Построение эффективного урока через сочетание различных организационных форм


Построение эффективного урока
через сочетание различных организационных форм
«Концепция модернизации школьного образования» определяет необходимость создания условий для развития личности ребёнка, независимо от уровня его исходной подготовленности, для его самореализации, сохранения индивидуальности ребёнка и охраны его здоровья.
Каждый ребёнок от рождения наделён, ему одному свойственным, потенциалом развития и этот потенциал может развиться только в собственной деятельности ребёнка.
Проблемой сегодняшней школы является низкая эффективность традиционных занятий.
Современный ученик не готов к самостоятельной жизни, и родители, и сами педагоги, как правило, не удовлетворены результатами обучения, т.к. потенциал ребёнка раскрывается не в полной мере. С чем же это связано? Традиционный урок не обеспечивает полной включенности каждого школьника в учебный процесс, поскольку ребёнок является не активным субъектом, а скорее объектом воздействия: учитель сам планирует, организует процесс учения, вносит изменения в деятельности ученика. Таким образом, ребёнок, оставаясь пассивным, не имеет возможности проявлять самостоятельность, развивать личностные качества.
Организация учебного процесса может стать качественно иной, если помимо традиционных форм организации обучения будут использованы новые технологии, которые наиболее оптимальны для построения и конструирования уроков.
С прошлого учебного года я пробую внедрять в свою педагогическую деятельность элементы технологии критического мышления .
Важнейшей задачей уроков обучения грамоте является осознание учащимися звуковой основы языка, освоение действий звукового анализа, знакомство с такими понятиями как «речь», «предложение», «слово».
Всё это ребёнок познаёт с помощью особых умственных операций, которыми являются анализ, синтез, сравнение, абстракция, конкретизация и обобщение.
И цель технологии «Развитие критического мышления» состоит в развитии мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).
Применяя эту технологию в педагогической деятельности, посредством специально созданных учебных и познавательных ситуаций мы развиваем познавательные способности и процессы личности: разные виды памяти (слуховой, зрительной, моторной), мышление, внимание, восприятие. Также развитие критического мышления направлено на удовлетворение потребностей личности в уважении, самоутверждении, общении, игре и творчестве.
Основу технологии составляет трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия.
Но опыт показывает, что моделировать урок в этой технологии не просто (особенно в 1 классе, в начальной школе). Поэтому я ограничилась только элементами.
1.      Кластеры – графические синтезаторы.
Они показывают несколько различных типов связей между объектами или явлениями. При их составлении используются приёмы аналитической и синтетической работы над звуковым и буквенным составом слов, что способствует развитию у детей фонематического слуха.
2. Синквейны.
Эти упражнения позволяют развивать такие мыслительные операции как анализ, синтез, конкретизация, обобщения, развивают творческие способности, способствуют формированию у детей произвольного отношения к родной речи, упражняют в подборе слов по вопросам, преобразовании слов.
Пример: изучаем стихотворение «Зима» (стр. 83, «Азбука») и составляем синквейн.
Вопросы на доске - дети называют ответы, либо печатают (хорошо интегрировать с ИЗО).
Время года, наступившее после осени (или когда мы встречаем праздник Нового года).
ЗИМА
2.Описание зимы.
(какая она?)
БЕЛАЯ
СНЕЖНАЯ
ХОЛОДНАЯ
3. Действия, которые она совершает (что делает) ПОКРЫВАЕТ
ЗАСЫПАЕТ
РАССТИЛАЕТ
4. Какими слова можно назвать зиму? ЧАРОДЕЙКА
ВОЛШЕБНИЦА
ХУДОЖНИЦА
5. Загадка и рисунок, стихотворение (2-3 строчки) и т.п.
Задания творческого характера. По тексту сказки «Сорока и медведь» (с. 91)
С какой птицей разговаривает медведь?
СОРОКА
2. Какая она?
Найди в тексте.
Добавь своё слово.
БЕСТОЛКОВАЯ
БОЛТЛИВАЯ
3. Что она делает? ЛЕТАЕТ
БОЛТАЕТ
СТРЕКОЧЕТ
4.Как её назвал медведь?
А как мы называем? Почему?
СТРЕКОТУХАСОРОКА-БЕЛОБОКА5.Задания творческого характера.
А как ты относишься к птице?
Приём «Верите ли вы, что…»
Этот приём позволяет анализировать, сравнивать, развивать воображение, умение доказательно обосновывать своё мнение (можно использовать квадрат зеленого цвета – да, квадрат красного цвета – нет).
Верите ли вы, что в русском языке 10 гласных?
Верите ли вы, что в русском языке 36 букв?
Верите ли вы, что буква П следует за буквой О?
Верите ли вы, что Ь (мягкий знак) имеет звук? и т.д.
В первом классе я использовала только эти элементы, но существуют ещё, не менее интересные. Обобщая всё вышесказанное, я думаю, что эта технология заинтересовала многих и многие поняли, что она отвечает целям современного образования и является одной из приоритетных, т.к. способствует интерактивному включению учащихся в образовательный процесс.
Литература.
Бетенькова Н. М., Горецкий В. Г., Фонин Д. С. Азбука. Ч.1-2. Изд. «Ассоциация XXI в», 2005г.
Бетенькова Н. М., Кузьменко Н. С. Обучаем грамоте по «Азбуке», Пособие для учителя. Изд. «Ассоциация XXI в», 2005г.
Дейс С. В. Построение эффективного урока через сочетание различных организационных форм. Нач. шк. № 12, 2007г
Ласкожевская Е. В. Технология ризвития критического мышления младших школьников. Нач. шк. № 6, 2007г.