Классный час Добро и добрые поступки


Сценарий классного часа на тему: Добро, доброта и человечность
Цели: дальнейшее развитие представлений учащихся о добре и зле; воспитание стремления совершать добрые дела; развитие самооценки.
Оборудование: плакаты с пословицами и высказываниями: «Доброе слово человеку, что дождь в засуху», «Не одежда красит человека, а его добрые дела», «Человек живет век, а доброе дело — два», «Спешите делать добро».
Ход классного часа
Ученик 1.
Достается недешево
Счастье трудных дорог.
Что ты сделал хорошего?
Чем ты людям помог?
Ученик 2.
Этой мерой измерятся
Все земные труды...
Может, вырастил деревце
На земле Кулунды?
Ученик 3.
Может, строишь ракету?
Гидростанцию? дом?
Согреваешь планету
Плавок мирным трудом?
Ученик 4.
Иль под снежной порошей
Жизнь спасаешь кому?
Делать людям хорошее —
Хорошеть самому.
Ведущий. Ребята! Сегодня мыс вами будем говорить о доброте и добрых делах.
Что такое добро? Это все хорошее, доброе, красивое. Например, весна, солнце, улыбка, мама, учитель. (Дети продолжают перечисление.)
Что такое зло? Это нечто противоположное добру: дурное, плохое, беда, несчастье.
Мы живем с вами на планете Земля. Если существуют на нашей планете добро и зло, значит, люди могут творить и добрые, и злые дела.
— Вспомните, когда вы встречали в жизни добро, а когда — зло. (Ответы детей.)
Вы любите путешествовать? Давайте представим, что мы отправились с вами на ракете в космическое пространство. Итак, мы приземлились с вами на планету Добра.
— Что мы здесь увидели? Давайте пофантазируем. (Ответы детей.)
А теперь вернемся на родную планету, чтобы делать добрые дела.
Стать добрым волшебником
Ну-ка попробуй!
Тут хитрости
Вовсе не нужно особой.
Понять и исполнить
Желанье другого —
Одно удовольствие,
Честное слово!
На клумбе цветок,
Его листья повисли.
Грустит он... О чем?
Угадал его мысли?
Он хочет напиться.
Эй, дождик, полей!
И дождик спустился
Из лейки твоей.
А что же сестренка
Скучает в сторонке?
Волшебное что-нибудь
Сделай сестренке!
И ты обернулся
Ретивым конем —
Галопом сестренка
Помчится на нем!
Хоть мама
Еше не вернулась с работы,
Не трудно узнать
Ее думы, заботы.
«Вернусь,
Хорошо бы пошить, почитать...
Да надо с уборкой возиться опять».
И ты совершаешь великое чудо —
Пол засверкал,
Засияла посуда!
И ахнула мама,
Вернувшись домой: —
Да это как в сказке,
Волшебник ты мой!
С. Погореловский
- Какого же человека можно назвать добрым? (Ответы детей.) Добрый человек — это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь. Добрый человек любит природу и бережет ее.
Кто любит собак
Или прочих животных,
Серьезных котят
И щенков беззаботных,
Кто может любить и козла, и осла —
Тот людям вовеки
Не сделает зла.
Р. Сеф
Добрый человек любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу. Добрый человек старается быть вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми.
Давайте послушаем стихотворение А. Барто «Признание». Поразмышляйте, добрые в этом стихотворении герои или нет.
Поди узнай, поди пойми,
Что стало с парнем лет восьми?
Он всех в один из ясных дней
Чуть не довел до слез,
Его зовут — стоит как пень,
Как будто в землю врос.
— Смотри не пей воды сырой! —
Советует сосед.
Один стакан, потом второй
Андрюша пьет в ответ.
Поди узнай, поди пойми,
Что стало с парнем лет восьми?
— Придешь обедать к трем часам, —
Ему сказала мать.
Он пробурчал: - Я знаю сам...
И сам явился в пять.
— Ну что с тобой, Андрюшенька?
И сын признался ей:
— Когда я вас не слушаюсь,
Я выгляжу взрослей!
— Можно ли назвать Андрюшу добрым?
— А прибавит ли его грубость ему лет? Станет ли он от непослушания и невежливости взрослым? (Ответы детей.)
Да, вы совершенно правы. Невоспитанность и грубость совсем не делают человека старше.
— Как вы думаете, почему стихотворение называется «Признание»? (Ответы детей.)
Послушайте другое стихотворение А. Барто. Оно называется «Любочка».
