Открытый урок. Различные виды прыжков.

Классификация прыжков
«Здоровье- это все, но все без здоровья - ничто». Эта сократовская мысль приобретает в наши дни большую актуальность. Охрана здоровья, восстановление ценности здорового образа жизни-сегодня одна из основных задач образования.
Легкоатлетические прыжки делятся на два вида: 1) прыжки с преодолением вертикальных препятствий (прыжки в высоту ) и 2) прыжки с преодолением горизонтальных препятствий (прыжки в длину ). Эффективность прыжка определяется в фазе отталкивания, когда создаются главные факторы результативности прыжка. Легкоатлетические прыжки по своей структуре относятся к смешанному виду, т.е. здесь присутствуют и циклические, и ациклические элементы движения. Как целостное действие прыжок можно разделить на составные части: - разбег и подготовка к отталкиванию от начала движения до момента постановки толчковой ноги на место отталкивания; - отталкивание с момента постановки толчковой ноги до момента отрыва ее от места отталкивания; - полет с момента отрыва толчковой ноги от места отталкивания до соприкосновения с местом приземления; - приземление с момента соприкосновения с местом приземления до полной остановки движения тела.
Разбег и подготовка к отталкиванию. Четыре вида прыжка (в высоту, длину) имеют свои особенности в разбеге, но также имеют определенные общие черты. Основные задачи разбега придать телу прыгуна оптимальную скорость разбега, соответствующую прыжку, и создать оптимальные условия для фазы отталкивания. Почти во всех видах прыжки имеют прямолинейную форму.
Разбег имеет циклическую структуру движения до начала подготовки к отталкиванию, в которой беговые движения несколько отличаются от движений в разбеге. Ритм разбега должен быть постоянным, т.е. его не следует менять от попытки к попытке. Обычно разбег соответствует таким физическим возможностям учащегося, которые наблюдаются у него в данное время. Естественно с улучшением физических функций будет изменяться разбег, увеличиваться скорость, количество шагов (до определенного предела), но ритм разбега меняться не будет. Эти изменения связаны с двумя основными физическими качествами прыгуна, развивать которые следует параллельно это быстрота и сила.
Начало разбега должно быть привычным, всегда одинаковым. Прыгун может начинать разбег или с места, как бы стартуя, или же с подхода до контрольной отметки начала разбега. Задача прыгуна в разбеге не только набрать оптимальную скорость, но и точно попасть на место отталкивания толчковой ногой, поэтому разбег, его ритм и все движения должны быть постоянными. Очень важно наиболее эффективно выполнить технику подготовки к отталкиванию последней части разбега. Скорость разбега и скорость отталкивания взаимосвязаны между собой. Необходимо, чтобы между последними шагами и отталкиванием не было никакой остановки или замедления движений, никакой потери скорости. Чем быстрее и эффективнее произойдет выполнение последней части разбега, тем качественнее будет выполнено отталкивание.
Отталкивание основная фаза любого прыжка. Оно длится с момента постановки толчковой ноги на опору до момента ее отрыва от опоры. В прыжках эта фаза наиболее кратковременная и в то же время наиболее важная и активная. С точки зрения биомеханики отталкивание можно определить как изменение вектора скорости тела прыгуна при взаимодействии определенных усилий с опорой..
В первой части отталкивания происходит увеличение сил давления на опору за счет горизонтальной скорости и стопорящего движения толчковой ноги, инерционных сил движений маховой ноги и рук; наблюдается снижение ОЦМ (величина снижения зависит от вида прыжка); выполняется растягивание напряженных мышц и связок, которые участвуют в последующей части.
Во второй, созидающей, части вследствие увеличения сил реакции опоры происходит изменение вектора скорости движения тела прыгуна; снижаются силы давления на опору, ближе к окончанию отталкивания; растянутые мышцы и связки передают свою энергию телу прыгуна; инерционные силы движений маховой ноги и рук также принимают участие в изменении вектора скорости движения. Все эти факторы создают начальную скорость вылета тела прыгуна.
Характеризуя величину мышечных усилий в момент перевода части горизонтальной скорости в вертикальную, необходимо сказать не о чистой величине усилий, а об импульсе силы, т.е. величины усилий в единицу времени. Чем больше величина мышечных усилий и меньше время их проявления, тем выше импульс силы, который характеризует взрывную силу мышц. Таким образом, чтобы повысить результат в прыжках, необходимо развивать не просто силу мышц ног, а взрывную силу, характеризующуюся импульсом силы.
Полет. Эта фаза целостного действия прыжка является безопорной. Для чего прыгун выполняет различные движения руками, ногами, изменяет положение тела в воздухе? Зачем изучать технику полета? Ответы на данные вопросы заключаются в цели этой фазы прыжка. В прыжках в высоту спортсмен своими движениями создает оптимальные условия для преодоления планки. В прыжках в длину сохранение равновесия в полете и создание оптимальных условий для приземления.
Приземление. Каждый прыжок завершается фазой приземления. Цель любого приземления в первую очередь создание безопасных условий спортсмену, исключающие получение различных травм. Тело прыгуна в момент приземления испытывает сильное ударное воздействие, которое приходится не только на звенья тела, непосредственно соприкасающиеся с местом приземления, но и на дистальные, наиболее удаленные от него звенья. Такому же ударному воздействию подвергаются и внутренние органы, что может привести к различного рода нарушениям их жизнедеятельности и заболеваниям. Необходимо снизить вредное воздействие этого фактора. Здесь два пути: первый улучшение места приземления; второй овладение оптимальной техникой приземления. Первый путь получил свое отражение в прыжках в высоту и с шестом. Сначала спортсмены приземлялись в песок, уровень которого был приподнят над поверхностью отталкивания, но все же приземляться было жестко, и спортсмен уделял много времени изучению безопасной техники приземления. Затем пришел век поролона, и место приземления стало значительно мягче, возросли результаты. уделять самим прыжкам, не задумываясь над приземлением.Более консервативное место приземления осталось в прыжках в длину и в тройном прыжке. Здесь как прыгали в яму с песком, так и продолжают прыгать, хотя результаты растут, но тут нашел свое отражение второй путь создание оптимальных условий для приземления и рациональная техника приземления.
Специальная школа-интернат «Умит»
для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Движение по своему воздействию может заменить любое лекарство,
но ни одно лекарственное средство не заменит движения.
Т.Тассо (итальянский поэт ХVІ в.)



