Урок по ОРКСЭ Добрые поступки


1. Тема урока «Добро и зло»
2. Цели и задачи урока:
В предметной области:
1. Формировать у детей представление о доброте, о хороших, добрых поступках, показывать их ценность.
2. Воспитывать добрые и уважительные чувства друг к другу
В сфере личностного развития учащихся:
1.Воспитывать уважение и понимание к нуждам и чаяниям ближнего, внимательное отношение к тем, кто нас окружает.
2. Формировать у детей потребность совершать добродетельные поступки сознательно, добровольно, повседневно, бескорыстно, с чувством собственного достоинства.
В области формирования УУД:
1. Познавательные – умение анализировать, сравнивать, классифицировать; выделять существенную информацию из различных источников; использовать знаково-символические средства; устанавливать причинно-следственные связи
2. Регулятивные – умение в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать ее в процессе всего урока; оценивать правильность выполнения задания; развитие волевой саморегуляции в ситуации затруднения.
3. Коммуникативные - развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости; умение внимательно слушать собеседника
4. Личностные - следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности.3. Предварительная подготовка к уроку учащихся: вспомнить с помощью родителей и повторить сказки, в которых говорится о добре и зле.
4. Оборудование урока: учебник, тетради учащихся по предмету, мультимедийный проектор, интерактивная доска, электронное приложение к учебнику «Основы светской этики»; дидактическое обеспечение: индивидуальные карточки для учащихся, пословицы о доброте, карточки с разными пословицами, «солнышко» – символ доброты.Ход урока
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Учитель: Каждый день мы здороваемся с большим количеством людей: своими друзьями, знакомыми, учителями. Как можно приветствовать друг друга при встрече?
Дети: дают ответы на вопрос учителя:
(- можно поздороваться словами (произносят приветственные слова: «здравствуй», «привет» и т.д.)- можно поздороваться руками (пожимают друг другу руки)
- кивнуть головой (кивают друг другу)
- поприветствовать друг друга с помощью глаз (подмигивают)
- можно обнять друг друга при встрече (обнимают))
2) Учитель: Когда люди приветствуют друг друга, они произносят не простые, ничего не значащие слова, а желают другому человеку здоровья, добра…
Мы знаем, что от добрых слов, добрых человеческих поступков и возникает это прекрасное человеческое чувство - ДОБРОТА. Я смотрела на ваши улыбающиеся лица и заметила, что в классе стало как - будто светлее и теплее. Это, наверно, потому что собрались здесь добрые сердечные люди.
2. Актуализация знаний.
1) Учитель: А как вы считаете: почему доброта является основным этическим понятием?
Дети отвечают на поставленный вопрос.
2) Учитель: я предлагаю вам внимательно рассмотреть иллюстрации (иллюстрации пронумерованы) на тему «Добро и зло»:
На экране – видеоряд из иллюстраций: дети кормят птиц, мальчик переворачивает урну, 2 мальчика дерутся, девушка помогает бабушке нести сумки, дети разоряют птичье гнездо, мальчик помогает девочке нести портфель
Учитель: распределите эти иллюстрации в 2 группы, заполните ваши карточки.
Внимательно рассмотрев видеоряд, дети распределяют иллюстрации в 2 группы, заполняя индивидуальные карточки
В две группы дети распределяют номера иллюстраций.
«Добрые поступки», «Злые поступки».
Ребята добро перевешало зло. Вот так и должно быть. Потому что Зло разрушает взаимоотношения людей, распространяет вражду между ними. Злые поступки приносят людям беды и страдания.
3. Объявление темы и цели урока
Учитель: Сегодня на уроке будем говорить об основных этических понятиях – «добро» и «зло».
4 группы детей
1 задание – притча.
(При́тча — короткий назидательный рассказ, заключающий в себе поучение. По содержанию притча близка к басне.)Подумайте, ребята, и скажите где в этих притчах зло, где добро?
Притча 1.
Притча о добре и зле.
