ТРУДОТЕРАПИЯ — ЗАЛОГ УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКА


ТРУДОТЕРАПИЯ - ЗАЛОГ УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКА
Коррекционное значение занятия трудом, заключается в том, что труд в значительной степени способствует воспитанию положительных качеств личности детей. Известно, что наши дети слабо используют трудовые умения и навыки в новой для них ситуации. Трудовая деятельность способствует применению знаний и умений, приобретенных во время обучения, в практической деятельности вне школы.
Обучая детей, мы корригируем недостатки трудовой деятельности школьников, формируем их взаимоотношения в коллективе. Систематически выполняемая работа позволяет развивать чувство долга и товарищества, ответственности за порученное дело и такие качества личности как настойчивость, честность, правдивость.
Трудовая деятельность позволяет включать учащихся в процессы, которые оказывают благотворное влияние на весь организм ребенка. У них воспитываются необходимые навыки личной гигиены, привычка следить за чистотой помещения, что создает условия для здорового образа жизни. Кроме того, труд способствует развитию некоторых сторон, познавательной деятельности (наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки), исправлению недостатков физического развития особенно мелкой моторики рук, а также эстетическому воспитанию и других ценных нравственных качеств. Включение школьников в разнообразный труд позволяет также постигнуть его красоту, получить удовлетворение от его результата. 
Таким образом, важнейшая задача трудового воспитания – организовать посильную трудовую деятельность школьников и включить их в систему трудовых отношений.
В начальной школе дети усваивают первые трудовые навыки.
Решая задачу трудового воспитания своих ребят, на первом этапе выявила положительные качества личности учеников (трудолюбие, настойчивость, умение работать в коллективе). Оказалось, что 3-х учеников можно отнести к категории «трудолюбивый», 4 ученика очень хорошо умеют налаживать отношения в коллективе, Вова и Эдик, в силу своих особенностей развития не могут трудиться в полной мере, братья Казаки – равнодушны к физическому труду, постоянно находятся под контролем, с ними ведется коррекционная работа.
Для проявления интереса к людям разных профессий я иногда использую такой метод: ребенок называет любой предмет, которым он пользуется ежедневно. Потом обговариваем и обсуждаем, из чего он сделан, что нужно для его изготовления, сколько людей потрудилось, прежде чем он стал таким предметом. Дети удивляются тому, насколько длинна бывает эта цепочка.
Провожу с детьми дидактические игры «Кому, что нужно для работы», «Людям какой профессии понадобятся эти инструменты» и т.д.
На следующем этапе я приучала воспитанников: вовремя приходить на занятия по труду, работать только на своем рабочем месте, правильно располагать материалы и инструменты, убирать их по окончанию работы, соблюдать гигиену и безопасность труда, т.е. учила культуре труда.
Мои воспитанники часто испытывают затруднения в случаях, когда возникает необходимость рассказать о ходе выполняемой работы. Дети пропускают многие действия, говорят в самом общем виде. Но особенно сложным оказывается для них самостоятельное планирование предстоящей деятельности. Поэтому, мы ввели правило: перед началом работы составляем план действий, во время выполнения работы – сверяемся с планом, а по окончании работы – еще раз перечитываем план и отмечаем, какие пункты выполнены полностью, а какие пропущены или не сделаны полностью.
Для того чтобы задача подготовки к самостоятельной жизни могла быть выполнена успешно, я учу детей навыкам самостоятельного обслуживания, учу детей следить за своим внешним видом, гладить одежду, пришивать пуговицы, устранять эти неполадки самостоятельно, наводить порядок в тумбочках, шкафах, в сумках.
Одним из видов трудовой деятельности является выполнение общественно полезных дел: уборка класса и спален, дежурство в столовой, работа в уголке природы, работа на территории.
В те времена, когда ученики накрывали столы в столовой, мы иногда проводили конкурс, например, на лучшую сервировку стола. При этом до начала работы проводилась беседа с дежурными о том, какие приборы понадобятся для сервировки стола, как лучше накрыть стол, чем его можно украсить. В дальнейшем такая работа была перенесена на воспитательские часы КСБ. Могу сказать, что ребята всегда с интересом и желанием приступали к выполнению своих обязанностей, относились к ним очень ответственно.
На сегодняшний день мальчики следят за порядком в спальне и игровой комнате, замечают неполадки и самостоятельно устраняют их. Для этого еженедельно планируем: «Трудовые десанты чистоты», «Рейд сохранности», «Операция Уют». Главную роль играют Саша и Дима, наиболее аккуратные и внимательные. Ребята выявляют объекты, которые нуждаются в ремонте, либо тщательной уборке (батареи, шкафы, тумбочки). Затем привлекают остальных учеников, и тех которые хорошо владеют трудовыми навыками, и тех, кто пока еще только учится (Денис, Вовочка, Эдик). Такая работа формирует бережное отношение к имуществу, а систематическое привлечение внимания детей приучит видеть неполадки и поломки и самостоятельно устранять их. В результате такой организации мы добились того, что многие ребята стремятся к тому, чтобы в спальне было уютно, опрятно.
С удовольствием наши ребята принимают участие во всех видах трудовой деятельности в школе: сейчас это работа на школьной территории. Вы знаете, что они самые главные помощники Николая Петровича – копают, косят, грузят, убирают и т.д.
Это можно считать результатом целенаправленной и многолетней работы. Уже в младших классах мы учили детей бережному отношению к книге и учебникам. Проводили акции « Книжкина больница», т. е. учили способам подклейки книг. Теперь дети внимательно следят за состоянием учебников и всегда помогают Надежде Эриховне.
