Конспект открытого урока на тему: Связь слов в предложении. Закрепление. 1 класс



Урок – путешествие. Русский язык. 1 класс.
Тема: Связь слов в предложении. Закрепление.
Цель: формирование представлений о предложении как единице речи, выражающей законченную мысль;
уметь составлять предложения из определенных слов;
развивать орфографическую зоркость, речь учащихся;
воспитывать аккуратность;
Задачи: Совершенствовать знания о словах, предложении, о связи слов в предложении.
Ход урока.
I. Организационный момент
Руки - на месте,
Ноги - на месте,
Локти - у края,
Спина - прямая.
Ребята, 2011 год объявлен годом космонавтики. Ровно 50 лет назад
12 апреля 1961 года первый человек полетел в космос. Это был
Ю.А.Гагарин. На корабле «Восток» он совершил один виток вокруг Земли. Полёт начался в 6 часов 7 минут и продолжался 1 час 48 минут.
Сегодня на уроке мы с вами отправимся в путешествие. Все люди любят мечтать. Представьте, что наша мечта сбылась и мы летим к неизведанным планетам. Как вам такое путешествие? Готовы ли вы проявить себя?
Чтобы нам разрешили полёт мы должны пройти первое испытание.
РАЗМИНКА «Отвечай - не зевай!»
Сначала я задам вопрос,
А вы затем, над ним всерьёз
Подумав, одно из двух -
«Да» или «Нет» - ответьте вслух:
- слова состоят из звуков?
-дом для рыбок на столе скворечник?
- звуки мы можем увидеть?
- звуки мы слышим и произносим?
- ночью в небе светит солнце?
- буквы нужны, чтобы записывать звуки?
- гласных букв 20?
- гласных букв 10?
- ударный звук хорошо слышится?
- за летом к нам приходит зима?
- в слове яма 1 слог?
- в русском языке 21 согласная буква?
- буква ё хитрая?
А на чем мы отправимся в путь?
Упр. « Анаграмма» (текара) ракета
-сколько слогов в слове, как определить?
-какой слог ударный? Какой вопрос мы поставим к слову?
Мы полетим на ракете.
Молодцы! Старт разрешаю!
II. Сообщение темы урока
-Ребята, а какими должны быть космонавты? (умными, сильными, здоровыми, грамотными). Перед космонавтами всегда ставятся задачи и цели, которые они должны выполнить в полёте. А так как мы космонавты, то и перед нами стоят задачи:
Итак: сегодня мы
---- повторим о единицах нашей речи – о слове, о предложении;
---- увидим, что слово отличается от предложения;
---- докажем, что слова связаны в предложении по смыслу;
---- закрепим умение работать с деформированным предложением.

Тема нашего космического путешествия:
«Связь слов в предложении».
- Вот теперь мы готовы к полёту к Планете Зелёного Солнца.
-Но что это впереди? Надвигается гроза. Взлёт задерживается. Чтобы грозовой фронт ушёл, выполним задание.
III. Минутка чистописания
Вспомните. Какая бывает речь? Вспомните из чего состоит речь? Посмотрите на схему, найдите ошибки и исправьте их.
Речь слова звуки(буквы) предложение
(речь – предложение- слова – звуки (буквы)
Звуки и буквы есть согласные и гласные. В этом задании некоторые буквы заблудились.
Найдите их. (Р,П,С,Т) (Е,О,Ё,Я)
Напишите слог-слияние: ро, сочетание ор
Придумайте слова с этими буквами: ракета, родина, Россия
(разделите слова на слоги, поставьте ударение).
Придумайте предложение с одним из слов. ( Мы отправились в полёт на ракете. )
В небо вырвалась ракета, Из неё летит сноп света, – Звёзды радостно снуют, Сыплют сказочный салют!
Молодцы! Грозовой фронт ушёл и мы летим дальше.
Внимание! Взлет!
И наша ракета мчится вперед.
Прощально мигнут и растают вдали
Огни золотые любимой Земли.
- Но что это?
-Впереди космический инопланетный корабль. Инопланетяне нас не пропустят, если мы не расшифруем их послание. Инопланетяне говорят на непонятном языке и используют только согласные звуки. Нам нужно правильно подобрать гласные и расшифровать слова.
IV. Работа по теме.
Назвать согласные буквы. Чем они отличаются от гласных?
«Помоги гласным быть с согласными».
к-см-с о а з-мл- я у
р-к-т- е о е
пл-н-т- а е сп-тн-к и а
(космос, ракета, планета, земля, спутник)
-Какие слова у нас получились? Что такое слово? (Слово – это единица нашей речи, которая называет предмет)
-На какие 2 группы можно разделить эти слова? (в которых 2 слога и 3 слога)
Упр. в определении слов. (на доске плакат с текстом:
Про, зям, у, марс, выф, комета, ко, ням, луна) -Прочитайте текст и докажите, что в нём записаны не только слова.
