Планирование урока: Отработка правила постановки тире и двоеточия в бессоюзных сложных предложениях

Открытый урок в 9-м классе по теме « Отработка правила постановки тире и двоеточия в бессоюзных сложных предложениях».

Цель урока: закрепить и обобщить знания учащихся по пунктуации бессоюзного сложного предложения, совершенствовать умения использовать сложные предложения в разных видах высказывания.

Задачи урока:
Обобщить, закрепить и углубить правила постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении.
Развивать знания, внимание, навыки и логическое мышление учащихся; уметь сравнивать, классифицировать, обобщать.
Воспитывать интерес, любовь к слову, языку.

Оборудование: таблицы-опоры, задания по тестированию.

Тип урока – обобщающий.
Форма проведения - традиционный.

Ход урока
1. Организационный момент.
2. Опрос и проверка домашнего задания.
3. Объяснение учащимся целей и задач урока
Фронтальный опрос:
- Какие предложения называются бессоюзными сложными?
- Смысловая связь между простыми предложениями в составе бессоюзного сложного предложения в устной речи и на письме. Какое она может иметь значение?
- Для выражения, каких смысловых отношений ставится в БСП запятая, двоеточие и тире?

Закрепление изученного материала по теме

1. Преобразуйте сложные союзные предложения в БСП. (3 предложения записаны на доске заранее). Запишите их, расставляя знаки препинания:

А) Улетели птицы за море, и миновало время жатв. – Улетели птицы за море, миновало время жатв. (Ставится запятая, так как в простых предложениях перечисляются одновременно происходящие явления)
Б) Мир строит, а война разрушает. – Мир строит – война разрушает. (Ставится запятая, так как содержание одного предложения противопоставлено содержанию другого)
В) Я доверяю любящим, потому что они великодушны. Я доверяю любящим: они великодушны. (Ставится двоеточие, так как второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом)

2. Объяснительный диктант (Записываются под диктовку учителя предложения, и объясняется постановка знаков препинания)

А) Слабо шурша, падали шишки; вздыхая, шумел лес.
Б) Предметы потеряли свою форму: все сливалось сначала в серую, потом в темную массу.
В) Упадет луч солнца на траву – вспыхнет трава изумрудом и жемчугом.
Г) Совесть потеряешь – другой не купишь.

3. Индивидуальная творческая работа. Работа по схеме-таблице на странице Расставить предложения соответственно схемам.


Анализ примеров БСП в произведениях писателей и в устном народном творчестве.
Работа по отрывку из рассказа И.С Тургенева «Бежин луг»
А) Чтение отрывка и выполнение заданий к нему(стр. 169)
Б) Словарная работа
В) Ответы на вопросы (стр. 169)
Г) Объяснить постановку запятой, точки с запятой, двоеточия в БСП встречающихся в отрывке.

-Ребята, как вы думаете, БСП используется чаще в устной или письменной речи? (В письменной) - Писатели, как И. С. Тургенев, часто используют БСП в своих произведениях для выражения своих мыслей и чувств, эмоций, так как знаки препинания – это особые средства выразительности речи. А так же БСП часто используются в пословицах, поговорках.
Далее творческая работа по упр. 257. Дописать части казахских пословиц, перевести на русский язык и объяснить их смысл.

Контрольное тестирование (по вариантам). Задание: в левом столбике ставьте номера БСП, в которых ставится двоеточие, в правом - тире.

I вариант
1. Любите книгу она научит вас уважать человека.
2. Проснулся пять станций убежало назад.
3. Лес рубят щепки летят.
4. Вдруг я чувствую кто-то берет меня за плечо и толкает.
5. Закуковала кукушка сей ячмень. 6. Я поднял голову перед огнем сидела мельничиха и разговаривала с моим охотником.


II вариант
Распахнули окна запах сосен вступил на веранду.
Я знаю в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.
Сыр выпал с ним была плутовка такова.
Ввысь взлетает Сокол жмется Уж к земле.
Молвит слово соловей поёт.
Степь весело пестреет цветами ярко желтеет дрок, скромно синеют колокольчики

Ответы:

Вариант 1
Вариант 2

Двоеточие
Тире

Двоеточие
Тире

1, 4, 6.

2, 3, 5.


2,6
1,3,4,5


Подведение итога урока
- Что нужно сделать для того, чтобы правильно выбирать нужный знак препинания в БСП?
(Чтобы выбрать правильно знак препинания нужно:
Установить смысловые отношения между частями в БСП;
Применить прием синонимичной замены БСП сложносочиненным или сложноподчиненным)

7. Задание на дом.
Выписать из повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкина 5 бессоюзных сложных предложений и объяснить их постановку знаков препинания.

8. Выставление оценок.


Искакова Сауле Хасеновна
СШ №14 с. Косозен