Конспект урокаПодготовка к сочинению-рассуждению в формате ОГЭ


Открытый урок по русскому языку в 9 классе

Тема: Подготовка к сочинению-рассуждению в форме ОГЭ
Цели:
- обучение написанию сочинения-рассуждения в формате ОГЭ;
- развитие мыслительно-речевой деятельности учащихся, умение анализиро-вать, сравнивать, обобщать, логически верно излагать свои мысли, создание условий для коммуникативных навыков;
- развитие системы ценностных отношений к русскому языку, воспитание бережного отношения к слову автора, к собственному слову;
- нравственное, патриотическое, эстетическое воспитание
Ход урока: 1. Оргмомент. Приветствие гостей (позитивный настрой). Притча «Три лягушки» ( - Что такое притча?) (Чему она нас учит?) (решить - не значит сделать)слайд 2
-Как притча касается нас? (хотим хорошо сдать экзамен, а для этого надо много работать; поэтому сегодня мы продолжим подготовку к экзамену).
Задачи урока. Слайд 3
Эпиграф урока : Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для кото-рых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. (К.Г. Паустовский) слайд 4, 5
2. Проверка домашнего задания.
- На предыдущем уроке вы получили задание, направленное на подготовку к сочинению-рассуждению: прокомментировать высказывания ученых о русском языке (примеры тезисов задания 15.1). Как вы поняли смысл высказываний? Читайте ваши письменные ответы и смотрите на экран, где также показаны комментарии к тезисам. Запишите в тетрадь мои формулировки. Это важно для подготовки к сочинению слайды 6-9
- А теперь таким же образом проверим определения понятий, которые могут быть тезисами в задании 15.3 слайды 10-13
3.Работа с текстом К.Г. Паустовского слайд 14
- Предлагаю вашему вниманию текст, автором которого является Константин Георгиевич Паустовский, известный русский писатель, замечательный мастер художественного слова, «певец России», так называют его, потому что он писал о родине, о родной природе, о ее красоте. Паустовский умел не только увидеть прекрасное в самом обыкновенном, но и рассказать о своих открытиях читателям.(текст читает учитель)
(1)В начале весны бывает короткое время, когда сливаются вешние воды и зацветает ветла.
(2) Над тихой темной водой цветут одинокие ветлы.
(3) Они отражаются в воде, усыпанные серебряными барашками - мягкими на ощупь, похожими на птенцов крошечной птицы.
(4) Трудно избавиться от ощущения, что эти барашки — живые существа, притом такие теплые, будто их ворсистая шубка вобрала все тепло весеннего дня, хотя день пасмурный и солнце лишь изредка проглядывает белым размытым пятном на сером пологе неба.
(5) В такие дни нас иногда охватывает от весеннего пара, сырой теплоты и тишины какое-то оцепенение.
(6) Тогда можно часами сидеть на берегу у такой вот ветлы и следить, как тянут высоко над Россией с юга на север позванивающие косяки журавлей.
(7) В такие минуты предстает перед внутренним взором вся неохватная страна с ее постоянной загадкой и зовом синеющих далей . (8) Каждая такая минута прибавляет еще одну крупицу к нашей любви и укрепляет сознание, что мы кровь от крови этой удивительной страны и что наша жизнь вне ее и без нее — невозможна, бессмысленна и ничтожна.
- Какова тема текста? Что называется темой? слайд15

(В тексте Паустовского говорится о природе, о ее красоте, о родине, о патриотизме)
- Только что вы сформулировали тему текста. Запишем в тетрадь. Значение слов красота, родина, природа, патриотизм вы определили ранее. Также записали в тетрадь.
- Какова основная мысль (идея) текста? Что называется идеей? слайд 16 (Автор передает в небольшой по объему и простой по композиции миниатюре свое чувство восхищения, трепета и нежности, вызванное таким естественным состоянием природы, - началом весны.)
