Роль навыка работы с тестами при изучении математики в основной школе

Экспериментальный проект
«Роль навыка работы с тестами
при изучении математики в основной школе»
Каждый учитель огорчается, видя на своих уроках скучающие лица; когда же ученики работают увлеченно, азартно, то и учитель испытывает радость. Умение увлечь учеников работой, научить их учиться, и есть педагогическое мастерство, к которому я всегда стремлюсь. Учитель для того и учитель, чтобы создавать стройную систему знаний и умений, научить применять их на практике. Начинать это нужно с первых школьных дней ребенка, когда они все так пытливы и любознательны. И здесь важно только направить развитие детей в нужное русло, выстроить систему.
В своей практике я начинаю эту работу уже с 5-го класса, и буду продолжать ее до самого выпускного экзамена. Особенно интересно это получается с учениками подросткового возраста. Ведь для пятиклассников характерно преимущественно эмоциональное отношение к любой деятельности, которую они выполняют. Исследования показывают, что практически все 5-6-классники считают себя способными к тому или иному учебному предмету, причем критерием такой оценки служит не реальная успешность по этому предмету, а субъективное отношение к нему. Такое отношение к собственным возможностям создает благоприятные условия для развития способностей для развития способностей, умений, интересов школьника. Я ыстраиваю свои уроки таким образом, чтобы они вызывали у 10-12 летнего ученика положительные эмоциональные переживания.
Из своих личных наблюдений и опираясь, на психолого-педагогические теории я пришла к выводу, что пятиклассники (дети 10-12 лет) характеризуются резким возрастанием познавательной активности и любознательности, возникновением познавательных интересов. В этот период подростку становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его повседневной жизни. Многие исследователи рассматривают этот возраст как период «зенита любознательности» (по сравнению с младшими и старшими детьми).
Однако при этом школьники 5 класса утомляются быстрее, им труднее сосредоточить свое внимание при продолжительном объяснении учителя, они чаще отвлекаются и от активного восприятия переходят к пассивному. Это меня заставляет следить за тем, чтобы деятельность учащихся не была однообразной, монотонной, скучной.
На своих уроках я стараюсь создать ситуацию «комфорта» для всех и для каждого учащегося, решая изо дня в день, из урока в урок одни и те же задачи: обучение, развитие и воспитание. Вместе с детьми учусь и сама: у учителей-наставников – мастерству, у коллег – доброжелательности, у учащихся – постоянному стремлению вперед. Много читаю педагогическую литературу, уделяю большое внимание методической подготовке уроков, вопросам дифференцированного обучения, мыслительной деятельности учащихся, развитию самостоятельности и практических навыков учащихся, установлению межпредметных связей.
Я исследовала возможность применения тестов на разных этапах учебного процесса и оценила эффективность применения системы тестов при диагностике результатов обучения учащихся. На своих уроках я использую тесты как одну из форм контроля, наравне с традиционными самостоятельными и контрольными работами, зачетами, смотрами знаний и т.п. Правильное сочетание всех видов контроля позволяет более качественно осуществлять учебный процесс. Использование тестов на уроках математики дает возможность осуществлять реальную индивидуализацию и дифференциацию обучения; вносить своевременную коррекционную работу в процесс преподавания; достоверно оценивать и управлять качеством обучения. Ученик должен привыкнуть к жёсткому постоянному контролю времени, уметь в течение всего экзамена плодотворно работать, умело распределять время и силы. Выдержать такой график может тот, кто приучен заниматься математикой подряд 3-4 урока, выполнять на уроках и во время домашних заданий большой объём работы. Большинство обучающихся сдают работы уже через час-полтора после начала экзамена. Отсутствие привычки напряжённо трудиться продолжительное время – одна из причин низкого качества написания ЕГЭ. Поэтому учителям математики необходимо проводить тематические, итоговые, полугодовые и годовые контрольные работы в форме тестирования с большим количеством разнообразных по содержанию и уровню сложности заданий, близких по структуре заданиям ЕГЭ и ГИА, рассчитанные на 3-4 часа. На любых этапах урока необходимо использовать тесты, приучать детей к современной форме контроля знаний.
Опыт моих лет работы показал, что использование наиболее рациональных способов, приемов учебной деятельности, различных видов контроля в работе с учащимися, дает определенные результаты.
Актуальность исследования заключается в том, что важным элементом урока математики и всего процесса обучения в целом является проверка знаний и умений, по средствам тестовых технологий, как итог - успешная сдача Единого Государственного Экзамена.
Цель - проведение тестовых работ на уроках и элективном курсе с одноименным названием ( провожу занятие один раз в неделю), используя раздаточный материал и ИКТ и в качестве дополнительного домашнего задания, в частности для учащихся с хорошим уровнем усвоения информации. Показать влияние различных видов тестов на качество знаний, навыков учащихся, интереса к предмету. Есть и личная задача автора проекта: получение опыта психолого-педагогического исследования.
