Презентация по МХК на тему: «Венецианские карнавалы»


ВЕНЕЦИАНСКИЕКАРНАВАЛЫ Венециа́нский карнава́л (итал. Carnevale di Venezia) – костюмированный праздник, ежегодно проходящий в Венеции.Последний день карнавала – Жирный вторник, за которым следует сорокадневный пост перед Пасхой. Истоки венецианского карнавала лежат в древнеримских Сатурналиях – ежегодных праздниках в честь бога Сатурна, которые справлялись после уборки урожая во время зимнего солнцестояния и сопровождались массовыми гуляньями. Отсюда ведут происхождение и карнавальные маски: во время Сатурналий рабам разрешалось сидеть за столами вместе с хозяевами, и, чтобы сословные предрассудки не испортили веселья, все прятали свои лица под масками.История Первое упоминание карнавала в Венеции относится к 1094 году, хотя до XIII – XIV веков масок на карнавалах не носили. В 1162 году в честь победы над патриархом Аквилеи началось народное гуляние на площади Сан-Марко. Предположительно с того времени карнавал стал ежегодным. В XVII веке венецианский карнавал пришёл в упадок. Ношение масок было очень популярно некоторое время; венецианцы носили их полгода – с августа до Великого поста. В связи с увеличением количества притонов маски были запрещены Советом десяти в 1703 году, однако на следующий год решение отменили. В 1979 году венецианский карнавал вновь стал популярен.Правительство Италии избрало его для популяризации истории и культуры Венеции. Около трёх миллионов человек приезжает в Венецию на карнавал каждый год. Маски приблизительно можно подразделить на два вида. Маски первого вида – это варианты масок итальянской комедии Дель Арте (commedia dell’arte – комедия масок) – особого вида уличного театрального представления итальянского Возрождения, возникшего к середине XVI в. К ним относятся Арлекин, Коломбина, Педролино, Пульчинелла, Пьеро, Бригелла, Дзанни и другие персонажи, каждый из которых отличался определенным характером, стилем поведения и манерой одеваться. Ко второму виду относят классические маски (не связанные с театром) – это Баута, Венецианская дама, Джокер, Кот, Лекарь Чумы и Вольто. Они появились в результате многовекового развития венецианского карнавала, на которое большое влияние оказали древние смеховые обряды. Маски Одна из самых популярных венецианских масок. Она появилась в XVII столетии и служила эффективным прикрытием для представителей любого сословия и пола. Несмотря на свой жутковатый вид, пользовалась особой любовью народа, который носил ее в сочетании с длинным черным плащом, скрывающим фигуру, и треугольной шляпой – tricorno. Происхождение названия неизвестно (по одной из версий, оно связано с итальянским словом “bau” или “babau”, обозначающим вымышленное чудище, которым пугали маленьких детей (что-то вроде нашего Бабая или Буки). Баута считалась идеальной маской и для высокопоставленных особ, которые любили анонимно ходить «в народ». Интересно, что нижняя часть ее была устроена таким образом, что человек мог есть и пить, не обнажая лица. Баута обладала еще одним преимуществом: благодаря специфической форме, голос человека менялся, позволяя оставаться неузнаваемым. Одна из разновидностей этой маски называется “Bauta Casanova”, названная в честь ее неизменно предпочитавшего Казановы, и отличается от классической Баута наличием tricorno (треугольной шляпы).Баута КоломбинаПолумаска, часто украшается золотом, серебром, хрусталём и перьями. Маска была частью образа одноимённой актрисы в комедии дель арте. Согласно легенде, актриса была настолько красива, что не пожелала скрывать лицо, и специально для неё создали маску, закрывающую лишь часть лица. МореттаОвальная маска из чёрного бархата, изобретена во Франции. У неё нет рта; маска крепится на лице за счёт штырька, который зажимается в зубах, лишая женщину возможности говорить. Другое название маски – 'Servetta Muta' ('немая служанка'). В такой маске женщина будет очень загадочна и, судя по отзывам, «очень полезная вещь в доме». Очень элегантная и изысканная маска, изображающая знатную венецианскую красавицу эпохи Тициана – нарядную, увешанную драгоценностями, с замысловато уложенными волосами. У Дамы есть несколько разновидностей: Либерти, Валери, Саломея, Фантазия и др.Венецианская Дама (Dama di Venezia) Кошек в Венеции было мало, поэтому к ним относились уважительно и даже посвятили одну из карнавальных масок. Существовала легенда о том, как некий человек из Китая приехал сюда без гроша, но с котом. Кот, даром что был стар и дряхл, переловил всех дворцовых мышей, чем несказанно удивил и обрадовал дожа. Животное осталось в Венеции, а китаец вернулся на родину богачом. Один из его состоятельных соседей решил, что раз в Европе даже за такое животное платят такие деньги, то за драгоценные шелка дадут вдвое больше. Сказано – сделано. Когда купец прибыл с грузом в Венецию, дож пришел в такой восторг от тканей, что предложил отдать за них самое ценное, что у него есть. Торговец согласился. Так бедный старенький кот опять оказался в Китае.Кот (Gatto) Также известна под названием Гражданин (Citizen), поскольку ее носили в дозволенные дни рядовые горожане. Вольто – наиболее нейтральная из всех масок, копирующая классическую форму человеческого лица. Она крепилась к голове лентами (у некоторых вольто вместо тесемок на подбородке имелась ручка).Вольто (Volto) Лекарь Чумы (Medico della Peste)В старину одним из самых страшных бедствий для Венеции была чума, которая посещала город несколько раз и уничтожала огромное количество жизней.Маску Medico della Peste в обычное время не носили, но во время эпидемии ее надевали доктора, посещая пациентов. В ее длинный клювообразный нос помещали различные ароматические масла и другие вещества – считалось, что они предохраняют от заражения чумой.Поверх одежды врач носил темный длинный плащ из льняной или вощеной материи, из-за чего изрядно походил на зловещую птицу, а в руке держал специальную палку – чтобы руками не прикасаться к зачумленному. Карнавал в наши дниКаждый год свыше полумиллиона туристов приезжают в Венецию на карнавальные мероприятия, чтобы принять в них участие.Карнавал открывается старейшим венецианским праздником – Festa delle Marie, который посвящен освобождению венецианских девушек, похищенных пиратами из Истрии.В Венеции организуются также костюмированные представления, которые с достоверностью воссоздают феерическую, фривольную обстановку карнавалов прошлых веков. В 1996 году Венецианский карнавал получил собственный гимн, который написал известный кутюрье Пьер Карден. В последние годы в постановочных проектах Венецианского карнавала принимает участие российский художник Михаил Шемякин, по его эскизам создаются костюмы для элитной публики. Презентацию выполнила Трускова Надя, 10Б класс гимназии № 405Учитель: Н.В.ДудкинаОсновные источники: Материал взят с сайтов:- Википедия- Яндекс