Однажды Добро пришло в гости ко Злу. Зло стало угощать Добро чаем, но вместо сахара в чашку положило соль. Добро попробовало соленый чай, но ни слова худого не сказало Злу, только поблагодарило за угощение. А когда Добро уходило от Зла, оно сказало: «Что – то сахар у вас не очень сладкий. Вот вам деньги, купите себе конфет к чаю». Зло все перекосилось, но делать нечего, пришлось взять деньги. Так добро отплатило Злу добром за зло.
Притча 2
Однажды один старый мудрый индеец – вождь племени разговаривал со своим маленьким внуком.
– Почему бывают плохие люди? – спрашивал его любознательный внук.
– Плохих людей не бывает, – ответил вождь. – В каждом человеке есть две половины – светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А тёмная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, ложь, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй – тёмный. Понимаешь?
– Понятно, – сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда. Мальчик на какое-то время задумался, а потом спросил: – Но какой же волк побеждает в конце?
Старый индеец едва заметно улыбнулся:
– Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Притча 3
“…Давным-давно жил великий шах. Он приказал построить прекрасный дворец. Там было много чудесного. Среди прочих диковин во дворце была зала, где все стены, потолок, двери и даже пол были зеркальными. Кроме того, стены этой залы были устроены так, чтобы создавать эхо. Спросишь: “Кто ты?” - и услышишь с разных сторон в ответ: “Кто ты? Кто ты? Кто ты?..”
Однажды в залу забежала собака и в изумлении застыла посередине - целая свора собак окружила её со всех сторон, сверху и снизу. Собака испуганно оскалила зубы - и все отражения ответили ей тем же самым.Перепугавшись и ощетинившись, собака зарычала - тысячи собак зарычали на неё. Собака залаяла - эхо не отставало. Собака металась туда и сюда, в попытках укусить злых собак, но… лишь кусала воздух. А её отражения тоже носились вокруг, щёлкая зубами.На утро слуги нашли несчастную собаку бездыханной в окружении сотен отражений издохших собак. В зале не было никого, кто мог бы причинить ей хоть какой-то вред. Собака погибла…”.А наследующий день во дворец забежал ребёнок...и со всех сторон его окружили улыбки и радость…
Подумайте, ребята, и скажите где в этой притче зло, где добро?
Отчего умерла собака? А что произошло с ребенком? Сравните?
Мир сам по себе не несет ни добра, ни зла. Он нейтрален.Всё происходящее вокруг нас есть всего лишь отражение наших собственных мыслей, чувств и желаний. Мир - это большое зеркало.А благодаря всем нам это «зеркало» отражает добро и зло, любовь и ненависть, взаимопомощь и равнодушие, радость и страдание…Мир именно таков, каким мы его делаем…»
Притча 4
Как-то, два друга много дней шли в пустыне. Однажды они поспорили, и один из них дал пощёчину другому. Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке: - Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину. Они продолжали идти, и нашли оазис, в котором решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул, и его друг его спас. Когда он пришёл в себя, он написал на камне:- «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь». Тот, кто дал пощёчину и который спас жизнь своему другу спросил его: - Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему? Друг ответил: - Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны выгравировать это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это.
2 задание. Работа со словами. На партах у вас карточки со словами. Давайте попробуем слова первого столбика заменить словами противоположными по значению.
Плохо - хорошо
Зло-добро
Война-мир
Жадность-щедрость
Грубость- вежливость
Жестокость-ласка
Ложь-правда
Предательство-преданность
Обман-доверие
Ненависть-любовь
Унижение-уважение
Зависть-доброжелательность
3 задание. Соедини пословицу
1.Доброе слово и кошке приятно
2.Не одежда красит человека, а его добрые дела.
3. Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.
4. Не хвались серебром, а хвались добром.
5. В ком добра нет, в том и правды мало.
6. Не ищи красоты-- ищи доброты.
7.Добро не умрет, а зло пропадет
8.Добро не лихо: бродит по миру тихо
9.За добро добром и платят.
10.Злой не верит, что есть добрые люди
11.За доброе жди добра, за худо худа.
12.Добрые дела красят человека.
4.Итог урока.