Особенности неурочных форм занятий


Особенности неурочных форм занятий
Прежде всего необходимо отметить, что в массовой физкультурно-спортивной практике доля неурочных форм занятий имеет тенденцию к повышению. Дело в том, что самостоятельно занимающихся физическими упражнениями, особенно среди взрослого населения, значительно больше, чем занимающихся в секциях и группах под руководством преподавателя-тренера. Так, за время учебы в школе человек обязан посетить чуть более 700 уроков, а за 40-45 лет до наступления только пенсионного возраста на физкультурные занятия он может затратить значительно больше времени.
Неурочные формы занятий имеют свои особенности, отличающие их от урочных. Обозначим некоторые из них:
1. Занятия неурочного типа в отличие от урочного осуществляются на основе полной добровольности. Поэтому занимающимся свойственны более высокая самодисциплина, воля, творчество и инициатива. Люди здесь занимаются не по принуждению, а по желанию и стараются сознательно добиваться поставленных перед собой задач.
2. Неурочные формы характеризуются самостоятельной организацией занятий и в этом смысле требуют от участников определенной физкультурной грамотности, особенно методической направленности, необходимой для правильного применения тех или иных методов корректного регулирования нагрузки, осуществления самоконтроля и т.д. Минимальный объем специальных знаний каждому человеку в принципе должна обеспечить урочная форма в процессе его обучения в различных учебных заведениях (школа, техникум, вуз). Именно в этих учебных заведениях должны также формироваться необходимые умения, связанные с элементарным построением самостоятельных занятий.
3. Неурочные формы занятий, как свидетельствует практика, не всегда удовлетворяют требованиям системности в их проведении. И если нарушается ее основное требование (рациональное чередование нагрузки и отдыха, то положительные результаты совсем не гарантированы. Эпизодические занятия, такие как лыжные прогулки, пробеги, походы и т.п., решают задачи преимущественно гигиенического, а не развивающего характера. При этом логическая связь содержания конкретного занятия с предыдущими и последующими выдерживается далеко не всегда.
4. Неурочные формы отличаются от урочных большей простотой по структуре построения занятия и его более узким содержанием. В связи с этим подобные занятия могут привести к одностороннему развитию, что далеко не всегда оправдано с точки зрения принципов всестороннего развития личности и оздоровительной направленности. Чтобы этого не случилось, специалисты обязаны оказывать необходимое внимание участникам неурочных форм, консультировать, помогать повышать их физкультурно-спортивную образованность и т.д.
Таковы основные моменты, связанные с проблемой существующих форм занятий в системе физкультурного движения. Из представленного нетрудно заключить, что значительное число урочных и неурочных форм занятий обусловлено множеством разноплановых задач физического воспитания. Поэтому дальнейшее их совершенствование, очевидно, будет осуществляться в направлении поиска все более оптимального соответствия содержания и формы занятия с учетом специфики конкретно обозначенных задач.