) профессиональное подразделение общей риторики;б) функциональное подразделение общей риторики;в) ситуационный аспект общей риторики;г) наложение правил и законов общей риторики на предметконкретной деятельности.3. Мысль (идея) – это:а) словесный пакет, организованный по правилам грамматики;б) отражение глубинных интересов, желаний или эмоций субъекта;в) цепь образов, сменяющих друг друга в сознании субъекта;г) реакция на явления внешнего мира;д) реакция на явления внутреннего мира.4. Как человек мыслит?а) словами, создавая на их основе образы – картинки явленийвнешнего и внутреннего мира;б) образами, облекая их затем в слова;в) образами без слов.5. Словесная оболочка мысленного образа:а) обогащает его содержание;б) обедняет. 6. Какой компонент речевого события является субъективнымпо отношению к оратору?а) речевое поведение;б) речевая ситуация.7. Речевая роль – это:а) проекция социальной роли на речевое событие;б) функция в процессе общения;в) личностный аспект речевого события.8. Речевая цель – это:а) личный интерес участника речевого события;б) результат, которого желает каждый из собеседников;в) общее поле интереса оратора и слушателей.9. Чем определяется смысловое поле темы устного выступления?а) общей целью выступления;б) конкретной целью;в) содержанием темы;г) речевой ситуацией;д) эрудицией оратора;е) запросами аудитории.10. Диалог оратора со слушателями – это, прежде всего:а) конструктивный обмен мнениями по ходу изложения темы;б) оперативные ответы на вопросы аудитории;в) духовный контакт оратора и публики;г) полемика двух и более сторон по ходу выступления или посленего;д) понимание и взаимоуважение оратора и слушателей. Глоссарий Риторика- наука о красноречии.Ораторская речь- речь публичная, т.е. обращенная к многочисленной аудитории.Публичная речь- речь, обращенная к публике.Ораторское искусство-это знания оратора + дар слова + его глубокая убежденность.Хороший оратор - яркая индивидуальность.Контакт- взаимодействие, взаимопонимание.Диалог (греч.) – беседа, разговор двух или нескольких людей.Доклад- вид устного сообщения в монологической речи.Речевой этикет - правила, которые регулируют речевое поведение, система национально- специфических, стереотипных. Устойчивых формул общения, принятых обществом для установления контакта собеседников, поддержания и прерывания контакта.Коммуникативность - свободное владение языковыми средствами на всех его уровнях: фонологическом, лексико - семантическом, морфологическом, синтаксическом, текстовом.Коммуникабельный - общительный человек, который сам легко общается и с которым легко общаться другим.Задачи оратора - убедить слушателя, воздействовать на их ум, чувства, волю.Публицистическая речь - убеждающая, воздействующая.Публичная речь – информационная, ораторская.Кодекс оратора - не лгать, не бояться правды, не быть пристрастным, быть нравственным. Какой вы ритор?Оцените себя с точки зрения того, как вы владеете риторическими навыками и умениями. Выберите сами систему оценки (пятибалльную, десятибалльную или какую-то еще).Умение ориентироваться в речевой ситуации.Умение импровизировать.Умение решать поставленную коммуникативную задачу.Владение ораторской речью.Владение несловесными средствами общения.Постановка голоса.Умение проводить риторический анализ. Литература для учеников.Вербовая Н.Н. Искусство речи. М, 1997годВолков А.А. Основы ораторского искусства. М, 1996 годГраудина Л.К. Риторика. М, 1996 годРиторика: осваиваем ораторское искусство Соколова Ю.А. Эксмо 2004 Домашняя школаЛьвов М.Р. Ораторское искусство. М, 2002 год