Синенькая юбочка,
Ленточка в косе.
Кто не знает Любочку?
Любу знают все.
Девочки на празднике
Соберутся в круг.
Как танцует Любочка!
Лучше всех подруг.
Кружится и юбочка,
И ленточка в косе.
Все глядят на Л юбочку.
Радуются все.
Но если к этой Любочке
Вы придете в дом,
Там вы эту девочку
Узнаете с трудом.
Она кричит еще с порога,
Объявляет на ходу:
— У меня уроков много,
Я за хлебом не пойду!
Едет Любочка в трамвае
Она билета не берет.
Всех локтями раздвигая,
Пробирается вперед.
Говорит она, толкаясь:
— Фу, какая теснота! -
Говорит она старушке:
— Это детские места!
— Ну, садись! — вздыхает та.
Синенькая юбочка,
Ленточка в косе.
Вот какая Любочка
Во всей своей красе.
- Какая же Любочка на самом деле? (Ответы детей.)
Есть пословица: «Доброе слово и кошке приятно».
- Как вы понимаете ее смысл? (Ответы детей.)
Вспомните, а часто ли вы употребляете добрые слова. Эти слова еще называют волшебными.
- Почему? (Ответы детей.)
А теперь подумаем над смыслом еще одной пословицы: «Доброе слово человеку, что дождь в засуху».
- Как вы понимаете ее смысл? (Ответы детей.)
- Какие добрые, волшебные слова звучат в нашей речи? Что они означают? (Ответы детей.)
Много добрых слов в приветствиях, пожеланиях, с которыми мы сейчас часто встречаемся в жизни. И есть приветствия и пожелания, в которые входит само слово «добро».
1. Добро пожаловать! (Вежливое приветствие и гостеприимное приглашение прийти, приехать, войти в дом и т. д.)
2. В добрый час! (Пожелание удачи, благополучия при начинании какого-либо дела.)
3. В добрый путь! (Доброе пожелание тому, кто уезжает куда- нибудь.)
А знаете ли вы историю слова «добро»? Оно является исконно русским. Доброжелательность всегда ценилась русским народом. Об этом мы можем судить по огромному количеству пословиц и поговорок. Слышали вы и такие выражения, как «дать добро» и «получить добро». А понятен ли смысл этих слов вам?
1. Дать добро - дать разрешение, согласие на что-либо, одобрение.
2. Получить добро — получить разрешение, согласие на что- либо, одобрение.
Много теплых, добрых слов в нашей речи. Доброе слово может нас приободрить, вселить уверенность, согреть душу. Но только ли добрые слова нужны людям? Только ли по количеству добрых слов, которые произносит человек, можно судить о том, добрый он или нет?
Внимательно послушайте стихотворение А. Антонова «Вежлив Витя или нет?» и ответьте на вопрос.
Малыша обидел Витя,
Но пред школою в строю
Витя просит:
«Извините, я ошибку признаю».
На урок пришел учитель,
Положил на стол журнал.
Следом Витя:
«Извините, я немного опоздал».
Спор давно ведется в классе:
Вежлив Витя или нет?
Разберитесь в споре нашем
И скажите нам ответ.
(Ответы детей.)
Не только слова, но и дела должны быть добрыми. Ведь как гласит пословица: «Не одежда красит человека, а его добрые дела». А еще, ребята, вам необходимо помнить: начатое дело нужно доводить до конца.
— Подумайте и скажите, какие добрые дела вы можете сделать в классе, дома, на улице, в транспорте, на природе.
— Как вы думаете, трудно ли быть добрым? (Ответы детей.)
— Что для этого нужно иметь? (Добрую душу, доброе сердце.)
Пусть ваша душа будет доброй, как у героя стихотворения Агнии Барто «Вовка - добрая душа».
Добрым быть совсем-совсем непросто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта — не пряник, не конфета.
А теперь вслушайтесь в пословицы русского народа о доброте.
1. Будь добрым с тем, кто от тебя зависит.
2. Доброта — язык, на котором немые могут говорить и некоторые глухие могут слышать.
3. Доброта лучше красоты.
4. Кто слишком долго думает о том, чтобы делать добро, тому нет времени быть добрым.
5. Когда мы счастливы, мы всегда добры, но когда мы добры, мы не всегда счастливы.
Все вы любите сказки. И одной из главных тем русских народных сказок была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые персонажи. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Добрый - злой». Я буду называть сказочного персонажа, а вы отвечайте, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой - закрывайте лицо ладошками.
