Рабочая программа по внеурочной деятельности «Фитнес+йога»


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
средняя общеобразовательная школа № 2
с углубленным изучением отдельных предметов «Образовательный центр»
города Нефтегорска муниципального района Нефтегорский Самарской области
Утверждаю:
«___»__________ 20____г.
Директор ГБОУ СОШ № 2 _________Поперечная Ю.ВРабочая программа по внеурочной деятельности
По спортивно-оздоровительному направлению
«Фитнес + Йога»
(для обучающихся начальных классов)
Программа рассчитана на детей в возрасте 8,9лет
Срок реализации программы 1год-68 часа - 2 часа в неделю
Автор-составитель:
Остроумова М.А.
учитель начальных классов
1категории
г. Нефтегорск 2011
Cодержание1. Пояснительная записка_________________________________3
2. Критерии оценки знаний, умений и навыков ______________12
3. Учебный план программы ______________________________14
4. Учебно-тематический план _____________________________15
5. Содержание программы ________________________________17
6. Список литературы ____________________________________22
7. Приложение __________________________________________24


Пояснительная записка
Актуальность.
В настоящее время, когда растет детская заболеваемость и дети живут в ритме большого города в постоянной суматохе и стрессе, для них имеют большое значение все мероприятия, ведущие к улучшению здоровья не только физического, но и здоровья духовного. По мнению специалистов- медиков 75% всех болезней человека заложено в детские годы и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Поэтому необходимо объединить все силы и всех в познании здоровья ребёнка, создании «портрета» его здоровья. Даже в поговорке говорится: «Берегите здоровье смолоду!»- этот девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребёнка с первых дней его жизни. Растить детей здоровыми, сильными, эмоционально-устойчивыми – задача каждой школы!
В моем классе дети часто болеют и имеют слабую физическую подготовку, поэтому считаю целесообразным заняться дополнительным укреплением здоровья ребят на занятиях внеурочной деятельности « Фитнес + йога». Занятия фитнесом помогут укрепить организм ,а занятия йогой будут учить ребят собранности и умению приводить себя в спокойное состояние, что так необходимо при огромном количестве гиперактивных детей.
Фитнес-йога – это надежное и малозатратное средство защиты от многих бед современного европейского человека, источник пользы и удовольствия. Фитнесс-йога – это Запад и Восток, предоставляющие все самое лучшее из своих подходов к оздоровлению и здоровому образу жизни. Кроме того, это настоящий симбиоз философий: гармония человека, направленная на победу над обстоятельствами. В названии программы – все его содержание и смысл:
Фитнес (в переводе с английского адекватность, соответствие) – методики, адекватные физическому состоянию и соответствующие требованиям ребенка утомленного рабочим днем, скучающего, подверженного стрессам и заболеваниям, связанным с иммунодефицитом. Одним словом фитнес - это укрепление организма с помощью физических упражнений, идеологической основой которой является доступность занятий во всех смыслах этого слова. Слово «фитнес» пошло от английского «to be fit» - соответствовать. Перефразировка: быть здоровым, вести здоровый образ жизни. В целом фитнес можно охарактеризовать как физическую активность, интегрального плана, целью которого является повышение способности организма к физическим нагрузкам. [1]
Йога – великая индийская система философии и движения. Сначала йога совершенствует тело. Выполняя йоговские позы (асаны), человек обретает физическое и психическое здоровье и силу.
Далее он учится управлять эмоциями, контролировать колебания ума и достигает состояния равновесия и самообладания. Это помогает успешно преодолевать трудности, воспитывать в себе удовлетворенность судьбой и значительно повышать качество жизни.
Йога, адаптированная для детей, построена на основе традиционных динамических упражнений с игровыми вставками. Такая программа с удовольствием воспринимается ребятами и позволяет развить силу, гибкость, выносливость, расширить диапазон движений, улучшить координацию и владение телом. Замечено, что занятия йогой для детей действуют успокаивающе и гармонизируют физическое и душевное состояние ребёнка.[2]
Особенно полезна йога ученикам начальных и средних классов, ведь именно в этом возрасте закладываются основы здоровья детей. Йога развивает гибкость, хорошую осанку и помогает бороться со школьным сколиозом. Кроме того, она повышает сопротивляемость к различным заболеваниям и укрепляет организм. Она дает выход для природной детской активности, поэтому особенно полезна неуравновешенным, неусидчивым и гиперактивным детям. Доказано, что школьники, занимающиеся йогой, более дисциплинированны, лучше учатся и меньше устают.
