Презентация на тему «Повышение мотивации учащихся для развития метапредметных знаний»


Повышение мотивации учащихся для развития метапредметных знаний Выступлениеучителя математикипервой квалификационной категорииМКОУ «Коденцовская ООШ»Мищенко М.Е.9 декабря 2015 г. Задачи школы «Школа должна в первую очередь учить детей мыслить — причем, всех детей, без всякого исключения, несмотря на разное имущественное и социальное положение семей, а также наследственных задатков детей»В. В. Давыдов Цель обучения Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться без помощи учителя. Э. Хаббард Поставленные задачи и проблемы: 1. как обеспечить УСПЕШНОСТЬ каждого учащегося в обучении;2. как сохранить и укрепить ЗДОРОВЬЕ ребенка при организации его учебной деятельности;3. каким образом обеспечить не механическое усвоение суммы знании, а прежде всего приобретение каждым учащимся в ходе учебных занятий СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА Метапредметный подход предполагает, что ребенок не только овладевает системой знаний, но осваивает универсальные способы действий и с их помощью сможет сам добывать информацию о мире. Это требования второго поколения образовательных стандартов Ключевые компетентности математическая компетентность – умение работать с числом, числовой информацией, владение математическими умениями- коммуникативная (языковая) компетентность – умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым, владение умениями общения Ключевые компетентности - информационная компетентность – владение информационными технологиями – умение работать со всеми видами информации;- автономизационная компетентность - умение саморазвития – способность к самоопределению, самообразованию, конкурентоспособность;- социальная компетентность – умение жить и работать вместе с другими людьми, близкими, в коллективе, в команде; Ключевые компетентности - продуктивная компетентность – умение работать и зарабатывать, способность к созданию собственного продукта, умение принимать решения и нести ответственность за них;- нравственная компетентность – готовность, способность и потребность жить по общечеловеческим нравственным законам. школа должна ребёнка: «научить учиться» «научить жить» «научить жить вместе» «научить работать и зарабатывать» Проблема разобщённости научного знания. Метапредметный подход в образовании и, соответственно, метапредметные образовательные технологии были разработаны  для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие,  учебных предметов. Под «метапредметными умениями» понимают комплекс общеучебных, междисциплинарных (надпредметных) познавательных умений и навыков. Метапредметность подразумевает, что существуют обобщенные системы понятий, которые используются везде, а учитель с помощью своего предмета раскрывает какие-то их грани. Метапредметы соединяют в себе идею предметности и одновременно надпредметности, идею рефлексивности по отношению к предметности. Ученик узнает сам способ своей работы с новым понятием на разном предметном материале. Создаются условия для того, чтобы ученик начал рефлектировать собственный процесс работы: что именно он мыслительно проделал, как он мыслительо двигался, когда восстанавливал генезис того или другого понятия. Структура урока в режиме метапредметного подхода 1.Так, стадия вызова предполагает, что тему урока учитель не сообщает в готовом виде, а, используя различные методические приемы, добивается от учащихся формулировки темы и проблемы урока. 2. На стадии мотивации в ходе обсуждения вопроса «Что нам надо знать для решения проблемы?» учащиеся самостоятельно формулируют цель следующего этапа урока, составляют его план. 3. При изучении нового материала использую приемы педагогической техники, которые обеспечивают развитие у обучающихся навыков работы с различными источниками информации (учебник, справочники, дополнительные материалы, Интернет). Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяются групповая и индивидуальная форма организации деятельности). 4. При отработке умений часто использую ИКТ-технологии. 5. На стадии оценивания и рефлексии обучающиеся самостоятельно оценивают свою деятельность и деятельность товарищей по предложенной схеме. Домашнее задание учащиеся могут выбирать из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей. механизмы формирования метапредметных умений у обучающихся на уроках математики: 1) Процесс решения практической или исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации. При этом, чем сложнее подобранная ситуация, тем выше будет личностный развивающий потенциал занятия. 2) Система инновационных творческих проектов и исследовательских работ. При их создании у учеников формируются понятия, факты, идеи, законы, общие для всех наук, развивается способы, действия, которые они приобретают в процессе обучения, появляется привычка мыслить и действовать в соответствии с принципами метапредметности, то есть происходит интеграция знаний, приобретается опыт творческой деятельности. 3) Обучение школьников общим приемам работы с математическими терминами, формулами и их применением Метапредметные результаты: - развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;- развитие коммуникативной компетенции;- умение четко определять области знаемого и незнаемого;умение ставить перед собой цели и определять задачи- развитие исследовательских учебных действий- осуществление самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности. Что это означает? Обычно учащийся, работая с материалом математики, физики, химии, биологии, истории и т. д., запоминает важнейшие определения понятий. Попадая же на уроки по метапредметам, ученик делает другое. Он не запоминает, но промысливает, прослеживает происхождение важнейшиих понятий, которые определяют данную предметную область знания. Он как бы заново открывает эти понятия. И через это как следствие перед ним разворачивается процесс возникновения того или другого знания, он «переоткрывает» открытие. Новые требования к профессиональной успешности. Необходимо знать особенности своего предмета, методы его конфигурирования с другими предметами и зоны его прорывного развития. Редко можно найти учителя, который не стремился бы “давать знания” детям. Но какую бы модную технологию он не использовал, дети, как правило, не хотят “брать” эти знания. Почему? Современная концепция развития школы. Нужно построить образовательный процесс так, чтобы наш “отличник” стал в жизни не “ходячей энциклопедией”, а целостной личностью, способной адаптироваться в постоянно изменяющемся мире, решать нестандартные жизненные задачи, т.