Духовно-нравственное воспитание школьников средствами английского языка.

Духовно- нравственное воспитание школьников средствами английского языка.

Жизнь в условиях культурного и этнического многообразия является одним из источников серьезных проблем взаимоотноше -ний в обществе, в котором подрастают дети. В мире, где взаимопроникновение различных культур принимает все большие масштабы, обучение ценностям и навыкам «совместной жизни» становится одной из первоочередных задач.
Духовно-нравственное воспитание является одним из важных аспектов моей работы по английскому языку. Изучение языков представляет собой один из наиболее действенных путей воспитания в духе терпимости и взаимопонимания. Ведь лишь владение языком иной культуры открывает возможность для ее всестороннего и достоверного понимания. Язык – хранилище культуры этноса, в нем запечатлен весь познавательный опыт народа. В ходе изучения иностранных языков затрагиваются и обсуждаются проблемы, позволяющие формировать навыки критического мышления, соотнести свои взгляды с нормами общественной морали. На уроке иностранного языка есть возможность формировать мировоззрение ученика, его нравственный облик, так как этот предмет, кроме области конкретных лингвистических компетенций, затрагивает вопросы отношения и поведения ребенка в той или иной жизненной ситуации.
Среди тем, обсуждаемых в ходе изучения иностранных языков звучат многие насущные проблемы. Среди них выделяются такие, как проблемы толерантности, современной семьи, благотворительности, национальной культуры, проблемы экологии и многие другие.
Духовно-нравственное воспитание школьников средствами английского языка я осуществляю в урочной и внеурочной деятельности. В урочной деятельности я использую технологию критического мышления, проблемное обучение, проектную деятельность, ИКТ, а также традиционные методы. Внеурочная деятельность осуществляется посредством внеклассной работы через кружковую работу, классные часы, внеклассные мероприятия и научно- исследовательскую работу.

