Технологическая карта к уроку биологии на тему Строение и функции органов дыхания (8 класс)


8 класс, общеобразовательный
Программа базового уровня; учебник: Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология. Человек. 8 кл.
Тема урока: Строение и функции органов дыхания
Цели:
– познавательные:
дать понятие значения дыхания как процесса, необходимого для жизни; раскрыть сущность дыхания, его роль в обмене веществ и энергии;
установить взаимосвязь строения и функций воздухоносных путей, рассмотреть голосообразование и артикуляцию звуков речи;
развивать у учащихся умение применять полученные знания в жизни, решать проблемные и интеллектуальные задачи;
– развивающие:
развивать умение делать выводы на основе полученной информации,
способствовать формированию у учащихся индивидуального стиля учебной деятельности,
Развивать интеллектуальные способности, логическое мышление, навыки познавательной самостоятельной активности, рефлексивного осмысления результатов деятельности;
– воспитательные: осуществлять гигиеническое воспитание учащихся.
Технологии:
– системно-деятельностного подхода,
– ИКТ-технологии (сопровождение урока презентацией).
Оборудование: таблица «Система органов дыхания», презентация (ИКТ).
Методы:
– объяснительно-иллюстративный,
– проблемный, частично-поисковый,
– самостоятельная работа.
Тип урока: постановка и решение учебной задачи.
Структура урока:
I этап: определение потребностей и мотивов обучающихся к учебной деятельности.
II этап: принятие учебных целей и условий их достижения.
III этап: проверка принятой гипотезы, сбор данных, их анализ, формулирование выводов.
IV этап: итоговый самоконтроль и самооценка (рефлексивное осмысление и самопознание).
Технологическая карта урока
Этапы урока Содержание учебного материала. Деятельность учителя Деятельность обучающихсяФормирование универсальных учебных действий
I этап: определение потребностей и мотивов обучающихся к учебной деятельности Задание, содержащее противоречие, с целью создания проблемной ситуации для обучающихся:
Сейчас в условиях зимы достаточно частыми заболеваниями являются: ОРЗ и ОРВИ. Они почти всегда сопровождаются такими симптомами как заложенность носа и насморк. Какие препараты от насморка лучше всего использовать, масляные или увлажняющие, на основе морской воды? Крайне ли важно лечение насморка, какие негативные последствия оказывает этот симптом?
Побуждающий диалог с обучающимися:
– Сравните названные группы препаратов по физическим и химическим свойствам: текучесть, вязкость и др.
– Какое действие будут оказывать каждый из них на применяемую область, носовую полость?
– Необходимо ли при этом учитывать строение носовой полости?
– Знаем ли мы ее строение, значение в организме человека?
– Частью какой системы органов она является?
– Можем ли мы сейчас ответить на поставленный в начале урока вопрос? Почему? Какие знания мы должны иметь, чтобы ответить на вопрос?
– Сформулируйте тему урока.
– Что мы должны узнать на уроке, изучая данную тему, чтобы решить задачу, поставленную в начале урока? Высказывают свои предположения.
Сравнивают:
– препараты на водной основе хорошо увлажняют, питают клетки носовой полости;
– на масляной основе смягчают.
– Да.
– Нет.
– Носовая полость является частью дыхательной системы.
– Нет.
Формулируют тему урока «Строение и функции органов дыхания» записывают в тетради.
Формулируют задачи урока:
– узнать о строении органов дыхания, в том числе о строении носовой полости,
– выяснить, каково значение органов дыхания,
– ответить на поставленный в начале урока вопрос. Регулятивные действия
(целеполагание, прогнозирование), познавательные (осознанное построение речевого высказывания, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели), логические (анализ объектов, выбор критериев для сравнения), коммуникативные (планирование учебного сотрудничества, разрешение конфликтов, умение участвовать в коллективном обсуждении проблем).II этап: принятие учебных целей и условий их достижения Побуждение учащихся к выдвижению гипотезы.
– Как можно проверить ваше предположение? Что для этого нужно сделать?
– А затем познакомимся и со строением других органов дыхательной системы.
Выдвигают гипотезу:
От заложенности носа предпочтительнее использовать препараты на основе морской воды.