(Персонажи: Иван-царевич, Кощей Бессмертный, золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная Шапочка, гуси- лебеди, водяной, Баба-яга, Золушка, Морозко, Мальвина.)
— А на какого персонажа вы хотели бы быть похожими? Почему? (Ответы детей.)
Представим себе, что у каждого из вас есть маленькое солнышко. Это солнышко — доброта. Она очень нужна вам и близким вам людям, друзьям и просто тем, кто вас окружает. Ведь любовь и помощь согревают, как солнце.
Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла? Может быть, нам помогут это узнать старинные весы?
(Учитель показывает самодельные чашечные весы.)
На одну чашу весов мы будем «класть зло» (таблички с надписями «Зависть», «Жадность», «Грубость», «Предательство», «Война», «Ложь»).
Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с добром. Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, совершают люди вокруг вас, и по капельке положим их на чашу весов с добром.
(Дети подходят по одному к весам, говорят о своем добром деле и кладут на чашу свою капельку: приготовленные заранее мелкие игрушки. Вскоре чаша добра перевешивает чашу зла.)
Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки - в реку, реки — в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребенка. Давайте и мы с вами сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело.
(На чистый лист ватмана каждый ребенок наклеивает заранее заготовленную из цветной бумаги деталь аппликации: дом, деревья, фигурки детей, облака, солнце, цветы, фигурки птиц и зверей. Получается красивая аппликация.)
— Как мы назовем эту картину? («Мир», «Как прекрасен этот мир», «Добро победило зло».)
— Какое чувство вы испытали, делая доброе дело? (Делать добро очень приятно и радостно.)
Наша беседа-праздник подходит к концу. Вы еще дети, но впереди вас ждет много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть смелыми, трудолюбивыми, добрыми. Ведь делать добро — это здорово!
Стань добрым волшебником,
Ну-ка попробуй!
Тут хитрости
Вовсе не нужно особой.
Принять и исполнить
Желанье другого
Одно удовольствие,
Честное слово!
Тема: Гигиена и ее значение
Задачи:
-помочь детям осознать необходимость гигиенических процедур;
-учить правильно,  чистить зубы и мыть  руки;
-развивать навыки общения.
Оборудование:
-компьютер;
- полотенце , мыло, зубная паста,  шампунь,  зубная щетка, мочалка,  расческа,  носовой платок,  детский крем;
-куклы: Мыльный Пузырь, Ваня(№ 1), Ваня(№ 2)   Злючка - Грязнулька
Ход классного часа.
Организация.
Наш классный час будет проходить в форме путешествия по станциям.
   (Слайд)     Первая «Станция – Грязнулька».
 -Кто же там живет?
(Живут Ваня (№1) и Злючка – Грязнулька). Они вам нравятся? А почему нет?
-Кто бы из вас хотел жить на этой станции?
Чтение стихотворений.
Ах ты, гадкий,
Ах ты, грязный,
Неумытый поросенок!
Ты чернее трубочиста
Полюбуйся  на себя:
У тебя на шее вакса
У тебя под носом клякса,
У тебя такие руки,
Что сбежали, даже брюки
Даже брюки, даже брюки
Убежали от тебя.
 Ты один не умывался
И грязнулею остался
И сбежали от грязнули
И чулки, и башмаки.
Руки – то у Вани!
Не отмоешь в бане.
Грязи пуд на голове –
Не отмоешь  и в Неве
Чтоб отмыть, Ивана  мало океана.
Замарашка рук не мыл
Месяц в баню не ходил
Столько грязи
Столько ссадин!
Мы на шее лук посадим,
Репу – на ладошках,
На щеках – картошку,
На носу морковь взойдет
Будет целый огород!
                 - Что может произойти с Ваней и Злючкой – Грязнючкой?
-Как им помочь?
                             -Что же  такое -  личная гигиена?
Гигиена – это действия, выполняя которые, человек поддерживает свое тело и жилище  в чистоте.
Личная – то есть каждый человек выполняет эти правила.
                        Наведем порядок!
-На помощь  к нам  пришел Мыльный  Пузырь.
Он приготовил для вас загадки и принес подарки.
 
                                                      Целых 25 зубков
                                                     Для кудрей и хохолков
                                                   И под каждым из зубков            
                                                      Лягут волосы рядком.        
Гладко и душисто
Моет очень чисто
Каждому дано                        
Бери его легко.                             В  рот она влезает ловко
                                                     И считает зубы нам
                                                    По утрам и вечерам.
