Презентация Подготовка к сочинению-рассуждению в формате ОГЭ


Подготовка к сочинению-рассуждению в форме ОГЭ Подготовила и провелаДрожжина А.А., учитель русского языка и литературыМКОУ «Андреевская ООШ» Цели:обучение написанию сочинения-рассуждения в форме ОГЭ;развитие мыслительно-речевой деятельности учащихся, умения анализировать, сравнивать, обобщать, логически верно излагать свои мысли;создание условий для коммуникативных навыков;развитие системы ценностных отношений к русскому языку ;воспитание бережного отношения к слову автора, к собственному слову;нравственное, патриотическое, эстетическое воспитание Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. К.Г. Паустовский Константин Георгиевич Паустовский1892 - 1968 Русский писатель. Автор рассказов и повестей о природе для детей и взрослых Язык - удивительное орудие, посредством которого люди передают друг другу свои мысли. Л.Успенский Лингвист обращает внимание на функцию языка как средства выражения мыслей, подчеркивая его богатство и выразительность Придание образности словам совершенствуется... посредством эпитетов. А.А. Зеленецкий Лингвист подчеркивает, насколько важна роль эпитетов в языке, так как они придают речи выразительность. Русский язык... обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли. В.Г.Короленко Ученый обращает внимание на богатство и выразительность языка: с помощью языковых средств можно не только создать описание предметов или явлений, но и выразить чувства, эмоции. Язык есть не только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных. И.А. Гончаров Писатель предлагает задуматься о том, насколько важен язык не только как средство общения. Речь человека является отражением его внутреннего мира: характера, интеллекта, ценностных ориентиров. Красота - все красивое, прекрасное, то , что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение. Природа - это то, что нас окружает во всем его многообразии; - это все существующее во Вселенной, органический и неорганический мир Родина - отечество, родная страна- место рождения, происхождения кого-либо, чего-либо, возникновения чего-либо Патриотизм - преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу (1) В начале весны бывает короткое время, когда сливаются вешние воды и зацветает ветла. (2) Над тихой темной водой цветут одинокие ветлы. (3) Они отражаются в воде, усыпанные серебряными барашками – мягкими на ощупь, похожими на птенцов крошечной птицы. (4) Трудно избавиться от ощущения, что эти барашки – живые существа, и притом такие теплые, будто их ворсистая шубка вобрала все тепло весеннего дня, хотя день пасмурный и солнце лишь изредка проглядывает белым размытым пятном на сером пологе неба. (5) В такие дни нас иногда охватывает от весеннего пара, сырой теплоты и тишины какое-то оцепенение. (6) Тогда можно часами сидеть на берегу у такой вот ветлы и следить, как тянут высоко над Россией с юга на север позванивающие косяки журавлей. (7) В такие минуты предстает перед внутренним взором вся неохватная страна с ее постоянной загадкой и зовом синеющих далей. (8) Каждая такая минута прибавляет еще одну крупицу к нашей любви и укрепляет сознание, что мы кровь от крови этой удивительной страны и что наша жизнь вне ее и без нее – невозможна, бессмысленна и ничтожна. К.Г. Паустовский Тема текста - то, о чем говорится в тексте Основная мысль (идея) - то , для чего текст написан, к чему призывает автор, о чем предлагает задуматься Эпитет - определение, подчеркивающее характерное свойство предмета, а также придающее ему поэтическую яркость, художественную выразительность Метафора - слово или выражение, употребляемое в переносном значении на основе сходства, которое наблюдается у предметов или явлений при их сравнении, сопоставлении (скрытое сравнение) Олицетворение - выражение, дающее представление о каком- либо понятии или явлении путем изображения его в виде живого лица Градация - расположение слов и выражений по возрастающей или убывающей значимости План сочинения-рассуждения 15.2 I.Вступление (тезис): 1.Цитата (заключительное предложение текста) Комментарий к тезису с опорой на основную мысль текста; II .Основная часть (аргументы) 1. № предложения , его роль в понимании смысла фразы, смысла текста; 2. № предложения, его роль в тексте; III. Заключение (вывод) 15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл фрагмента текста : „Каждая такая минута прибавляет еще одну крупицу к нашей любви и укрепляет сознание, что мы кровь от крови этой удивительной страны и что наша жизнь вне ее и без нее — невозможна, бессмысленна и ничтожна“. Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста Каждая такая минута прибавляет еще одну крупицу к нашей любви и укрепляет сознание, что мы кровь от крови этой удивительной страны и что наша жизнь вне ее и без нее — невозможна, бессмысленна и ничтожна»,- так завершается текст К.Г. Паустовского, являющийся ярким подтверждением того, что то самое высокое, каким принято его считать, чувство — патриотизм - испытывает КАЖДЫЙ человек, НЕ УТРАТИВШИЙ МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ. Можно (ошибочно) считать, что любить родину — это значит говорить о ней пышные фразы, посвящать ей стихи и песни, отправляться на войну, жертвовать собой, защищая отчизну от врага... К.Г. Паустовский же видит проявление этого чувства в те мгновения, когда человек, созерцая красоту родной земли, замечает прекрасное и удивительное, даже в самом обыкновенном (предл. 5). В те же минуты он ощущает себя частицей мира, частью своего народа, неотъемлемой частью Родины (предл. 6). И только тогда, когда человек почувствует, как это ПРЕКРАСНО, он будет способен на великие дела, высокие поступки, называемые подвигами во имя Родины. Таким образом, ощущать себя частью своей страны, видеть и ценить ее красоту и богатство в глубине души, не напоказ – вот истинный патриотизм. Таков смысл фрагмента, на мой взгяд. Пример сочинения по теме 15.2 Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. К.Г. Паустовский План сочинения-рассуждения 15.1 I. Вступление (тезис) 1.Цитата (высказывание ученого) 2. Комментарий к тезису (о чем говорится ? На что обращает внимание лингвист(писатель)?) II.Основная часть (Аргументы - доказательства) 1- ый аргумент (№ предложения,художественное средство, его роль в тексте)2 -ой аргумент (№ предложения, художественное средство, его роль)III. Заключение (вывод) «Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения,» - утверждал К.Г. Паустовский, подчеркивая, насколько богат язык русского народа. Знаменитый художник слова является также автором прочитанного мною текста, в котором ярко выражена его искренняя привязанность к родине и восхищение , умиление ее красотой (предл. 4), переданное с помощью метафоры и олицетворения. Используя языковые средства, можно не только описать совсем незначительные, казалось бы, стороны жизни, открывая в них что-то необычное и показывая людям, но и выразить самые высокие чувства, такие как патриотизм (предл.8), для этого автор использовал градацию. К.Г. Паустовский прав: выразительные возможности русского языка, действительно, велики. Пример сочинения по теме 15.1 План сочинения-рассуждения15.3 I. Вступление (тезис)Значение словаII. Аргументы1-ый аргумент по тексту2-ой аргумент из жизни (рассуждение связано с основной мыслью текста)III. Вывод Домашнее задание: Написать сочинение-рассуждение по тексту К.Г. Паустовского (см.распечатку), используя (по выбору) сформулированные тезисы и комментарии. Большое спасибо всем за урок!!!