Регулярные тренировки по фитнес - йоге способствуют естественному снижению веса, улучшению гибкости тела и повышению тонуса, кроме того ребенок будет лучше чувствовать свое тело, возрастёт сила воли и уверенность в себе. Дети будут ощущать внутреннее спокойствие и уравновешенность, а подверженность стрессу заметно уменьшится. Поддержание правильной осанки, чередование движения и покоя, саморегуляция и поддержание спокойного психического состояния, познание человеком самого себя --непременное условие гармоничного функционирования систем детского организма .Для выполнения данной программы упражнений нам не понадобится дорогое оборудование и экипировка. Это немаловажно, учитывая низкий уровень жизни некоторых семей моего класса. На занятия ребенок может приходить в спортивной форме, в которой он занимается на уроке физической культуры.
Основу физической йоги составляют асаны - специальные положения тела.
Асаны - это упражнения, связанные с медленными, умеренными движениями и состоянием покоя тела, в сочетании с правильным дыханием и расслаблением.с мышечной активностью. Требуется дыхание особого рода: полное, ритмическое, контролируемое и замедленное.
Выполнение асан дает профилактический, терапевтический и психотерапевтический эффекты. Они воздействуют на пищеварительную, сердечно-сосудистую, дыхательную, нервную, эндокринную системы, на систему выделения и весь двигательный аппарат. Крупнейший специалист в области физиологии спорта доктор биологических наук В.С. Фарфель констатирует: «…мое знакомство с гимнастическими упражнениями позволяет утверждать, что асаны - статичные упражнения йогов - хорошее средство для развития суставной гибкости и чувства равновесия при небольшой затрате физической энергии». В йоге, как и в любой системе физической культуры, подчеркивается, что с заботы о теле начинается развитие и совершенствование главного - духа («тренированное тело способствует тренировке ума»). [3]
Межпредметные связи программы внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Фитнес + йога» носит комплексный характер, что отражено в межпредметных связях с такими учебными дисциплинами как: литературное чтение, окружающий мир, физическая культура, музыка.
Данная программа разработана с учетом требований, предъявляемых к содержанию программ федеральными государственными стандартами.
Разработанная мною программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности «Фитнес + йога» для обучающихся начальных классов рассчитана на 1 год обучения. Программа предполагает
проведение занятий со школьниками 2-3 классов и рассчитана на 2 часа в неделю. Именно принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения, а именно все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т. е. 35-40 минут.
Занятия проводятся в спортзале школы. В начале каждого занятия – беседа о способах сохранения и укрепления здоровья 7-10 минут, а далее разминка и фитнес-йога.
Методы преподавания. Основные теоретические сведения передаются во время бесед, а практические навыки во время тренировочных занятий. Используются разнообразные формы, позволяющие каждое занятие сделать неповторимым. Это  привычные для тренировок йоги  асаны, комплексы асан, дыхательные упражнения, релаксации, а также парные и групповые растяжки, эмоциональные разминки, театрализованные пластические этюды, игры на развитие качеств психики.
Цель программы:
Создание условий для физического развития детей, формирования гармонически развитой, активной личности, развития навыков самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья,  обучения способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.
Задачи программы:
1. Формирование:
представлений о факторах, оказывающих влияние на здоровье;
полезных продуктах;
рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности;
положительного влияния эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;
навыков конструктивного общения;
потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;
2. Обучение:
осознанному выбору модели поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье;
правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье;
элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
упражнениям сохранения зрения.
Обучение действенным методам саморегуляции (растяжкам, асанам, комплексам асан, дыхательным упражнениям, релаксации);
привить навык  самостоятельных занятий.
3.Воспитывающие:
привитие интереса к регулярным занятиям;
воспитывать дисциплинированность, аккуратность, вежливость.
Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Следовательно, выпускник младших классов должен иметь : устойчивый интерес к учению, наблюдательность, осведомленность, применять знания на практике, быть исполнительным, уверенным, инициативным, добросовестным, заботливым, аккуратным, креативным, инициативным, чувствовать доброту, иметь привычку к режиму, навыки гигиены, уметь согласовывать личное и общественное, иметь навыки самоорганизации, открытый внешнему миру.
В соответствии с ФГОС на ступени начального общего образования решаются следующие задачи:
становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
Место программы в учебном плане:
Программа рассчитана на 2 часа в неделю: во 2-4 классах -68 часов в год. Программа построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального здоровья.
Содержание программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Фитнес + Йога» отражает социальную, психологическую и соматическую характеристику здоровья. Реализация данной программы в рамках внеурочной деятельности соответствует предельно допустимой нагрузке обучающихся начальной школы.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Фитнес + йога», предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в ознакомлении с правилами и закономерностями здорового образа жизни; второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности
Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:
личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
предметные результаты: освоенный обучающимися, в ходе изучения учебных предметов, опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Фитнес +Йога» является формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Реализуя данную программу, ожидаются следующие результаты:
Ребёнок должен знать, что:
на занятия надо приходить во время, в чистой, аккуратной форме, с аккуратно причёсанными волосами;
заходя, надо здороваться и спрашивать разрешения; по окончанию – прощаться с педагогом и другими детьми;
 ребята знакомы с элементами строевой подготовки и базовыми шагами аэробики.
Ребёнок должен уметь:
Красиво выполнять элементы  строевой подготовки;
Правильно выполнять ритмичные упражнения  на развитие подвижности рук, ног, шеи;
Правильно выполнять базовые шаги ;Справляться с заданиями, которые развивают осанку, гибкость;
Различать характер музыки, темп, ритм;
Требования к УУД:
Познавательные УУД:
Осуществлять поиск информации о здоровом образе жизни, аэробике, йоге .Поиск и выделение необходимой информации: находить ответы на вопросы о здоровье, используя литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.Анализировать полученную информацию: делать выводы.
Планировать и корректировать физическую нагрузку в зависимости от индивидуальных особенностей
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); [5]
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Определять последовательность действий на уроке.
Учить высказыватьсвоё предположение, учить работать по предложенному учителем плану.
Сличение способа действия и его результата с эталоном.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Личностные УУД:
Знание основных моральных норм на занятиях фитнесом и ориентация на их выполнение.
Установка на здоровый образ жизни
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Ориентация в нравственном содержании своих поступков и поступков окружающих.
Коммуникативные УУД:
Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Слушать и понимать речь других.
Осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания
Совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им.
Контролировать действия партнѐра в парных упражнениях, учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать
Критерии оценки знаний, умений и навыков.
Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса и выполнение некоторых асан и упражнений из комплексов.
Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, правильное выполнение многих изученных асан и комплексов упражнений по фитнесу.
Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией и правильное выполнение всех основных изученных асан и комплексов упражнений, умение повторить изученные комплексы упражнений под музыку и без музыки. Самостоятельный подбор упражнений для утренней зарядки.
А так же проводится анкета «Отношение детей к ценности здоровья и здорового образа жизни» ( приложение 1)
Учебный план программы «Фитнес + Йога»№
п/п Раздел 1 год
теория практика
1. Вводное занятие 1 1
2. Оздоровительная
фитнес - аэробика + детская йога 5 20
3. ОРУ с предметами и без,
акробатика + детская йога 3 12
4. Фитнес + йога. 5 21
Всего 14 54
Итого 68 часов
Учебно-тематический план
№ п/пТема Кол-во часов
теория практика всего
1 Вводное занятие. (2 ч.)
1.1 Правила техники безопасности на занятиях фитнес – йогой.
1.2 Ориентация в пространстве.Порядок работы на занятиях по фитнес- йоге. 1 1 2
2 Оздоровительная фитнес – аэробика и детская йога.
2.1 Базовая аэробика + дыхание и асаны.
2.2 Упражнения на развитие осанки, гибкости + легкое дыхание и асаны.
2.3 Базовые шаги + асаны.
2.4Комплекс танцевальной аэробики +асаны.