е. успешно социализироваться в обществе. Исследование нового должно стать неотъемлемой частью познания. Роль педагога заключается в том, чтобы направить процесс познания в русло открытия нового, культурно обогащая окружение ребёнка. Исследование нового должно стать неотъемлемой частью познания. В школе очень часто одни и те же научные понятия при изучении различных дисциплин трактуются по-разному, что вносит путаницу в сознание учащихся. При переходе из одной предметной области в другую у них не возникает общего понимания устройства областей и где проходит граница между самими областями. Особенно сложно связать гуманитарный и естественнонаучный тип знаний. Мы должны передавать учащимся не просто знания, а способы работы со знаниями. Важно! Работа со способом. Если ученик освоил решение квадратных уравнений в математике, учитель даёт ему для решения задачу этого же типа, но из физики или химии. Решение квадратных уравнений. Чтение графиков. Суточная температура Сложение векторов. Сложение векторов. …Поклажа бы для них казалась и легка:Да Лебедь рвётся в облака,Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам;Да только воз и ныне там. Лебедь, Щука и Рак. Умение находить площади геометрических фигур. Работа с масштабом. Работа с изолиниями. Климатическая карта (изотермы) Изотерма в физике Строение атома. Работа с измерительными приборами. Определение цены деления прибора.Расчёт погрешности измерения.Снятие показаний прибора. Определение относительной влажности воздуха. Измерение атмосферного давления. Умение самостоятельно работать с учебником. Целью достижения личностных и метапредметных результатов на выходе из школы является ученик, который: – обладает огромным потенциалом к саморазвитию, умеет учиться и самостоятельно добывать знания; – владеет обобщённым целостным представлением о мире ; – привык самостоятельно принимать решения и нести за них персональную ответственность; – усвоил положительный опыт– толерантен по своей жизненной позиции, понимает, что он живёт и трудится среди таких же личностей, как и он, умеет отстаивать своё мнение и уважать мнение других; – эффективно владеет вербальными и невербальными средствами общения и использует их для достижения своих целей; – способен жить в любом социуме, адаптируясь к нему. Набор метапредметных компетентностей: 1. Компетентность в решении проблем (задач)Умения:- умение видеть сильные и слабые стороны результата, своей деятельности- умение уточнить формулировку задачи-оценить продукт деятельности на основе критериев -выполнять по алгоритму текущий контроль и оценку своей деятельности Инструмент:Учебные (трехуровневые) и проектные (разновозрастные) задачи 2. Учебная (образовательная) компетентность Умения: -умение назначать самостоятельно критерии для оценивания-умение оценивать свою работу по заданным критериям- умение находить образцы для проверки работы, сопоставлять свою работу с образцом -умение осуществлять простейшее планирование своей деятельности умение Инструмент:- сознательный выбор заданий разного уровня трудности, материала для тренировки и подготовки способ оценки- определение причин своих и чужих ошибок и подбор из предложенных заданий тех, с помощью которых можно ликвидировать выявленные ошибки- умение определять границы собственного знания/незнания высказывание 3. Информационная компетентность Умения:- представление результатов данных в виде простейших диаграмм и таблиц-умение интерпретировать и обобщать информацию сообщенийИнструмент:Учебные (трехуровневые) и проектные (разновозрастные) задачиCпособ оценки: Решение задач и их балльная оценка 4. Коммуникативная компетентность Умения:-умение понимать позиции разных участников коммуникации и продолжать их логику мышления -умение осуществлять продуктивное взаимодействие с другими участниками исследования ( в том числе пробы общения в сети Интернет)- умение вести и участвовать в дискуссииИнструмент:Организация группового взаимодействия, устных и письменных дискуссий, написание творческих работ, сочинений, создание презентацийСпособ оценки:Публичное предъявление результатов, экспертная оценка взрослых и школьников 5. Компетентность взаимодействия Умения: -умение договариваться и приходить к общему решению в совместной работе, в том --умение инициировать и осуществлять сотрудничество со сверстникамиИнструмент:Организация группового и межгруппового взаимодействия в учебном процессе и социальной практикеСпособ оценки:Экспертные суждения и оценка Одним из направлений, где я реализую метапредметность достаточно эффективно, являются элективные курсы, семинарские занятия, исследовательская деятельность, а так же выполнение творческих работ. Применяя метапредметный подход, я ориентируюсь на развитие у школьников базовых способностей: МышлениеВоображениеЦелеполаганиеПонимание Действие «…ребёнок черпает то, что ему доступно, и теми средствами, которыми он владеет, поэтому, чем культурно богаче окружение ребёнка, тем больше он создаёт стимулов к овладению более сложными культурными средствами и позволяет ему шире использовать это окружение» Блонский П.П. Значение метапредметного подхода в образовании… …состоит в том, что он позволяет сохранять и отстаивать культуру мышления и культуру формирования целостного мировоззрения.