- Взгляните на фото. Полюбуйтесь, как красиво бывает весной в такое время. Обращали ли вы на это внимание? (цветение ветлы - фото) слайд17
- Давайте найдём художественные средства изобразительности в этом тексте
— Нарисована живая картина весны. Какое средство использовано? (эпитет «вешние») - В каких ещё предложениях есть эпитеты?
(2),(3),(4) - Паустовский описал цветущие ветлы. Читая это описание, мы видим, как автор отметил их одиночество (потому что ветла расцветает раньше других деревьев). И мы, представляя себе картину, созданную писателем, ощущаем легкую, светлую грусть, радуясь при этом неброской красоте цветения... слайд 18
- В предложении (3) Паустовский выразил чувство умиления «серебряными барашками, мягкими на ощупь и теплыми, похожими на птенцов крошечной птицы». Какое средство выразительности он использовал? (метафора) Что называется метафорой? слайд19
- Автор ощущает природу как нечто живое: «... эти барашки — живые существа» (предложение 4) - Какой это прием? (олицетворение) слайд20
- В предложениях (1),(2),(3),(4) говорится о природе. Что же для писателя природа?
(Для Паустовского природа — это его мир, его жизнь, его Россия... В каждом слове писателя чувствуется его любовь к России)- Итак, текст Паустовского не только о весне, о природе, но и о Родине, о патриотизме. В чем он проявляется? Не это ли главное, о чем призывает нас задуматься автор текста? В каком предложении заключается основная мысль текста?
(Основная мысль текста заключается в предложении (8). Паустовский отмечает тесную связь человека с родной страной, используя градацию : «...наша жизнь вне ее и без нее невозможна, бессмысленна, ничтожна»). Вспомните, что называется градацией? слайд 21
- Каков же смысл заключительного предложения текста? слайд 22
- Давайте устно подберём аргументы по заданию ОГЭ 15.2, опираясь на план сочинения-рассуждения 15.2 слайд23
А теперь познакомьтесь с примером сочинения слайд24
«Каждая такая минута прибавляет еще одну крупицу к нашей любви и укрепляет сознание, что мы кровь от крови этой удивительной страны и что наша жизнь вне ее и без нее — невозможна, бессмысленна и ничтожна», - так завершается текст К.Г. Паустовского, являющийся ярким подтверждением того, что то самое высокое, каким принято его считать, чувство — патриотизм - испытывает КАЖДЫЙ человек, НЕ УТРАТИВШИЙ МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ.
Можно (ошибочно) считать, что любить родину — это значит говорить о ней пышные фразы, посвящать ей стихи и песни, отправляться на войну, жертвовать собой, защищая отчизну от врага... К.Г. Паустовский же видит проявление этого чувства, главным образом, в те мгновения, когда человек, созерцая красо-ту родной земли, замечает прекрасное и удивительное даже в самом обыкновен-ном (предл.5). В те же минуты он ощущает себя частицей мира, частью своего народа, неотъемлемой частью Родины (предл. 6). И только тогда, когда человек почувствует, как это ПРЕКРАСНО, он будет способен на великие дела, высокие поступки, называемые подвигами во имя Родины.
Таким образом, ощущать себя частью своей страны, видеть и ценить ее красоту и богатство в глубине души, НЕ НА ПОКАЗ — ВОТ ИСТИННЫЙ ПАТРИОТИЗМ. Таков смысл заключительного предложения, на мой взгляд.
- Именно об этом заставил нас задуматься писатель. У него это получилось. Не правда ли?
- Вернемся к фразе (эпиграф) Паустовского:
«Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения». слайд 25
- Что имел в виду писатель? Вы согласны с ним? Докажем это примерами из текста
4. Работа над композицией сочинения-рассуждения
- Это задание 15.1. Прежде чем приступать к его выполнению, посмотрим на план сочинения-рассуждения 15.1слайд 26
(Планы сочинений-рассуждений - на распечатках у учащихся. 15.1, 15.2, 15.3)
- Обратите внимание на композицию сочинения-рассуждения по требованиям ОГЭ. План сочинения перед вами на распечатках и на экране. Сочинение состоит из 3 основных частей: тезис – доказательства - вывод. А теперь посмотрим, чем отличается рассуждение по каждой из тем.