Объект исследования: самостоятельные работы учащихся, итоговые результаты.
Начало исследования 01.09.2013 г.
Аудитория 5 «а» класс (2013-2014 уч.г.), 6 «а» класс (2014-2015 уч.г.), ныне 7 «а» класс.
Гипотеза исследования: если на уроках, при выполнении домашней работы, элективных курсах или дополнительных занятиях математики использовать систематически различные виды тестов, которые будут развивать самостоятельность, ответственность, умение работать на ПК, то это будет способствовать повышению уровня знаний, умений и навыков школьников.
Определение динамики интереса учащихся к данному курсу выясняется через анкетирование и собеседование в процессе работы. Данный курс поддерживает изучение основного курса математики и способствует лучшему усвоению базового курса математики. В элективном курсе представлены тесты, по своей текстуре напоминающие тесты ЕГЭ. Они сгруппированы и расположены в соответствии с порядком изложения материала в учебнике Н.Я Виленкина. Так же учащиеся работают с тестами в двух частях, представленными в пособии авторов И.В. Гришиной, Е.В. Лестовой, имеющиеся у каждого ученика. Одними из самых часто используемых Интернет-сайтов, является [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Контроль усвоения знаний осуществляется с целью успешного усвоения учебного материала учащимися и эффективного использования педагогом методов обучения. Контроль знаний позволяет корректировать и совершенствовать процесс обучения, осуществлять индивидуальный подход в обучении, следить за ходом усвоения знаний, успехами учащихся.
У каждого педагога свои, присущие только ему оценочные установки, жизненный и профессиональный опыт, уровень методического мастерства, личные пристрастия и т.п. Все это делает процесс оценивания и оценку знаний разными педагогами в значительной степени субъективными,неоднозначными.Особенно трудно достичь объективности и адекватности оценки знаний учащихся молодым и начинающим педагогам. Важно иметь объективные способы определения качества усвоения темы и учебного курса в целом. Они должны дать ответ на вопрос, можно или нельзя данному учащемуся переходить к следующему этапу обучения.
Одним из видов объективного контроля как раз является тестовый контроль, состоящий в использовании стандартизированных учебных заданий (тестов) и эталонных ответов. Тестовый контроль позволяет создать автоматизированную, так и неавтомотизированную контрольно-обучающую программу.Как автоматизированный, так и неавтоматизированный виды тестового контроля сокращают время на его проведение и облегчают труд педагога.
Адаптация школьников к процедуре тестирования – необходимое условие успешной сдачи ими единого государственного экзамена в 11 классе, ЕТЭ в 9 классе и других экзаменов в тестовой форме.
Анализируя уровень усвоения материала учащихся за год, участвующих в эксперименте с иными, делаю вывод:
В 5 классе коэффициент усвоения материала от 0,7-,08 -10% удов.уровень
0,8 до 0,9 – 50% хороший уровень
более 0,9 – 40% отличный уровень
В 6 классе коэффициент усвоения материала от 0,7-,08 -10% удов.уровень
0,8 до 0,9 – 40% хороший уровень
более 0,9 – 50% отличный уровень
Таким образом, количество учащихся, имеющих отметку 5 возросло на 10%.
Анализируя результаты отметок школьников в четвертях, годовую за 5,6 классы, результаты на школьной олимпиаде, различных конкурсах, в том числе в международном математическом конкурсе - игре «Кенгуру»(большее количество учащихся получили лучший бал по школе), сделала следующие предварительные выводы: учащиеся данного класса, участвующие в экспериментальном проекте, в сравнении с школьниками других классов данной параллели, показали более высокий уровень усвоения материала, убедилась в том, что многие из них имеют стойкий интерес к процессу обучения, добились определенного уровня знаний по математике.
Так же формирующим экспериментом была практическая работа по составлению и решению тестов структуры ЕГЭ на уроках математики (под руководством учителя). Планируемый результат – повышение уровня предметной и психологической готовности к ЕГЭ по математике, побуждение учащихся к самостоятельной работе по получению информации о ЕГЭ, формирование мотивов и умений самообразования.Составление учащимися тестов и их выполнение повышает уровень готовности к ЕГЭ.Осуществляли групповую рефлексию по работе над проектом, с целью привлечения школьников к активному участию в проекте.
Конечно, в процессе работы не решили всех задач, но хотя бы попытались пойти вперед по пути их решения. А самое главное, надо помнить, что можно создавать любые технологии обучения, но надо помнить, что во главе любого начинания стоит Учитель, который особым образом выстраивает взаимоотношения с учениками и родителями, основанное на толерантности и творчестве. Это учитель вовремя старается прийти на помощь ученику, не оставляет его наедине с проблемами, учитель помогает поверить ребёнку в свои силы.
Дата окончания эксперимента не установлена.