Лег в карман и караулит
Реву, плаксу и грязнулю
Им утрет потоки слез
Не забудет и про нос.                Он не сахар, не мука
                                                     Но похож на них слегка
                                                     По утрам он всегда
                                                     На зубы попадает,
                                                    Эмаль нам сохраняет.
А о ком я расскажу:
Говорит дорожка –
Два вышитых конца
Помойся ты немножко!  
                       А сейчас, ребята, мы обсудим,  какие из этих предметов являются личными, а какими могут пользоваться все члены семьи.
                           Работа в группах.
Учащиеся 1-го ряда  получают: полотенце, зубную щетку, зубную пасту;
Учащиеся 2-го  ряда  получают: шампунь, мыло, мочалку;
Учащиеся 3-го  ряда   получают: расческу, крем, носовой платок.
Идет обсуждение.
(Слайд)                             Личные вещи:
                         полотенце                 зубная щетка
                        мочалка     носовой платок        расческа

(Слайд)                              Общие вещи:
                                Шампунь                       мыло
                              зубная паста                     крем
-Почему надо умываться?
Проведем опыт. Возьмем чистое стекло. Проведем пальцем по лбу, а потом этим же пальцем по стеклу. На стекле останется грязь. Это жир и пот. Жир делает кожу более мягкой и упругой. Пот испаряется с поверхности кожи, и тело человека охлаждается.
Так человеку легче переносить жару или тяжелую работу.
С потом выделяются из организма человека некоторые вредные вещества. Плохо когда на коже скапливается много жира и пота. К ним прилипает пыль. Кожа становится грязной. Вот где раздолье бактериям!
А на чистой коже бактерии погибают. Поэтому твоя кожа должна быть всегда чистой.
Надо мыть все тело мылом (желательно детским) и мочалкой не реже одного раза в неделю.
А вот руки, лицо, шею, уши надо мыть чаще.
                                -В каких случаях надо мыть руки?

(Слайд)
                             Моем  руки
-перед едой;
-после посещения туалета;
-после игры с животными;
-утром и перед сном;
-другие случаи (примеры приводят уч-ся)
                  -Не забывайте руки насухо вытирать своим полотенцем. Если руки вытирать плохо, кожа становится обветренной (пересыхает, шелушится и даже трескается). Смажь ее кремом, лучше всего детским.
      -А сейчас,  ребята, мы поможем Ване!
(Дети дают ему советы)
(Слайд)
                  Станция – Чистюлька»
Иван послушал наши советы!  (Появляется  Ваня  №2)
                              Отдохнем!
Мы похлопаем в ладоши
Дружно, веселее
Наши ножки постучали
Дружно, веселее.
По коленочкам  ударим
Тише, тише, тише
Наши ручки поднимайтесь
Выше, выше, выше.
Наши ручки закружились,
Ниже опустились
Завертелись, завертелись
И остановились.
         -Мы познакомились с правилами личной гигиены.
А сейчас поговорим о……,  послушайте  загадку:
 (Слайд)
                     Когда мы едим –
                    Они работают,
                    Когда не едим –
                    Они отдыхают.
                    Не будем их чистить –
                    Они  заболеют.
(Это  зубы!)
-Какие  зубы лучше: здоровые или больные?
-Почему? (Здоровые зубы  хорошо измельчают пищу во рту и т. д.).
(Слайд – поговорка)                     «Кто долго жует,
                                                         Тот долго живет»
Здоровые зубы помогают нам правильно и красиво говорить, украшают улыбку человека.
-Как же сохранить зубы здоровыми?
(Демонстрация зубной щетки и пасты)
Зубы нужно чистить с наружной и внутренней стороны. Верхние зубы надо чистить движениями сверху вниз, нижние – снизу вверх. Чтобы частички пищи не задерживались между зубами.
(Слайд)               Береги зубы!
-чисти зубы каждый день;
-не ешь много сладкого;
-не перекусывай зубами нитки и не грызи орехи;
-после еды полощите рот водой;
-после горячей пищи не пейте сразу холодную воду, и наоборот;
-не ковыряйте в зубах острыми предметами;
-проверяйте состояние зубов у врача.
Стихотворение.
Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться
В ушате, в лохани, корыте,
В реке, ручейке, в океане –
И в ванне, и в бане,
Всегда и везде
Вечная слава воде!
Вот и подошло к концу наше путешествие. Мыльный Пузырь дарит вам своих помощников.
(Слайд)                           Молодцы!       Спасибо!