- Выпишите слова, разделите их на слоги, поставьте ударение, устно поставьте вопрос.
-Вы справились с заданием. Наш полёт продолжается. Мы подлетаем к Планете Зелёного Солнца.
Вот и Планета Зелёного Солнца. Нас встречает житель этой планеты робот Пак. Мы не сможем прогуляться по планете , пока он не убедится в наших добрых намерениях.
Нам нужно выполнить следующее задание.
1) На доске появляется рисунок детей, которые держатся за руки.
- Почему Вова, Катя и Петя взялись за руки?
-Они хотят показать вам, что ребята дружат. А теперь, прочитайте текст, который написан на доске.
2) в, небе, мерцают, звёзды, ночном
-Дружат ли слова в предложении?)- Посмотрите, что случилось: раздул ветер все слова. Поставьте каждое слово на своё место.)-Что у нас получилось? Что такое предложение? Назовите все признаки предложения.
1. Предложение содержит законченную мысль, все слова связаны по смыслу.
2.Начало предложения пишется с заглавной буквы.
3. В конце предложения ставится или точка, или вопросительный знак, или восклицательный знак .-Запишите предложение.
V. Наблюдение над связью слов в предложении.
-- А может, мы ошибаемся? Может, никакой связи между словами в предложении нет? Давайте понаблюдаем. Возьмем любое предложение.
1)Стоит сильный мороз.
Записать на доске и в тетради.
--Если между словами есть связь, значит, можно задать вопросы от слова к слову. Кто попробует?
--В предложении речь идет о морозе.
Зададим вопрос. Мороз (что делает?) стоит, значит, слова связаны.
--Мы можем задать вопрос к слову сильный. Мороз (какой?) сильный
-- Что мы узнали о связи слов в предложении . Слова в предложении связаны. А можно проверить еще одним способом. Давайте изменим слово мороз, поставим его во множественное число. Что получится?
2)Стоит сильный морозы.
Связь между словами нарушилась. Чтобы ее восстановить, что нужно сделать?
--- Изменить другие слова.
3)Стоят сильные морозы. Теперь слова связаны, потому что стоят во мн. числе.
Вывод: Мы были правы, связь между словами в предложении есть, они связаны по смыслу. Чтобы видеть связь между словами в предложении, надо уметь правильно и последовательно ставить вопросы к словам.
VI. Работа по теме.
-Теперь мы можем прогуляться по планете. Посмотрите, какие необычные цветы. В каждом лепестке слово.
-Давайте прочитаем слова.
-Что можно сказать? Если слова правильно поставить, то получится предложение.
– Давайте вспомним , что такое предложение.
(В лесу рос большой дуб. На ветке сидит рыжая белка.)Назовём главные слова в предложении.
2)«Найдите ошибки и назовите правильные предложения».
---Наступило раннее утро.
---в субботу мы пошли.
---Вера читает интересную книгу.
---Ночью выпал.
---Школьники лето идут…
---Громко каркала ворона.
(Устно доказать, что не все записи являются предложениями. Списать правильные предложения. Рассказать как связаны слова в предложении.)
Вы справились с заданием. Как красиво вокруг: светит солнце, поют птицы, вокруг много цветов, деревьев. Планета – как один большой сад.
VII. Физминутка.
Мы долго летели и много работали теперь нужно и отдохнуть.
Мы немного полетали,
А теперь все дружно встали,
Ножками потопали, ручками похлопали,
Дружно  пальчики сожмем;
Сядем, и писать начнем.
Но нам пора домой. Что это? Мы не можем вернуться на свой корабль, тропинки заросли травами. Чтобы справиться с трудностями выполним задание.
Среди красивых цветов спрятались слова.(на крыльях бабочек)
«Называй слова, которые спрятались.»Брак-рак, бусы-усы, победа-беда, вдруг-друг, драма-рама, сеновал-сено, вал, волокно-окно. Поставьте вопросы к словам.(кто,что)
Возвращаться нам пора,
По местам мои друзья!
Из полета возвратились,
Мы на землю приземлились.
V. Обобщение.-Что мы узнали о слове, о предложении? Что нужно для того, чтобы знать смысл всех слов в предложении? (эти слова нужно связывать, соединять)
ВЫВОД: Слова, связанные между собой по смыслу - предложения.
Предложения состоят из слов.
В ракете я нашла очень интересную картинку. Разгадав её вы узнаете, что о вас думают инопланетяне.( первые буквы рисунков образуют слово «молодцы!» )
VI. Рефлексия. У каждого из вас на парте лежит рисунок человечка,
только у него не дорисован рот. Если вам всё было понятно на уроке нарисуйте улыбку, если что-то не понятно просто полоску, а если урок не понравился уголки губ у человечка опустите вниз).