2.5Сказочная аэробика + дыхание жужжащей пчелы.
2.6 Фитнес разминка + солнечное и лунное дыхание.
2.7 Закрепление изученных комплексов упражнений и асан. 5
1
1
1
1

0,5
0,5
20
2
2
2
4
3
4
2 25
3
3
3
5
4
5
2
3 Акробатика + детская йога.
ОРУ с предметами и без.

3.1 Упражнения с предметами.
3.2 Общеразвивающие упражнения + йога.
3.3 Упражнения с гимнастическими предметами + йога.
3.4 Акробатические упражнения + йога.
3.5 Закрепление изученных техник. 3
1
1
1 12
3
3
3
2
1 15
4 Фитнес – йога
4.1 Танцевальный рисунок.
4.2 Танец солнцу(комплекс упражнений)
4.3 Техники медитации 5
1
2
2 21
7
7
7 26
Содержание программы
1. Вводное занятие: 1.1 Беседа « Что такое фитнес–йога» Ознакомление с правилами техники безопасности, гигиеной спортивных занятий, содержанием занятий . 1.2 Беседа « Что такое асаны». Построение. Разминка. Разучиваем последовательность этапов занятия. Зверо –аэробика (имитация движений животных). Дыхание жужжащей пчелы и легкое дыхание (йога)
2. Оздоровительная фитнес-аэробика и детская йога:
2.1 История развития аэробики и фитнеса. Беседа « Слагаемые здоровья». Правила безопасного поведения на занятиях фитнес - аэробикой,  требования безопасности к местам занятий, оборудованию и инвентарю. Санитарно-гигиенические требования к местам занятий, к одежде занимающихся. Общеразвивающие упражнения : в положении стоя:  упражнения для рук и плечевого пояса в разных направлениях;  упражнения для туловища и шеи;  упражнения для ног. Элементы йоги: «Плуг», «Лодочка», «Ракушка», «Верблюд».
2.2 Беседа « Режим труда и отдыха для укрепления здоровья». Общеразвивающие упражнения в положении сидя и лежа: упражнения для стоп; упражнения для ног в положении лежа; упражнения для мышц живота в положении лежа на спине; упражнения для мышц спины в положении лежа на животе.
2.3 Беседа « Полезные продукты для правильного питания». Базовые шаги, шаг с касанием, открытый шаг, захлест голени, подъем колена и др. Элементы йоги: «Плуг», «Лодочка», «Ракушка», «Верблюд», «Кошка», «Изгибающаяся собака».
2.4 Беседа « Эмоциональные состояния человека. Учимся контролировать эмоции». Упражнения на растягивание: в полуприседе для задней и передней поверхности бедра в положении лежа для задней, передней и внутренней поверхностей бедра. Комплекс танцевальной аэробики. Элементы йоги: «Рыбка», «Дерево», «Саранча», «Верблюд», «Кошка», «Изгибающаяся собака». 2.5 Беседа « Учусь общаться» . Упражнения на растягивание: в полуприседе для мышц спины; стоя для грудных мышц и плечевого пояса. Рассказываем сказку движениями в танце. Элементы йоги: «Рыбка», «Дерево», «Саранча», «Голубь», « Кобра».
2.6 Беседа « Как сохранить зрение», гимнастика для глаз, фитнес – аэробика, Элементы йоги: упражнения на дыхание (солнечное и лунное дыхание), «Гора», «Лук», «Полумесяц», «Лотос», «Полулотос».
2.7 Повторение изученных шагов, танцевальных комплексов, асан.
3. Акробатика +детская йога. ОРУ с предметами и без.
3.1Беседы « Акробатика и гимнастика». Ору с мячом и скакалкой под музыку и без музыки. Элементы йоги: «Рыбка», «Дерево», «Саранча», «Верблюд», «Кошка».
3.2 Беседа « Красота и пластика художественной гимнастики». ОРУ без предметов (повороты, наклоны, выпады и т.д.) Общеразвивающие упражнения с предметами ( обруч, скакалка, мяч, гимнастическая палка). Элементы йоги: упражнения на дыхание (солнечное и лунное дыхание), «Гора», «Лук», «Полумесяц», «Лотос», «Полулотос».
