Подготовка обучающихся к сочинению-рассуждению в формате ЕГЭ по русскому языку

Тема : Подготовка обучающихся к сочинению-рассуждению
в формате ЕГЭ по русскому языку.
Цели урока :
Обучающая: определила цели урока, информировала учащихся о путях реализации целей на уроке.
Развивающая: цели носили характер, стимулирующий познавательную деятельность учащихся на уроке; умение выполнять различные элементы комплексного анализа текста; умение создавать композиционные части сочинения по заданному тексту.
Воспитывающая: воспитать в учащихся серьёзное отношение к жизни. Заставить задуматься о смысле жизни, о своём месте в ней, о нравственных категориях добра и зла. Развивать чувство прекрасного.


Форма урока: урок открытых знаний
Метод: исследовательский, творческий

Ход урока

I. Организационный этап
II. Этап актуализации субъективного опыта учащихся

- Сегодня на уроке мы постараемся закрепить умения и навыки работы с текстом. Запишите тему урока: «От анализа текста к сочинению». Что мы должны знать и уметь, чтобы работа на уроке была успешной? (Ответы учеников.)
(Презентация слайда № 1.)
Знать:
- основные этапы работы с текстом для написания сочинения.
Уметь:
- выполнять различные элементы комплексного анализа текста;
- создавать отдельные композиционные части сочинения по заданному тексту.
- Воспитывать в учащихся серьёзное отношение к жизни. Заставить задуматься о смысле жизни, о своём месте в ней, о нравственных категориях добра и зла. Развивать чувство прекрасного.
В качестве эпиграфа я выбрала слова Лихачева:

Счастья достигнет тот,
кто стремится сделать
счастливым других.
Поверьте мне!
Д.С. Лихачев

- Что значит быть счастливым в вашем понимании?
III. Этап обобщения и систематизации
1. Работа с текстом Д. С. Лихачева из книги «Письма о добром и прекрасном».
- Сегодня мы будем работать с текстом Д.С. Лихачева. (показываю портрет ученого, логотип год молодежи слайд № 2.) Что вы знаете о Д. С. Лихачеве? (Ответы учащихся.)
(Выступление уч-ся о творчестве академика)
Д. С. Лихачев известный ученый, искусствовед, автор научных исследований по истории русской литературы (главным образом древнерусской) и культуры. Получил мировую известность как литературовед, историк культуры и публицист. (Алсу)
Д. С. Лихачев был членом многих иностранных академий наук, дважды удостаивался Государственной премии (1952, 1968 гг.). В 1986 г. ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда. В 1989 г. избирался народным депутатом СССР. Д. С. Лихачев был членом Союза писателей. (Айдар)
Организовал советский (ныне российский) Фонд культуры и был председателем президиума Фонда. Родился в Санкт-Петербурге 28 ноября 1906 г. В 2006 г. мы отмечали 100 лет со дня его рождения. (Шигапов)
Академик Д. С. Лихачев первый в современной истории Почетный гражданин Санкт-Петербурга (1993 г.). Его именем названа одна из планет Галактики. (Миляуша)
Текст, с которым мы будем работать, взят из книги Д.С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном».
Во вступлении обращении к юным читателям автор пишет: «Каждая беседа пожилого человека с молодыми оборачивается поучением. Постараюсь быть кратким и сказать лишь о самом для себя главном как оно мне представляется, поделиться опытом прожитой жизни».
Мы знаем, насколько красива и достойна была жизнь ученого. В книге 46 писем, обращенных к молодежи.
Этот год в России объявлен каким годом? (Годом молодежи). Слайд – логотип.
Каждое из них заслуживает искреннего внимания и вдумчивого прочтения. Обратимся к отрывку из письма «Путями доброты».
Читаю текст, предваряя его следующим заданием:
Прослушайте текст, озаглавьте его, и заголовок запишите в тетради.
(1) Что же самое главное в жизни? (2) Главное у каждого человека должно быть добрым и значительным. (3) Человек должен уметь подниматься над самим собой, над своими личными заботами и думать о смысле жизни оглядывать прошлое и заглядывать в будущее.
(4) В жизни ценнее всего доброта, умная, целенаправленная. (5) Умная доброта самое ценное в человеке, самое к нему располагающее и самое верное, в конечном счете, по пути к счастью. (6) Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливым других и способен хоть на время забыть о себе, о своих интересах. (7) Если жить только своими заботами, то от прожитого не останется и следа. (8) Если жить для других, то другие сберегут то, чему ты отдал силы.
(9) Все плохое и мелкое в жизни быстро забывается. (10) Люди, ни о ком не заботящиеся, исчезают из памяти. (11) А люди, служившие другим, служившие по-умному, имевшие в жизни добрую и значительную цель, запоминаются надолго. (12) Помнят их слова, шутки, их облик, поступки, а иногда чудачества. (13) О них рассказывают.
(14) В жизни надо иметь свое служение служение какому-то делу, даже если оно маленькое. (15) Если этому делу будешь, верен, оно станет большим.
(16) Знать это, помнить об этом всегда и следовать путями доброты очень и очень важно. (17) Поверьте мне!

