Презентация Формирование метапредметных УУД на уроках русского языка и литературы


Формирование метапредметных УУД на уроках русского языка и литературыАвтор:Тарасенко Светлана Ефимовна,учитель русского языка и литературыМБОУ «ДСОШ №3»Добрянка 2016 Результатом метапредметного обучения является развитие мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, действия. «Метапредметы – это не заумно и не страшно. Этому можно достаточно быстро научиться». Нина Громыко (к.ф. н., разработчик метапредметного подхода) Групповые формы работы Групповые формы работы формируют следующие метапредметные УУД: логическое и критическое мышление школьников; навык организации своих мыслей; навыки устной речи; навыки риторики; эмпатию и толерантность; уверенность в себе; способность работать в команде; способность концентрироваться на сути проблемы; навыки сотрудничества; манеры при публичном выступлении. Технологический процесс групповой работы на уроках 1. Знакомство с правилами работы в группах Критикуй идеи, но не человека. Поощряй участие каждого в обсуждении. Выслушай мнение каждого, даже если ты не согласен с ним. Стремись понять точку зрения других. Перескажи мысль другого, если она тебе не ясна. Сначала объяви все вопросы, потом их разбирай. Ищи рациональное в высказываниях других. 2. Объединение в группы Лучше делить класс на группы по четыре-пять человек. Желательно поместить в одну группу разнополых детей. Надо учесть не только успеваемость, но и характер взаимоотношений учащихся, их симпатии или антипатии, мотивы межличностных предпочтений, готовность к сотрудничеству. Состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы. Для организации рабочего места парты сдвигаются так, чтобы могли вместе работать по 4-5 человек и чтобы отделить одну группу от другой. По решению учителя. Можно выровнять группы по силе учеников, в них входящих. По знакам Зодиака. Необычное решение, обычно впечатляющее учеников; неожиданные сочетания учеников. По набору лидеров (первым по рейтингу 5–7 ученикам предоставляется право набрать себе группы). По стилю интеллектуальной деятельности (эрудит – критик – генератор идей). Способы формирования группы 3. Распределение ролей Координатор (его задача в данном виде работы – выслушать мнения членов группы, распределить обязанности, организовать и направлять работу группы). Секретарь (записывает результаты работы). Оратор (представляет итог работы группы). Хранитель времени (следит за временем выполнения задания). Критик (ищет слабые стороны и критикует). Художник (если это необходимо). 4. Подготовка к выполнению задания постановка познавательной задачи (проблемной ситуации); инструктаж о последовательности работы; раздача дидактического материала по группам. Каждая группа в зависимости от количества членов и уровня их подготовки получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное).  Каждой группе даётся набор учебных материалов для работы, где указаны цель задания, перечень литературы и материалов, которыми должны пользоваться ученики, порядок выполнения задания - какую часть задания выполняют индивидуально, какую - коллективно, перечень контрольных вопросов для самопроверки. 5. Групповая работа знакомство с материалом, планирование работы в группе; распределение заданий внутри группы; индивидуальное выполнение задания; обсуждение индивидуальных результатов работы в группе; обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения);подведение итогов группового задания.Задача учителя - фиксировать работу каждого ученика. 6. Заключительная часть сообщение о результатах работы в группах; анализ познавательной задачи, рефлексия; общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи; дополнительная информация учителя для группы. Из опыта работы 1. Составление плана сочинения.2. Комплексный анализ текста.3. Подготовка публичного выступления.4. Выпуск литературного журнала.5. Решение олимпиадных и конкурсных заданий.6. Зачетные работы.7. Решение литературных и лингвистических кроссвордов, викторин, тестов.8. Творческая мастерская.9. Пятиминутки.10. Игровые формы. Данилушка и сила нечистаяКак во славной сети ИнтернетушкеПоселилась сила да нечистая.И задумала эта силушка нечистаяДуму черную-пречерную, нехорошую.Захотела эта силушка поганаяЗаразить всех людей в ИнтернетушкеСтрашным вирусом дикой злобушки.А тем временем в одном городе,Что стоит на реченьке КамушкеДа зовется именем милым Добрянушка,Жил прекрасный богатырь Данилушка.