3.3 Беседа «Наши спортсменки на Олимпиаде» с презентацией. Общеразвивающие упражнения с предметами ( обруч, скакалка, мяч, гимнастическая палка). Элементы йоги: «Гора», «Лук», «Полумесяц», «Лотос», «Полулотос», медитация.
3.4 Акробатика: стойка на лопатках, перекаты, группировка, стойка на одной ноге, шпагат, мост (различные положения), поддержки (в парах, тройках, группах), групповые упражнения, кувырки (вперед, назад ), колесо. Элементы йоги: «Рыбка», «Дерево», «Саранча», «Голубь», « Кобра», медитация.
3.5 Закрепляем изученные асаны, упражнения с предметами под музыку и без музыки. ОРУ без предметов (повороты, наклоны, выпады и т.д.) Общеразвивающие упражнения с предметами ( обруч, скакалка, мяч, гимнастическая палка) Гимнастические комплексы (пирамиды)
4.Фитнес –йога.
4.1 Танцевальный рисунок ( по кругу, в шеренгах, в колонне, диагональ, змейкой). Определение музыкальных стилей, подбор движений в соответствии с музыкальным стилем.  Составление соревновательных композиций.
4.2 Фитнес – разминка . Композиции йоги: « Танец солнцу» [3]
Танец солнцу.
Положение 1: Ладони сложите вместе, кончики пальцев приблизьте к губам.
Положение 2: Прижмите большие пальцы рук друг к другу, вытяните руки вверх, чтобы голова оказалась между ними. Смотрите вверх.
Положение 3: Наклонитесь вперёд, не сгибая коленей. Смотрите на колени.
Положение 4: Отставьте назад левую ногу так, чтобы колено касалось пола; согните правую ногу. Положите ладони рук на пол так, чтобы кончики пальцев рук были на одной линии с кончиками пальцев правой ноги (кисти рук располагаются с обеих сторон правой ступни). Слегка прогнитесь назад и смотрите вверх.
Положение 5: Отставьте назад к левой - правую стопу (пятки ног едва касаются пола), ягодицы поднимите вверх, голову держите между рук.
Положение 6: Последовательно прижмите к полу колени, грудь и подбородок. Область таза не касается пола. Кончики пальцев рук находятся на одной линии с плечами, руки плотно прижаты к рёбрам, локти направлены вверх.
Положение 7: Опустите область таза на пол и одновременно скользите верхней частью туловища вперёд. Медленно поднимите голову, а затем отрывайте грудь от пола. Постарайтесь удерживать положение, напрягая мышцы спины, руки используйте в основном для поддержки веса тела.
Положение 8: Поднимите тело, вернувшись в Положение 5.
Положение 9: Приведите левую стопу вперёд между кистями рук (ближе к левой кисти). Правое колено прижмите к полу. Прогнитесь назад и смотрите вверх.
Положение 10: Поставьте правую стопу рядом с левой. Колени не сгибайте, как в Положении 3.
Положение 11: Вытяните руки вверх над головой, прижав друг к другу большие пальцы, как в Положении 2.
Положение 12: Сложите ладони вместе, поместив кончики пальцев рядом с губами, как в Положении 1.
Отдых: Опустите руки вдоль туловища, ноги поставьте на ширину плеч. Закройте глаза, чтобы отдохнуть. Повторяем 2-3 раза.
По аналогии разучиваем композицию « Путь воина»
4.3 Элементы йоги: «Рыбка», «Дерево», «Саранча», «Верблюд», «Гора», «Лук», «Полумесяц», «Лотос», «Полулотос», «Кошка», комплекс «Танец солнцу». Детская медитация «На покое», « Внутреннее пространство».
Список литературы:
1. Тартаковский М.С. Нетрадиционная физкультура. - М.: Просвещение, 1986.
2. Евтимов В. Йога. - М.: Медицина, 1986.
3. Кеннет К. Коэн и Джоан Хайм. Руководство по йоге для детей (иллюстрации) Copyright © 2001-2007 А.П. ОЧАПОВСКИЙ - перевод, примечания, редакция.
4. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010.
