Разноуровневые задания по русскому языку по таксономии Блума


ГУ «Средняя общеобразовательная школа №2
имени А.Текенова»
Дидактические материалы по русскому языку для 7 класса
(Сборник разноуровневых заданий по Таксономия Блума )
Составители:
Смайлова Ажар Амангельдиновна,
учитель русского языка и литературы
Видергольд Анастасия Сергеевна
учитель русского языка и литературы
Теренколь2016 год
Пояснительная записка
Проблема достоверной оценки знаний, умений и навыков учащихся чрезвычайно важна и значима для всей системы образования в целом и для каждой личности в отдельности.
К педагогической оценке предъявляются обычно два основных требования.
С одной стороны, требование объективности – оценка должна строго и точно показывать соотношение между реально достигнутыми результатами в обучении и теми, которых требовалось достичь согласно программам.
С другой стороны, требование быть справедливой по отношению к обучающимся, учитывать труд, старания, настойчивость, вложенные ими в достигнутый результат.
Педагоги на практике постоянно ощущают внутреннее противоречие требований, предъявляемых к оценочной деятельности, и, несмотря на стремление удовлетворить им обоим, невольно нарушают то требование объективности, предпочитая интересы ученика, то требование справедливости в угоду объективности. Оценочные суждения в виде вербальных оценок не позволяет оценивать все многообразие учебного труда обучающихся, степень усвоения ими учебного материала, уровень сформированности у них умений и навыков, их усердие, настойчивость, активность, прилежание, одаренность, нестандартность мышления и т.п.
Как выход из сложившейся ситуации видится использование уровневого подхода в обучении учащихся, а также и в оценивании их достижений.
Актуальность.
Сегодня актуальной является разработка такого подхода к оцениванию образовательных результатов учащихся, который позволил бы устранить противоречия между функцией оценки и существующей системой оценивания, сумел бы связать оценку с индивидуальным накоплением образовательных ресурсов (знаний, умений, компетенций).
На наш взгляд, эту проблему наиболее полно решает таксономия Б.Блума, так как одним из главных принципов таксономии является то, что она должна быть эффективным инструментом в руках учителя-практика при оценке результатов обучения.
Цель: разработать систему разноуровневых заданий по таксономии Б.Блума. Задачи:
-систематизировать теоретический материал по теме.
-разработать наиболее эффективные разноуровневые задания для оценки успешности обучения.
-отобрать наиболее оптимальные техники учения при изучении темы.
Разноуровневые задания по разделу «Причастие». 7 класс
1 уровень
1. Назовите основные признаки причастия.
1. Продолжи: Причастие – это ... 2. Отвечает на вопросы.... 3. Обозначает... 4. Причастный оборот- это.... Пример:... 5. Синтаксическая роль причастия в предложении- …. 6. Причастный оборот обособляется, если..... 
2 уровень
1. Найдите словосочетания «сущ+ причастие», выпишите, выделите главное слово. Черная ночь, желтым листом, чернеющая дыра, колосистая рожь, желтеющим листом, поседевшие волосы, покрашенный пол тающим снегом,свежие семена, светлеющее небо, заросший пруд, покинутый дом, горячая печь, мокрый снег,желтеющий лист, спелый крыжовник. 
2. Образуйте причастия, от слов, данных в скобках, перепишите расставьте знаки препинания. В эту осень не было золотых деньков, не сияли березовые перелески под (хмуриться) солнышком, не замело колеи листвой (шуршать) под ногами. У ярко (осветить) подъезда было шумно и радостно: сновали торопливые ноги (заглушить) половиком в окно несся уличный шум. На месте (срубить) леса белой свечой среди (обрубить) сучьев и (поблекнуть) листьев возвышались три длинные березы с макушками (уцелеть) в этой рубке. 
3 уровень
1. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте суффиксы причастий, в скобках укажите глагол, от которого образовано причастие. Графически обозначьте причастный оборот и расставьте знаки препинания. Он подош_л ко мне слева хрома_щей походкой. Море вздыха_щее у берегов уснуло. Передо мной стоял уже не прежний сутул_щийся от холода человек. Дует сильный ветер смета_щий все на своем пути. 
2. Укажите предложение со страдательным причастием: Шлюпка медленно плыла у подножья возносившейся в небо скалы. Я весело иду по Борисоглебскому переулку, ведущему к Поварской. Трава, обреченная на высыхание, оживала при первой поливке. 3. Раскройте скобки: Небольшой вал и засека, (не)хранимые решительно никем, показывали страшную беспечность. Стояла (не)бывалая распутица. Зато тут же, среди еще(не) сошедшего снега, откуда-то взялась зелень. Повеяло сыростью от (не)видимого пруда. 4. Подчеркните причастные обороты, расставьте знаки препинания. И потом он видел его лежащего на жёсткой постели дома бедного соседа. На голове Кунанбая была белая ермолка привезённая из Мекки. Он занимал облицованный мрамором особняк в самой аристократической и тихой части города утопавшей в липовых аллеях и садах. Братья остановились заворожённые подбегающим чудом,-настолько красива была лиса на бегу, как лодка стремительно пущенная по течению. 5. Выполните морфологический разбор причастия. Вокруг меня, подгоняемый знакомыми мальчиками, промчался табун (Тургенев). 