по физической культуре

Класс: 4 «В»





Провела: учитель физ.культуры Поважная Л.М.











Каратау

Класс: 4 «В».
Предмет: физическая культура.
Вид урока: открытый
Место проведения: спортивный зал.
Тема: «Различные виды прыжков».
Задачи: 1. Разучить несколько видов прыжков.
2. Развитие прыгучести.
3. Воспитывать терпение к физической нагрузке.
4. Навыки ориентирования в пространстве.
Спортивный инвентарь: барьер, скакалки, нестандартное оборудование.


Ход урока.


Содержание урока
Время
Методические рекомендации



1.
Вводная часть:
Построение в шеренгу ,равнение, приветствие, сообщение задач урока. Строевые упражнения: расчеты, повороты, строевой шаг.
Ходьба и медленный бег.
ОРУ в движении и на месте.
Специальные беговые и прыжковые упражнения.


15мин.

О.с. Пятки вместе, носки врозь, руки по швам.
Следить за дыханием. Ориентир в пространстве, доделывать упражнения до конца.





2.
Основная часть: Различные виды прыжков.
0 класс: Вырабатывать умение: спрыгивать с высоты 20см.; прыгать на двух ногах по дорожке; идти по скамейке, держа руки на поясе, в конце доски остановиться, присесть и легко спрыгнуть.
1 класс: Перепрыгивание через начерченную линию Подпрыгивание вверх на месте с захватом или касанием висящего предмета(мяча).
2 класс: Прыжки на одной ноге на месте, с продвижением вперед, в стороны. Прыжки в глубину с высоты 30см.



20мин.

Соблюдение т/б при выполнении упражнений

Сохранение равновесия.







4 класс:Прыжки на одной ноге с продвижением вперед на отрезке 15м. Прыжки с ноги на ногу с продвижением вперед на отрезке 15м. Прыжки на мягкое препятствие высотой 30см.
Подвижная игра: «Веревочка под ногами».( По сигналу учителя учащийся бежит вперед, обегает стойку и возвращается обратно, где его ждет второй номер. Первый номер подает второму один конец скакалки, и они двигаясь по сторонам колонны, проводят скакалку под ногами играющих.игроки перепрыгивают, затем первый номер встает в конец колонны, а второй бежит к стойке, обегает ее и уже с третьим ведет скакалку и т.д.
Подвижная игра: «Достань мяч».(Необходимо подпрыгнуть и достать мяч рукой висящий на креплении.)


Умения ориентироваться в пространстве.
т/б при приземлении.

Воспитание терпения к физической нагрузке.



3.

Заключительная часть:
Упражнения на восстановление дыхания.
Построение. Подведение итогов. Оценка. Организованный уход с урока.
Домашнее задание: прыжки различного вида.


10мин.


4
Итоги урока:
Развитие прыгучести, навыки ориентирования.




Открытый урокТема: «Различные виды прыжков».

Arial BlackЧастый вертикальный15