Приложение
Уровень усвоения учебного материала
Показывает качество владения обучаемым учебным материалом.
Такая классификация позволяет четко формулировать дидактические цели при проектировании учебной программы и на их основе определять его состав.
Различают пять уровней усвоения учебного материала:
Нулевой уровень (Понимание) - это такой уровень, при котором обучаемый способен понимать, т.е. осмысленно воспринимать новую для него информацию. Строго говоря, этот уровень нельзя называть уровнем усвоения учебного материала, т.к. фактически речь идет о предшествующей подготовке обучаемого, которая дает ему возможность понимать новый для него учебный материал.
Первый уровень (Опознание) - это узнавание изучаемых объектов и процессов при повторном восприятии ранее усвоенной информации о них или действий с ними, например, выделение изучаемого объекта из ряда предъявленных различных объектов.
Второй уровень (Воспроизведение) - это воспроизведение усвоенных ранее знаний от буквальной копии до применения в типовых ситуациях. Примеры: воспроизведение информации по памяти, решение типовых задач (по усвоенному ранее образцу).
Третий уровень (Применение) - это такой уровень усвоения информации, при котором обучаемый способен самостоятельно воспроизводить и преобразовывать усвоенную информацию для обсуждения известных объектов и применения ее в разнообразных нетиповых ситуациях. При этом обучаемый способен генерировать новую для него информацию об изучаемых объектах и действиях с ними. Примеры: решение нетиповых задач, выбор подходящего алгоритма из набора ранее изученных алгоритмов для решения конкретной задачи.
Четвертый уровень (Творческая деятельность) - это такой уровень владения учебным материалом темы, при котором обучаемый способен создавать новую информацию, ранее неизвестную никому. Пример: разработка нового алгоритма решения задачи.
Уровень представления обозначается a и может меняться от 0 до 4.
Для измерения степени владения учебным материалом на каждом уровне используют коэффициент:
,
где:
P1
-
количество правильно выполненных номеров теста

P2
-
общее количество номеров в тестовом задании

Исходя из этого: .
Таким образом, уровень усвоения учебного материала может быть использован для оценивания качества знаний обучаемого и выставления оценки. Предлагаются следующие критерии:

Неудовлетворительно


Удовлетворительно


Хорошо


Отлично

При  следует продолжать процесс обучения на том же уровне.



Рисунок 1Рисунок 2Рисунок 5Рисунок 6ђ Заголовок 315