4 уровень
1. Прочитайте предложения, найдите причастия, обозначающие цвет. Осень! Осыпается весь наш бедный сад... Листья пожелтевшие по ветру летят. (А.К.Толстой) Колеблющийся полет бабочек над свежей зеленеющей полянкой – одно из прелестнейших зрелищ. (С.Аксаков) 2. Сравните слова "пожелтевшие" и "желтые", "зеленеющий" и "зеленый". Чем отличаются эти слова? 
5 уровень
1. Составьте синквейн на тему «Причастие» 1 строка- название синквейна 2 строка- два прилагательных. 3 строка- три глагола 4 строка- фраза на тему синквейна 5 строка- существительное. 
6 уровень
1. Творческая работа. Подберите как можно больше определений к слову "снег", распределяя их в группы: причастия и прилагательные. (Пример ответа: белеющий и чистый, сверкающий и свежий, липнущий и липкий и т.д.). Используя данные определения, напишите связный текст – описание заснеженного пейзажа.
Разноуровневые задания по разделу «Деепричастие». 7 класс 
1 уровень
1. Назовите основные признаки деепричастия.
1. Продолжи: Деепричастие – это ... 2. Отвечает на вопросы.... 3. Обозначает... 4. Деепричастный оборот- это....Пример:... 5. Синтаксическая роль Деепричастия в предложении- …. 6. Одиночное деепричастие и деепричастный оборот не обособляются, если..... 
2 уровень
1.Как пишется не с деепричастиями?
2.Спиши, раскрывая скобки и расставляя пропущенные запятые.
1) У порога, на сундуке, сидит бабушка, согнувшись (не) двигаясь (не) дыша.
2) Дед и бабушка слушали мать молча (не) перебивая.
3) Мать (не)годуя рассказывала о моих проделках.
4) (Не) ответив мать смотрела в лицо мне так, что я окончательно растерялся.
5) Вдруг дед вышел на середину комнаты встал на колени и (не) устояв ткнулся вперёд коснувшись рукой пола. (А.М.Горький)
3 уровень
1.Как образуются деепричастия совершенного и несовершенного вида?
2.Спиши, заменяя причастие несовершенного вида деепричастием несовершенного вида, а причастия совершенного вида – деепричастиями совершенного вида.
1) Шестиклассники, пос..тившие Третьяковскую га(л,лл)ерею, задали много вопросов экскурсоводам.
2) Рыбаловы, наде..вшиеся на хорошую погоду, с ра (н,нн)его утра засели на берегу пруда с удоч(?)ками.
3) По морю идёт теплоход, держащий курс на восток.
4) Самолёт, поднявшийся в воздух в семь часов, взял курс на юг.
4 уровень
1.Что называется деепричастным оборотом? Как он выделяется на письме?
2. Спиши, расставляя пропущенные знаки препинания. Обозначь графически деепричастные обороты.
1) Отойди Лёня сказала бабушка взяв меня за плеч (о, ё).
2) Пр..мостившись на узлах и сундуках я смотрю в окно.
3) (Не) бойся гворит бабушка и легко пр..подняв меня мя..кимируками снова ставит на узлы.
4) Мать закинув руки на голову стоит твёрдо и неподвижно.
5) Говорила она, бабушка, как-то особенно выпевая слова…
5 уровень
1.Какими членами предложения являются деепричастия и деепричастные обороты?
2. Спиши, выпиши глаголы, с относящимися к ним деепричастными оборотами.
1) Бабушка никогда не плутала в лесу, безошибочно определяя дорогу к дому.
2) Надо мной звенит хвойный лес, отряхивая с зелёных лап капли росы.
3) Сидя у окна, бабушка сучила нитки для кружев.
4) Девочка капризничает, не хочет идти спать, не простившись со мною.
5) «Прощай, до завтра»,- сказала девочка, протянув мне руку. (А.М.Горький)
6 уровень
1.В данных примерах приведены предложения с неправильным употреблением деепричастных оборотов. Проанализируйте ошибки, исправьте их.
Рассмотрев два эти произведения, есть в них нечто общее - прежде всего судьба простого русского человека.
Я с детства любил стихи Пушкина, но, проработав два года в школе, он стал самым любимым моим поэтом.
Жалобно заржав, бабушка встала крестом перед конем.
Сделавшись светской дамой, Онегин в нее влюбился.
Насыпав попу в тесто махорки, Павла выгнали из школы.
Разноуровневые задания по разделу «Наречие». 7 класс
1 уровень
1. Назовите основные признаки наречия.
1. Продолжи: Наречие – это ... 2. Отвечает на вопросы.... 3. Обозначает... 4. Разряды наречий: ....Пример:... 5. Степени сравнения наречий:
6. Синтаксическая роль наречия в предложении- …. 
2 уровень
1. Выпишите словосочетания с наречиями. Обозначьте главное слово(+).