К методам и приемам, содействующим нравственному воспитанию учащегося на уроке английского языка, я использую коллективные формы взаимодействия. Среди них можно выделить групповую и парную работы. Именно в группах и парах проходит обсуждение той или иной проблемы, именно во взаимодействии с окружающими детьми, складываются определенные точки зрения. Таким образом, обсуждение проблемы в данном случае выступает одним из приемов работы. Причем работа не заканчивается одним лишь обсуждением. Решение, принятое в ходе обсуждения, какой-то проблемы, презентуется всему классу, в то время как класс выбирает лучшее решение и обосновывает свой выбор.
Следующим приемом моей работы является ролевая игра. Ролевая игра также является формой коллективного взаимодействия. Однако в данном случае каждый ученик уже несет индивидуальную ответственность за принятое решение. В то же время в ролевой игре обычно предварительно оговаривается траектория поведения участника игры в определенной ситуации. Хотя в некоторых случаях оговариваться может только результат взаимодействия, тогда как траектория поведения остается за выбором самого учащегося. Мои младшие и старшие ученики очень любят театральные постановки, инсценировки. Материалами для которых являются сказки, рассказы и их фрагменты. Мы показывали такие проекты как: “Репка”, “Курочка Ряба”, “Золотой цыплёнок”, фрагменты из сказок “Золушка”, “Алиса в стране чудес”, “Красная шапочка” и другие.
Посредством наших УМК О.В. Афанасьевой, И. В. Михеевой “English”, а также УМК К. Барановой, Д. Дули “Starlight” знакомство с культурой страны изучаемого языка происходит путём сравнения и постоянной оценки имевшихся раннее знаний и понятий с вновь полученными знаниями о своей стране, о себе самих. Этому способствуют задания под рубриками “Country Studies” (“Страноведческое чтение”), “Reading for Information” (“Чтение для информации”), “Miscellaneous” (“Мир разнообразного”. В ходе изучения этих разделов происходит моделирование и решение проблемных ситуаций, викторины, составление кроссвордов, написание сообщений и докладов, экскурсии по историческим местам, “круглые столы”. Например, в конце изучения темы “Russia. My Homeland” в 7 классе, учащимся предлагается “пригласить иностранных гостей в Россию и организовать для них путешествие”. Этот проект называется “Добро пожаловать в Россию!”. Познавательным аспектом таких уроков является увеличение объёма знаний об особенностях культуры родной страны, знакомство с достопримечательностями Москвы, родного края; воспитательный аспект – осознание понятия Родина, “малая Родина”, более глубокое осознание своей культуры.
Духовно-нравственное воспитание является одной из важных задач в моей внеклассной работе по предмету. Я разработала программу кружка “Мир вокруг нас”, наряду с формированием речевой компетенции, данный кружок способствовал развитию учащегося как личности, пониманию культур других народов, социальных аспектов жизни, познанию социально- культурных реалий. Все это помогает учащимся адаптироваться в ситуации общения с представителями иноязычных культур, снимает определенные трудности, а также знакомит учащихся с социальными условностями, традициями, обычаями, культурными ценностями других народов. Поэтому основными воспитательными задачами кружка являются: формирование толерантности, духовности, чувства патриотизма и национального самосознания.
Материал данного кружка основывается на аутентичном учебном пособии автора Саймона Гринелла «Мир вокруг нас». Он состоит из интервью, рассказов и полилогов представителей десяти разных стран. Эти страны: Бразилия, Италия, Иордания, Тайвань, Таиланд, Индия, Япония, Польша, Танзания и США. Для всех материалов характерен как национальный колорит, так и индивидуальный стиль каждого участника. Круг тем очень широк; я назову лишь некоторые из них: Приветствия, Традиции и обычаи, Различные вероисповедания, Язык одежды, Друзья, Еда и напитки, Как вести себя за столом, Дарение подарков.
Все это помогает учащимся многое узнать о культурных ценностях других народов, а также многое открыть для себя в своей культуре и практиковаться в использовании английского языка, как в средстве общения. Осознание этнических различий, уважительное отношение к ним очень важны, если мы хотим избежать предрассудков и стереотипизации.
Этот кружок нашел отклик у учащихся и вызвал у них определенный интерес, так как многие реалии жизни, которые очевидны для нас, являются непонятными для представителей других культур и могут вызвать неоднозначные реакции, точно также незнание реалий другой культуры может привести к непониманию и ксенофобии. Так, например, работая над различными проектами учащиеся открыли для себя много нового. Привычные понятия и представления о мире дополнились новым содержанием. Хочется также отметить, что, ознакомившись с отдельными темами, ребята, которые ходили на кружок, широко обсуждали заинтересовавшие их проекты между собой и с другими ребятами класса, поэтому отдельные темы стали материалом для наших классных часов, на которые ребята представляли свои проекты, сравнивали реалии разных стран, много обсуждали, обменивались мнениями.
Духовно-нравственное воспитание было одной из важных задач работы таких кружков как: «Шаг за шагом» для учащихся 4 классов и «Мы любим говорить по-английски» для учащихся 9 классов. Работа кружка «Шаг за шагом» включала отдельные разделы аутентичного учебника Клэр Мор и Элизабет Ли “Step by Step”, участниками которого являются представители разных стран. Учащиеся 4 классов знакомятся с именами людей, реалиями жизни и праздниками различных стран. Большой интерес вызвали у учащихся такие проекты как: «Волшебный лабиринт» о праздновании Нового Года в разных странах, «Такие разные питомцы», «Наши имена и фамилии».
Обсуждение учащимися 9 классов таких тем как «Праздники и традиции разных стран», «Мир путешествий», «Страницы истории: связь настоящего и прошлого», «Семейные ценности» в диалоге культур; способствовало формированию у учащиеся менталитета толерантности. Для учеников 8,9 классов были привлекательны такие проекты как: аукцион народных мудростей, содержание которых опирается на народные традиции: нравственный этикет, религиозные праздники, традиции семьи. Интересны также сюжетно-ролевые игры, где могут быть представлены «Русская семья», «Английская семья», «Японская семья». В активной форме ребята изучают народные и семейные праздники, традиции народов, живущих рядом, историю собственного народа, его духовную жизнь и культуру.
Самый мой удачный опыт научно- исследовательской работы представлен в сотрудничестве с моей выпускницей Марией Козловой, и именно с использованием социокультурной специфики. Мы начали исследовательскую работу с Машей в 5 классе с простых и доступных ребенку этого возраста тем: “Англоязычные заимствования в названиях магазинов города Магадана”, “Особенности лексического материала при образовании товарных знаков на английском языке”. Эти наши работы были в числе лучших в школе. Постепенно наши темы усложнялись. А по окончании девятого класса Маша побывала в Австралии и решила, что будет учиться только там, мы поставили перед собой задачу как можно больше узнать о национально-культурной специфике Австралии, с тем чтобы снять как можно больше проблем, связанных с проживанием в стране, бытом и учебой. Мы занимались исследованием темы “Основные лексико-семантические особенности австралийского варианта английского языка”. Эта работа была среди лучших на XX городской научной конференции учащихся. В следующем году мы работали над темой “Национально-культурная специфика топонимов Австралии”. Также успешным был опыт работы с Дашей Крижановской в исследовании темы “Разговорная лексика в английских песнях”. Материалом для исследования послужили современные песни ямайских исполнителей в стиле регги, которым Даша увлекалась в тот период. Наш доклад был среди лучших на XIX городской научной конференции учащихся.
Таким образом, изучая реалии разных стран, принимая и понимая их культурные особенности, наши дети становятся толерантными. И в тоже время, сравнивая эти реалии с реалиями нашей страны, они осознают наши культурные ценности и нашу самобытность, что способствует развитию духовности, чувства патриотизма, любви к Родине, а также развитию себя как личности, что является важной задачей духовно-нравственного воспитания.
Духовность и нравственность – это те качества, которые нельзя измерить по пятибальной шкале, однако результатом своей работы я считаю, что большинство моих выпускников адаптированы к жизни в современном мультикультурном обществе, успешно используют не только языковые, но и социокультурные знания, что помогает им строить успешную карьеру и реализовать себя как личность. А знание социокультурного компонента необходимо также для достижений побед в олимпиадах и различных конкурсах, таких как Британский бульдог, Молодежный чемпионат и другие.

15