5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.); под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
6. Глазырина Л.Д., Лопатик Т.А., Методика преподавания физической культуры 1-4 классы./ Методическое пособие и программа / Л.Д. Глазырина, Т.А. Лопатик - М: Владос, 2002. – 208 с.

Информация рекомендуемая детям для чтения и просмотра :http://dimulik.ru/gimnastika/939-skazochnayaaerobika.html -сказочная аэробика для детей (видео)
http://www.u-mama.ru/read/article.php?id=4313http://900igr.net/prezentatsii/fizkultura/Gimnastika/002-Soderzhanie.html -презентации о спорте
http://www.tinlib.ru/zdorove/fitnes_posle_40/p4.php асаны и рекомендации ученикам
5. Берестов, В.Д. Как я научился плавать /В.Д. Берестов // Берестов, В.Д.
Любимые стихи /В.Д. Берестов. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1997. - С.15.

6. Кеннет К. Коэн и Джоан Хайм. Руководство по йоге для детей (иллюстрации) Copyright © 2001-2007 А.П. ОЧАПОВСКИЙ - перевод, примечания, редакция.
7. Есеновский, М. Пуговица /М. Есеновский //Классики:лучшие стихи современных детских писателей. - М.: Дет. лит., 2003.
8. Михалков, С.В. Про девочку, которая плохо кушала /С.В. Михалков . - М.: Изд-во «Бамбук», 2000.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
 
Анкета для учащихся
«Отношение детей к ценности здоровья и здорового образа жизни»
 
Внимательно прочитай и ответь на вопросы
1.  Представь, что ты приехал в летний лагерь. Твой лучший друг, который приехал вместе с тобой, забыл дома сумку с вещами и просит тебя помочь ему. Отметь, какими из перечисленных предметов не стоит делиться даже с самым лучшим другом:
Мыло, зубная паста, мочалка, зубная щетка шампунь тапочки, полотенце для тела
2.  На дверях столовой вывесили два варианта расписания приема пищи: одно расписание – правильное, другое неправильное. Определи и отметь правильное расписание
Завтрак 8.00
Обед 13.00
Полдник 16.00
Ужин 18.00
Завтрак 9.00
Обед 15.00
Полдник 18.00
Ужин 21.00
3.  Оля, Вера и Таня не могут решить, сколько раз в день нужно чистить зубы. Отметь тот ответ, который тебе кажется верным:
Оля: зубы нужно чистить по вечерам, чтобы удалить изо рта все скопившиеся за день остатки пищи.
Вера: зубы чистят утром и вечером.
Таня: лучше чистить зубы по утрам, чтобы дыхание было свежим весь день.
4.  Ты назначен дежурным и должен проследить за тем, как твои друзья соблюдают правила гигиены. Отметь, в каких случаях ты посоветуешь им вымыть руки:
Перед чтением книги перед едой
Перед посещением туалета, перед тем как идешь гулять
После посещения туалета после игры в баскетбол
После того как заправил постель после того как поиграл сКошкой
5.  Как часто ты посоветуешь своим друзьям принимать душ?
Каждый день, 2-3 раза в неделю, 1 раз в неделю
6.  Твой товарищ поранил палец. Что ты ему посоветуешь?
Положить палец в рот
Подставить палец под кран с холодной водой
Помазать ранку йодом
Помазать кожу вокруг ранки йодом
7.  Какие из перечисленных условий ты считаешь наиболее важными для счастливой жизни? Выбери 4 из них:
Иметь много денег
Иметь интересных друзей
Много знать и уметь
Быть красивым и привлекательным
Быть здоровым
Иметь любимую работу
Быть самостоятельным
Жить в счастливой семье
8.  Какие условия для сохранения здоровья ты считаешь наиболее важными? Выбери 4
Регулярные занятия спортом
Деньги, чтобы хорошо питаться и отдыхать
Хороший отдых
Знания о том, как заботиться о здоровье
Хорошие природные условия
Возможность лечиться у хорошего врача
Выполнение правил ЗОЖ
9.  Что из перечисленного присутствует в твоем распорядке дня? Отметь цифрами: «1»-ежедневно; «2»- несколько раз в неделю; «3»-очень редко или никогда.