Говорю правильно, зелёная листва, пять пальцев, разбил назло, споткнулся сослепу, прочитаю завтра, яйцо всмятку.
2. Раскрывая скобки, пишите не с наречиями слитно или раздельно.
Не(устно), а письменно; не(ожиданно); (не)громко; Нисколько (не)душно.
3. Вставьте пропущенные буквы. Разберите по составу.
Из(далека)– далёкий; насух.. – сухой; слев.. – левый; за(долг..) – долгий.
3 уровень
1. Графически объясните написание наречий.
По-юношески, где-то, чуть-чуть, волей-неволей.
2. Выполните тестовые задания:
1. Выпишите наречие:
а) в(открытую) дверь;
б) в(открытую) делать.
2. Найдите, где не с наречиями на о пишется слитно:
а) (не)аккуратно;
б) (не)весело, а грустно.
3. Найдите наречие, в котором на конце нужно писать о:
а) нанов..;
б) свысок..4. В каком из данных рядов есть наречие, которое пишется через дефис:
а) (по)зимнему холодно;
б) (на)прямую идти.
5. Найдите наречие, которое пишется слитно:
а) (по)прежнему;
б) (в)крутую.
2. Раскрывая скобки, пишите не слитно или раздельно. Например: не высоко, а низко. В скобках поясните свой выбор.
(Не)мало; (не)медленно, а быстро; (не)уклюже; нисколько (не)жалко.
4 уровень
1.Выпишите словосочетания с наречиями. Обозначьте главное слово (+). Определите, каким членом предложения являются наречия.
Шашлык по-кавказски, красный флаг, бегает быстро, работа впустую, иду вперёд.
2. От данных слов образуйте наречия с помощью приставок (из-, до-, с-, в-, на-, за- и суффиксов):
Чистый, правый, красный, горячий.
3. Напишите мини-сочинение по картине «Начало весны» (5-6 предложений). Графически объясните написание наречий.
4. От данных слов образуйте наречия. Обозначьте морфемы, с помощью которых вы образовали наречия (4 слова и 4 способа).
Кошка, тихо, куда, где.
5 уровень
1.Что обозначают наречия в словосочетаниях (пометьте в скобках). Определите, какими членами предложения являются следующие наречия:
Прочитаю завтра, чтение вслух, рассказывает интересно, удивительно красивый сад.
2. Графическое списывание. Поставьте знаки + и – в соответствии с правописанием не с наречиями. В скобках поясните написание. Слитно +, раздельно -. Соблюдайте нумерацию предложений.
1.Я выглядел отнюдь (не)красиво.
2.Учитель говорил (не)быстро, а медленно.
3. Профессор читал (не)громко, но выразительно.
4. Брат написал работу (не)брежно.
Сделайте морфемный и словообразовательный разборы наречия неглубоко.
3. Игра «Знаете ли вы пословицы?». Вставьте наречия. Выделите орфограммы в наречиях.
1. Лесная сторона не одного волка, а и мужика … кормит.
2. … думай, а потом делай.
3. С плеча да … не добудешь калача.
4. Рыбак рыбака видит … .
4. Начертите таблицу. Заполните предложениями (по одному на каждое правило) так, чтобы получился связный текст. Работа по картине «Начало весны».
НЕ с именами существи-
тельными НЕ с именами прилага-тельнымиНЕ с наречиями
слитно раздельно слитно раздельно слитно раздельно
6 уровень
1.Рассказать о правописании выделенных наречий.
Справа тянется лес, слева извивается речка.
Невольно я замер на месте, любуясь птицей.
Вороне где-то бог послал кусочек сыру.
Растения ещё спали по-зимнему.
Перепел полетел прочь.
2. Написать сочинение по опорным словам.
На лыжах
Однажды, заранее, сначала, влево, издалека, медленно, неуклюже, уверенно, блестяще, искусно, снова, на ходу, довольно, хорошо, понемногу, засветло.
3. Записать предложения. Обосновать правописание существительных и наречий, ставя к ним вопросы и указывая стрелкой слово, поясняющее существительное.
С начала века книга растит человека.
Вода течёт вниз, а человек стремится вверх.
Всякая помощь дорога вовремя.
Вовремя еды я глух и нем.
Список использованной литературыИспользованные материалы и Интернет-ресурсы
Руководство для учителей. Третий (базовый) уровень. 3-е издание – АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012.
 Загашев, И.О., Заир-Бек, С.И., Муштавинская, И.В. Учим детей мыслить критически.– СПб., 2003.
https://ru.wikipedia.org/ -Википедия. Свободная энциклопедия. «Таксономия Б.Блума».
http://studopedia.net/9_52211_urovni-poznavatelnih-protsessov-po-bC-blumu.html - Студопедия. Уровни познавательных процессов по Б.С. Блуму.
Большая подборка ресурсов в помощь учителю для использования Таксономии Блума в блоге Ларри Ферлаццо The Best Resources for Helping Techers Use Bloom's Taxonomy in he Classroom  
Bloomin' Apps,  сайт Кэти ШрокBloom's Taxonomy, подборка ресурсов на Pinterest