– Изучить строение носовой полости. Регулятивные действия
(планирование), познавательные (постановка и формулирование проблемы), логические (выдвижение гипотез), коммуникативные (планирование учебного сотрудничества).
III этап: проверка принятой гипотезы, сбор данных, их анализ, формулирование выводов Предлагает учащимся поработать с текстом учебника (§ 23) и с рисунками на слайдах презентации и ответить на вопросы:
– Какие органы образуют дыхательные пути? Найдите и рассмотрите их на рисунке слайда.
– Рассмотрите строение носовой полости. Каковы особенности ее строения? Найдите их на рисунке.
– Какие функции выполняет носовая полость в связи с данными особенностями строения? Заполните уголковую схему, представленную в 1 строке таблицы, в карте заданий.
– Теперь, зная особенности строения данного органа дыхательной системы, ответим на поставленный в начале урока вопрос и докажем высказанное предположение.
Фронтальное обсуждение результатов:
– Какое действие оказывает водный раствор препарата на слизистую оболочку, а какое действие оказывает масляный раствор?
– Какое действие оказывают растворы препарата на ресничный эпителий?
Предлагает заполнить остальные строки таблицы «Особенности строения и функции органов дыхательной системы», изучая текст учебника, иллюстрации на слайдах. Слушают сообщение учащегося о голосообразовании.
Задание частично-поискового характера (при заполнении в таблице строки «Особенности строения и функции трахеи»); в качестве источника информации – иллюстрация на слайде:
– Почему трахея образована хрящевыми полукольцами, а не кольцами? С каким органом пищеварительной системы она анатомически связана? Какое значение имеет такое строение? Читают текст, рассматривают и изучают рисунки, заполняют схему.
Носовая полость:
ресничный эпителий
(очищение)
слизистая оболочка
(увлажнение)
пронизана кровеносными
сосудами (согревание)
Предпочтительнее использовать препараты на водной основе для лечения насморка, т. к.:
- это дает дополнительное увлажнение,
- в то время как масляные препараты блокируют движение ресничек, что нарушает их прямое назначение.
Читают текст, рассматривают и изучают рисунки, заполняют таблицу.
– Сзади к трахее примыкает пищевод, часть пищеварительной системы. При прохождении по нему пищевого комка, он растягивается, соприкасаясь с задней эластичной стенкой трахеи, позволяя также избежать болевых ощущений. Регулятивные действия
(контроль), познавательные (поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, контроль процесса деятельности), логические (анализ объектов, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений), коммуникативные.IV этап: итоговый самоконтроль и самооценка (рефлексивное осмысление и самопознание)
Побуждение к рефлексивному осмыслению полученных на уроке результатов.
Вопросы учащимся:
– В ходе урока мы ответили на поставленный в начале вопрос?
– О строении каких органов дыхательной системы вы узнали на уроке сегодня?
Вариативный тестовый контроль полученных знаний (с целью самооценки учащихся), предложен в карте заданий.
Подведение итогов урока:
Проверка тестового задания (ключ к тесту на слайде, оценка результата).
– Как вы думаете, где и когда вам могут пригодиться полученные знания?
– Сегодня вы узнали о строении и значении дыхательных путей, на следующем уроке рассмотрим строение и функции легких.
Домашнее задание:
1) § 23 - знать содержание;
2) записи в тетради выучить;
3) решить биологическую задачу:
Почему для жителей сухих и высокогорных районов (например, гор Кавказа) характерны крупные носы, а для представителей коренного населения влажных и жарких тропиков - носы приплюснутые, с короткими и широкими носовыми ходами?
4) подготовить сообщения по темам (индивидуально): «Состав воздуха и влияние его загрязнения на организм человека»;«Кашель и чихание - защитные реакции организма человека».
Подведение итогов урока в классном журнале, выставление отметок.
Осмысливают полученные знания.
Выполняют тестовое задание.
Проверяют задание по ключу.
I вариант II вариант
1 – б 1 – а
2 – б 2 – б
3 – а 3 – в
4 – в 4 – в
5 – в 5 – б
Осмысливают личностную значимость полученных на уроке знаний. Регулятивные действия
(коррекция, оценка), познавательные (контроль и оценка результатов деятельности).