Многоаспектный анализ текста для подготовки к сочинению мы будем проводить в трех исследовательских группах. Каждая группа получит свои задания.
Задание всем группам № 1.
1. Определите тип речи данного текста. (Рассуждение: тезис, доказательство, вывод) Докажите правильность ответа. В каких предложениях наиболее полно раскрыта основная мысль автора? Какова основная проблематика текста?
2. Определите стиль текста (Публистический: жанр очерка; сфера общения: монолог; языковые средства: парцелляция, лексический повтор, метафора, эпитет; общественно – политическая лексика). Докажите правильность ответа.
3. Составьте графический проектзащиту данного текста по принципу «планета и ее спутники». В итоге у вас должна получиться схема, которая графически отобразит связь ваших размышлений, определяющих информационное поле данного рассуждения (т.е. его тематику), с ключевым словосочетанием текста (самое главное в жизни).
(На выполнение задания отводится 5 минут. Каждая группа выдвигает для ответа одного или двух представителей, возможен ответ всей группы. Во время ответов учитель предлагает другим учащимся делать рабочие записи в тетрадях.)
2. Работа над композицией сочинения по тексту.
Прежде чем приступить к написанию сочинения, важно продумать его композицию. Что называется композицией? (Построение сочинения.)
Необходимо знать, с чего начать работу, о чем говорить в основной части сочинения и чем его закончить. Давайте вспомним, что нужно знать при обдумывании композиции сочинения.
(Презентация слайда №3.)
Какие требования предъявляются к заданию С1.
В соответствии с требованиями в экзаменационной работе должно быть несколько обязательных смысловых частей:
1. Общая характеристика темы и проблематики текста.
2. Комментарий к одной из проблем.
3. Характеристика позиции автора исходного текста по выбранной проблеме.
4. Выражение собственной позиции, ее аргументация.
(Учащиеся читают и делают записи в тетради.)
- При написании работы необходимо соблюдать композиционную соразмерность. Какой объем отводится для вступительной и заключительной части? (Вступление и заключение должны составлять не более трети всего объемы работы)







Задание № 3.
(Презентация слайда № 4)
Первая группа пишет начало сочинения;
Вторая формулирует позицию автора исходного текста по заявленной им проблеме;
Третья пишет заключение сочинения.
Назовите составные части вступления? Ответ:
а) собственно определение темы текста;
б) формулировку основных проблем, которые поднимает или затрагивает автор текста;
в) краткую справку об авторе текста, об основных проблемах, которые он затрагивал в своих произведениях, и о связи проблемы, поднятой в тексте, с общей направленностью творчества писателя или публициста;
г) лирическое размышление, связанное с темой текста или его проблематикой.
Вступительная часть сочинения может быть связана также с идеей текста или основным выводом автора текста. В таком случае она приобретает вид «опрокинутого начала» (...Так завершается статья... очерк... рассказ).
2. Какие требования необходимо соблюдать при работе над основной частью?
- Нельзя соглашаться с мнением автора полностью (потому что не о чем будет писать)
- Можно частично согласиться с мнением автора (с чем согласен и не согласен)
- Нельзя пересказывать текст
- Любое высказывание должно быть завершенным, законченным.
- Для получения высшего бала требуется не менее трех аргументов.
3. Какие виды концовок допустимы в заключительной части?
Заключительная часть сочинения - рассуждения может быть оформлена как:
1) концовка-вывод (сжатый в несколько строк итог всего сочинения);
2) концовка-ответ (энергичный ответ на вопрос, поставленный в начале сочинения);
3) концовка-цитата (яркая цитата, содержащая в себе суть идеи сочинения).










4. Самостоятельная работа в группах (Музыкальный фон).
Прочтение составных частей сочинения (в разных группах)
Итог:
Домашние задание: «Жизнь скучна без нравственной цели» Написать сочинение, приводя аргументы из художественной литературы.
Давайте вспомним, какие цели, и задачи мы ставили перед собой в начале урока. (Слайд № 2) Что получилось? Над чем еще необходимо поработать? (Над логическими переходами от одной части сочинения к другой.)
- Выставление оценок
IV. Этап рефлексии (резерв).
Выскажитесь о ваших впечатлениях, заканчивая предложения (учитель раздает карточки с незаконченными предложениями):
Мне понравилось на уроке, что я...
Я ощущал себя на уроке...
После урока я задумаюсь о...
- Вернемся к эпиграфу урока

Счастья достигнет тот,
кто стремится сделать
счастливым других.
Поверьте мне!
Д.С. Лихачев