План сочинения - рассуждения задание 15.1
Вступление (тезис)
1.Цитата (высказывание ученого)
2. Комментарий к тезису (о чем говорится ? На что обращает внимание лингвист (писатель)?) II.Основная часть (Аргументы - доказательства)
1- ый аргумент (№ предложения, художественное средство, его роль в тексте)
2- ой аргумент (№ предложения, художественное средство, его роль)
Заключение (вывод)
задание 15.2
Вступление (тезис)
1.Цитата (заключительное предложение текста)
Комментарий к тезису с опорой на основную мысль текста
Основная часть (аргументы)
1. № предложения, его роль в понимании смысла фразы, смысла текста;
2. № предложения, его роль в тексте
Заключение (вывод)
задание 15.3
Вступление (тезис)
Значение слова
Аргументы
1-ый аргумент по тексту
2-ой аргумент из жизни (рассуждение связано с основной мыслью текста)
Вывод
5. Устное сочинение по теме 15.1 (тезис: фраза Паустовского из эпиграфа к уроку). - Подберите аргументы из текста
Образец сочинения по теме 15.1слайд 27
«Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения» - утверждал К.Г. Паустовский, подчеркивая, насколько богат язык русского народа.
Знаменитый художник слова является также автором прочитанного мною текста, в котором ярко выражена искренняя привязанность к родине и восхищение, умиление ее красотой (предл. 4), переданное с помощью метафоры и олицетворения. Используя языковые средства, можно не только описать совсем незначительные, казалось бы, стороны жизни, открывая в них что-то необычное и показывая людям, но и выразить самые высокие чувства, такие как патриотизм (предл. 8), для этого автор использовал градацию.
К.Г. Паустовский прав: выразительные возможности русского языка действительно велики.
6. Подведение итогов: - Чему научил вас этот урок?
- Итак, сегодня на уроке мы поработали над составлением тезисов к сочине-нию - рассуждению. Мы проанализировали текст К.Г. Паустовского, в совер-шенстве владевшего языковыми средствами, умевшего так точно и выразительно передать мысли, чувства...
Подобный анализ текста необходим для работы во время экзамена над сочинением-рассуждением. Для того чтобы логически верно изложить свои мысли во время экзамена в сочинении, необходимо четко определить: каков замысел ВАШЕЙ работы. Главным помощником в этом для вас будет автор текста, предложенного на экзамене.
Ваша задача — внимательно прочитать текст, понять его содержание (тему), найти предложения, в которых заключается основная мысль.
Подсказка: такими предложениями обычно бывают те, что даны в качестве тезиса в задании 15.2.
Затем, выполняя задание 15.1, вы всего лишь называете средства выразите-льности, указывая № предложений, в которых они употребляются для передачи основной мысли. И смысл какой бы фразы вы не раскрывали, в основе вашей работы будет основная мысль данного текста.
7. Домашнее заданиеслайд 29
Написать сочинение-рассуждение в форме ОГЭ по темам (на выбор)15.1, 15.3
тезисы: 15.1 (слабым)
1. « Придание образности словам совершенствуется... посредством эпитетов» (А.А. Зеленецкий, русский лингвист)
2. «Язык – удивительное орудие, посредством которого люди передают друг другу свои мысли». (Л.В. Успенский). 3. «Язык есть не только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил умственных и нравственных» (И.А.Гончаров).
4. «Русский язык... обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли» (В.Г. Короленко)
15.3(сильным)
«Природа — это...»
«Красота — это..»«Родина — это...»
«Патриотизм — это..»8. Выставление оценок