Утренняя зарядка, пробежка
Прогулка на свежем воздухе
Завтрак
Сон не менее 8 часов
Обед
Занятия спортом
Ужин
Душ, ванна
10.  Какие мероприятия по охране здоровья проводятся в классе? «1»-проводятся интересно; «2»-проводятся неинтересно; «3»- не проводятся:
Уроки, обучающие здоровью
Спортивные соревнования
Классные часы о том, как заботиться о здоровье
Викторины, конкурсы, игры
Показ фильмов о том, как заботиться о здоровье
Праздники на тему здоровья.
 
Анализ анкеты
 
Таблица 1
Отношение детей к ценности здоровья и здорового образа жизни
Вопрос Ответ Балл Суммарный балл Интерпретация
Знание правил пользования средствами гигиены
1 Мыло
Зубная щетка
Мочалка
Зубная паста
Шампунь
Тапочки
Полотенце для тела 0
2
2
0
0
2
2 6-8 баллов – достаточная осведомленность;
4 балла – недостаточная осведомленность;
0-2 балла – незнание правил пользования средствами гигиены
Осведомленность о правилах организации режима питания
2 Первое расписание
Второе расписание 4
0 4 балла – ребенок осведомлен о правилах организации режима питания;
0 баллов – не осведомленОсведомленность о правилах гигиены
3 По вечерам
Утром и вечером
По утрам 0
4
0 16-18 баллов – высокий уровень осведомленности;
12-14 баллов – удовлетворительный уровень;
0-10 баллов – недостаточный уровень
4 Перед чтением книги
Перед посещением туалета
После посещения туалета
Когда заправил постель
Перед едой
Перед прогулкой
После игры в баскетбол
После игры с кошкой 0
2
2
0
2
0
2
2 5 Каждый день
Два-три раза в неделю
Один раз в неделю 4
2
0 Осведомленность о правилах оказания первой помощи
6 Положить палец в рот
Подставить палец под кран с холодной водой
Помазать ранку йодом
Помазать вокруг ранки 0
0
4
6 4-6 баллов – ребенок осведомлен о правилах оказания первой помощи;
0 баллов – не осведомленЛичностная ценность здоровья
7 Иметь много денег
Много знать и уметь
быть здоровым
Быть самостоятельным
Иметь интересных друзей
Быть красивым и привлекательным
Иметь любимую работу
Жить в счастливой семье 0
1
2
2
0
0
1
2 6-7 баллов – высокая личностная значимость здоровья;
4-5 баллов – недостаточная;
1-3 балла – низкаяОценка роли поведенческого фактора в охране и укреплении здоровья
8 Регулярные занятия спортом
Хороший отдых
Знания о здоровье
Хорошая экология
Хороший врач
Средства для питания
Выполнение правил ЗОЖ 2
0
2
0
0
0
2 6 баллов – понимание роли поведенческой активности в сохранении и укреплении здоровья;
4 балла – недостаточное понимание;
0-2 балла – отсутствие понимания
Соответствие распорядка дня учащегося требованиям здорового образа жизни
9 Утренняя зарядка, пробежка
Завтрак
Обед
Ужин
Прогулка на свежем воздухе
Сон не менее 8 часов
Занятия спортом
Душ, ванна За каждый ответ «1» - 2 балла;
«2» - 1 балл;
«3» - 0 баллов 14-16 баллов – полное соответствие распорядка дня учащегося требованиям ЗОЖ;
9-13 баллов – неполное соответствие;
0-8 баллов – несоответствие
Оценка учащимися личностной значимости мероприятий, проводимых в школе для формирования здорового образа жизни
10 Уроки, обучающие здоровью
Классные часы о здоровье
Показ фильмов
Спортивные соревнования
Викторины, конкурсы, игры
Праздники За каждый ответ «1» - 2 балла;
«2» - 1 балл;
«3» - 0 баллов 10-12 баллов – высокая значимость мероприятий, проводимых в школе;
6-9 баллов – недостаточная значимость;
0-5 баллов - низкая значимость
65-77 баллов: у ребенка сформирован высокий уровень представлений о ценности здоровья и здорового образа жизни.
46-64 балла: средний уровень знаний.
21-45 баллов: низкий уровень знаний.