Славен был наш Данилушка силою,Да не простой силою, а компьютерною.Встал Данилушка грудью крепкоюНа защитушку Интернетушки.И разбил он силушку нечистую,Разгадал секретный код доступаДа разрушил вирус лютой злобушки.Возликовали люди добрые,Стали славу петь все Данилушке. В школу утром я пошла,Удивилась: «Ну, дела!»На деревьях пляшут куры,По воде плывет петух,А в кустах сидит богатыйНовый русский Вини Пух! Сочинение стихотворения по содержанию изученного произведенияДва генерала спокойненько спали,Вдруг на остров они попали.Нечего пить, нечего есть,Решили они друг друга съесть.Но, к счастью, этого не случилось,И, чтобы в их жизни всё получилось,Тут же решили быстро они,Что мужика надо срочно найти.За день весь остров они обошли,Под деревом спящего мужика нашли:- Ах, лежебока, быстро вставай,Сытно корми нас и угощай.Тут же мужик проснулся, вскочил, Рябчика поймал, суп им сварил.Лодку построил и пухом устлал,Генералов пристроил, на весла встал.Довез их до дома, кухаркам отдал,Ах, бедный мужик, почему ты не убежал?Стихотворение по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» Настя и Митраша - хорошие дети.Они умеют делать всё на белом свете.И только однажды они поругались,Разошлись по болоту и потерялись.И сразу беда их настигла в лесу:Настя увидела злую змею,Митраша в трясину тут же попалИ, если б не Травка, конечно б, пропал.Поняли дети, что надо жить дружно,Ладить друг с другом поэтому нужно.С этого времени и навсегдаДом стороной обходила беда.Стихотворение по сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца» Игорь къ Дону вои ведетъ! Уже бо бЪды его пасетъ птиць по дубию; влъци грозу въсрожатъ по яругамъ; орли клектомъ на кости звЪри зовутъ; лисици брешутъ на чръленыя щиты. О Русская земле! Уже за шеломянемъ еси! Длъго ночь мръкнетъ. Заря свЪтъ запала, мъгла поля покрыла. Щекот славий успе; говоръ галичь убуди. Русичи великая поля чрьлеными щиты прегородиша, ищучи себЪ чти, а князю - славы. (Игорь к Дону воинов ведет. Уже несчастий его подстерегают птицы по дубам; волки грозу подымают по оврагам; орлы клектом на кости зверей зовут; лисицы брешут на червленые щиты. О Русская земля! уже ты за холмом! Долго ночь меркнет. Заря свет уронила, мгла поля покрыла. Щекот соловьиный уснул; говор галок пробудился. Русичи великие поля червлеными щитами перегородили, ища себе чести, а князю - славы).Перевод отрывка из «Слова о полку Игореве» с древнерусского языка на современный литературный Пятиминуткихарактеристика литературного героя (плюсы и минусы); визитка автора или произведения; ответ на трудный вопрос учебника; вопросы для интервью с героем произведения; вспомним правило и приведем примеры; лингвистические разминки. Групповая форма организации работы на уроках позволяет активно включать учащихся в атмосферу сотворчества, создавать мотивацию обучения, стимулировать личностное восприятие предмета. Ученики оказываются в условиях, когда им хочется высказаться, так как в микроколлективе каждый ощущает свою личностную значимость, веру в свои творческие силы. Таким образом и формируются метапредметные универсальные учебные действия, которые пригодятся ребятам в дальнейшем не только в учебной деятельности, но и в дальнейшей жизни. Литература1. Активные формы преподавания литературы. – М.: Наука, 1991. - 175 с.2. Дьяченко, В.К. Сотрудничество в обучении. О коллективном способе учебной работы. – М.: Наука, 1991. – 134 с..3. Жураковский, В., Сазонова З. «Работа в команде» как педагогический принцип. // Высшее образование в России. – 2005. - №8. - С. 3-9.4. Котов, В.В. Организация на уроках коллективной деятельности. – Рязань, 1977. – 115 с.5. Кочетова, А. Подготовка к коллективной деятельности. // Высшее образование в России. – 2005. - №8. - С. 151-154.6. Лиймет, Х.Й. Групповая работа на уроках. – М., 1975. - 64 с.7. Мордес Е.М. Искать, пробовать, обучать: нетрадиционные уроки по   русскому языку и литературе: 5-11 классы/ Е.М. Мордес. - Волгоград: Учитель-АСТ,  2002. - 82 с.8. Турик Л.А., Осипова Н.А. Педагогические технологии в теории и практике / А.Л. Турик, Н.А. Осипова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – 118 с. Интернет-источникиОрганизация и проведение мастер-классов. Методические рекомендации. / сост. Машуков А.В. - Режим доступа: http://gorono.ozersk.com/teacher/book/benefit/index.phpКлимонова Г. Н. Опыт организации групповой работы на уроках. - Режим доступа: http://www.eidos.ruГусев А. Как организовать групповую работу на уроке литературы? - Режим доступа: http://www.s-cool.ru