На занятиях ручным трудом формируются определенные навыки и умения самостоятельной работы. В свое время (со 2 по 8 класс) на кружке «Волшебный бисер» мальчики учились выполнять сувениры из бисера, которые занимали призовые места на конкурсах района и края. Делали это с огромным удовольствием, проявляли фантазию, творчество, сообразительность. На таких занятиях, да и в целом при выполнении любой работы, обязательно проводятся инструктажи по ТБ: как работать с иглой, ножницами, клеем, утюгом, тяпкой, лопатой и т.д.
Во внеурочное время на территории школы мальчишки ухаживают за деревьями, кустарниками, цветами. Что воспитывает чувство ответственности за порядок, прививает любовь к природе. Кроме того, учим ухаживать за комнатными растениями, доводя до сознания детей, что необходимо создавать условия для роста и развития комнатных растений, осуществлять правильный уход, обращаем внимание детей на особенности внешнего вида растений, правилами ухода за ними.
При организации трудовых действий я стараюсь учитывать психические особенности каждого ребенка, обращаюсь с ними как со взрослыми – это повышает интерес к работе, ответственность за порученное дело, за результат своего труда.
Несколько лет назад ученики нашего класса ездили на работу в Дорожное ремонтное управление, где им показали, как в цехах изготавливается тротуарная плитка. Мальчики принимали активное участие в работе цеха, уборке территории. Это был очень полезный опыт, ребята не на словах, а на деле понимали, что такое ответственность за выполненную работу, бережливость, умение работать в коллективе, хозяйственность. Как важно уметь доводить начатое дело до конца.
Экскурсия на хлебокомбинат принесла детям знания о профессии пекаря, кондитера. Ученики с интересом наблюдали за процессом выпечки хлеба, булочек. Поговорили с людьми работающими на хлебокомбинате, обговорили какими качествами должен обладать пекарь, кондитер аккуратность, чистоплотность, внимательность, умение управлять техникой.
Организую, экскурсии в районную библиотеку, знакомимся с трудом библиотекаря. Беседуем о многогранности этой профессии.
Аналогично знакомились с профессиями продавец, оператор почты, озеленитель, заправщик бензоколонки, водитель автобуса, таксист.
Целевые прогулки и наблюдения провожу систематически, в доступной форме рассказываю детям о той или иной профессии. Полученные знания закрепляю на рисовании, в беседах, вношу в сюжет игры, рассказ.
На мой взгляд, очень большое значение для трудового обучения и воспитания имеют такие формы внеурочной работы, как экскурсии на предприятия, сельскохозяйственные организации. Важны и беседы о труде, просмотры кинофильмов о производстве и труде взрослых. Эти встречи и беседы значительно расширяют представления учащихся о характере различных профессий, о специфике производства и пробуждают интерес к труду.
Для закрепления полученных знаний проводим конкурсы: «Биржа труда, рынок профессий», «Нарисуй, кем ты хочешь быть», « Все работы хороши»,
« Дерево смотри в плодах, а человека в делах», «Ремесло пить – есть, не просит, а само кормит».
 Таким образом, трудовое обучение, организованное в нашей школе способствует вовлечению учащихся в общественно-полезный труд. В ходе обучения воспитанники получают различную трудовую подготовку. Это дает возможность более точно определить вид труда, которым они будут в дальнейшем заниматься в жизни. Овладев необходимыми трудовыми навыками, воспитанники могут работать в несложных производственных условиях.
Трудовое воспитание
Трудовое воспитание есть процесс вовлечения учеников в педагогически организованные виды труда с целью передачи им производственного опыта, развития трудовых умений, трудолюбия и других качеств работника. Трудовое воспитание направлено также на осуществление начального профессионального образования и профессиональной ориентации.
№ Тема Форма проведения
5 класс
1 "Слава рукам золотым!" устный журнал
2 «Мой дом – наведу порядок в нём»
классный час
3 «Без труда ничего не даётся» классный час с презентацией
4 «Мои обязанности в семье» беседа
5 “Мамин помощник” беседа
6 “О лени и лентяях”. классный час
7 “Книжкин праздник” десант в школьную библиотеку
6 класс
1 Беседы о профессиях. «Коневод». классный час с презентацией
2 «Волшебный узелок» Выставка
3 «Берегите нашу Землю». Субботник
4 “Об аккуратности” беседа
5 Картофельный банкет праздник
6 "В поисках будущей профессий» классный час
7 "Дежурный по школе» классный час
7 класс
1 Беседы о профессиях. Строительные специальности. Классный час с презентацией
2 “Труд в нашей жизни” беседа
3 Внеклассное мероприятие "Кулинарный поединок" классный час
4 Участие в субботниках. 5 «Его величество – Хлеб» классный час
6 "Подарок для мамы» мастерская
7 "Я в мире профессий" классный час
8 «Подари книге вторую жизнь» акция
8 класс
1 «Мир профессий и твоё место в нём». классный час
2 "Разделение труда. Классификация профессий". классный час
3 «День Земли». участие в субботниках
4 "Путешествие в Город мастеров". классный час с презентацией
5 "Сто дорог — одна твоя". классный час
6 Трудовые десанты. 9 класс
1 «Влияние темперамента на выбор профессии» классный час
2 «Профессии. Которые мы выбираем» классный час
3 «Чем пахнут ремёсла» классный час с презентацией
4 "Птицу видно в полете, а мастера в работе" классный час
5 "Новое время — новые профессии" классный час с презентацией
6 "Профессия моих родителей" классный час
7 Трудовые десанты