Презентация по химии на тему Химическая связь (8 класс)


Тема: Ионная связь Подготовила: Коноплева И.Н.Учитель химии МБОУ «СОШ №5» Проверим упр.4 к §8 Атом кремния содержит в ядре 14 протонов и 14 нейтронов. Число электронов, находящихся вокруг ядра, как и число протонов, равно поряд-ковому номеру элемента. Число энергети-ческих уровней определяется номером периода и равно 3. Число внешних электронов определяется номером группы и равно 4.Схема строения атома кремния: Si +14 )2)8)4 Вопрос на засыпку: Какую особенность в строении имеют атомы инертных газов (He, Ne, Ar)?Атомы этих элементов практически не образуют соединений с другими атомами. С чем это может быть связано? Какие разные элементы! Все остальные элементы Имеют завершенные уровни,не взаимодействуют с другими атомами Имеют незавершенные уровни, взаимодействуют с другими атомами, чтобы завершитьсвои энергетические уровни Кто это? А это кто? Атомы элементов - металлов Если мало электронов на внешнем уровне – атом стремится их отдать Na +11 )2)8)1 Na+ +11 )2)8 атом натрия ион натрия Атомы элементов – металлов в ПС учебника обозначены черным, а также зеленым цветом Атомы элементов - неметаллов Если внешний уровень близок к завершению (т.е. содержит 7, 6, или 5 электронов), атом стремится принять недостающие до 8 электроны Cl +17 )2)8)7 Сl- +17 )2)8)8 атом хлора ион хлора Атомы элементов – неметаллов в ПС обозначены красным цветом Итак… Атомы металлов имеют тенденцию к отдаче электронов с внешнего уровняАтомы неметаллов имеют тенденцию к принятию недостающих до завершения внешнего уровня электронов. В периодах: Металлические свойства ослабевают, а неметаллические усиливаются, так как:А) увеличиваются заряды атомных ядер;Б) увеличивается число электронов на внешнем уровне;В) число энергетических уровней постоянно;Г) радиус атома уменьшается;Д) способность к отдаче электронов ослабевает, а способность к принятию недостающих электронов возрастает. Na Mg Al Si P S Cl СамыйСильный Неметалл! В группах (главных подгруппах): Металлические свойства усиливаются,а неметаллические ослабевают, так как:А) увеличиваются заряды атомных ядер;Б) число электронов на внешнем уровне постоянно;В) увеличивается число энергетических уровней;Г) увеличивается радиус атома;Д) способность к отдаче электронов возрастает, а способность к принятию недостающих электронов ослабевает. Li Na K Rb Cs Fr F Cl Br I At СамыйСильный Металл! щелочныеметаллы галогены Если встретились металл с неметаллом: Na0 – 1e  Na+ Cl0 + 1e  Cl- Na0 + Cl0  Na+ + Cl-  Na+Cl- атом атом ион ион ионноесоединение Ионная химическая связь это связь, образующаяся между положительно и отрицательно заряженными ионами. Алгоритм составления схемы образования ионной связи. Разберите алгоритм составления ионной связи на стр.57 §9 учебника.Пользуясь алгоритмом, составьте схемы образования ионной связи при взаимодействии: а) калия и кислорода; б) лития и хлора; в) магния и фтора. Подведем итоги: 1. Какие группы элементов мы выделили с точки зрения строения внешнего уровня их атомов?2. Каким образом атомы металлов завершают свои уровни? А атомы неметаллов? 3. Как называются частицы, в которые превращаются атомы элементов, принимая или отдавая электроны?4. Что такое ионная химическая связь, в каком случае она образуется? Задание №1: Сравните металлические свойства элементов, поставив вместо  знак «<» или «>»:Na  K; Al  Mg; Rb  Sr; Na  Cs; K  AlСравните неметаллические свойства элементов, поставив вместо  знак «<» или «>»:S  O; F  P; Si  C; P  S; N  O Проверьте себя: Сравните металлические свойства элементов, поставив вместо  знак «<» или «>»:Na < K; Al < Mg; Rb > Sr; Na > Cs; K > AlСравните неметаллические свойства элементов, поставив вместо  знак «<» или «>»:S < O; F > P; Si < C; P < S; N < O Каждый правильно поставленный знак – 1 балл (всего 10 баллов!) Задание №2: Расположите элементы в порядке уменьшения их металлических свойств:а) Al, Na, K, B, Bа, Mgб) Na, Rb, Mg, Ca, Cs, AlРасположите элементы в порядке уменьшения их неметаллических свойств:а) C, S, Si, O, P, Cl, Fб) Si, N, P, Cl, Br, As, S Проверьте себя: Расположите элементы в порядке уменьшения их металлических свойств:а) K > Bа > Nа > Mg > Al > B б) Cs > Rb > Ca > Na > Mg > AlРасположите элементы в порядке уменьшения их неметаллических свойств:а) F > O > Cl > S > C > P > Siб) N > Cl > Br > S > P > As > Si 2 балла за каждую полностью правильно составленную последовательность (всего 8 баллов) Поставьте себе оценку: Общее количество баллов за 2 задания – 18;Подсчитайте набранное вами общее количество баллов за 2 задания.Поставьте «5» за 15 - 18 баллов;Поставьте «4» за 11 - 14 баллов. Поставьте на карточках “+”, если вы с этим утверждением согласны: мне было комфортно на уроке я получил ответ на все интересую-щие меня вопросы я принимал активное участие во всех этапах урока я получил новые знания на уроке я работал в команде и помог ей Домашнее задание: §10, составьте схемы образования ионной связи для элементов с порядковыми номерами: а) 19 и 16; б) 12 и 35. СПАСИБО ЗА РАБОТУ! Тема: Ковалентная неполярная связь Подготовила: Коноплева И.Н.Учитель химииМБОУ «СОШ №5» Проверим ДЗ: №19 – калий К K0 – 1e  K+ S0 + 2e  S2 - 2K0 + S0  K2+S2- №12 – магний Mg Mg0 – 2e  Mg2+ Br0 + 1e  Br - №16 – сера S №35 – бром Br НОК = 2 НОК = 2 Mg0 + 2Br0  Mg2+Br2 - Обсудим: Как называется связь, образующаяся в рассмотренных примерах: K2S и MgBr2?Почему она так называется?Какие частицы называют ионами?Какими характеристиками должны обладать атомы для того, чтобы между ними образовалась ионная связь? Вопрос на засыпку: Н2 Cl2 Как может осуществляться связь между атомами неметаллов, имеющих одинаковую тенденцию к присоединению электронов? Выход один – создание общих электронных пар! Химическая связь, возникающая в результате образования общих электронных пар, называется ковалентной связью Электронныеформулы Структурнаяформула Н2 Ковалентная связь в молекуле хлора Cl2 Алгоритм составления схемы образования ковалентной связи. Разберите алгоритм составления ковалентной связи на стр.61 §10 учебникана примере молекулы азота.Пользуясь алгоритмом, составьте схему образования ковалентной связи в молекуле кислорода О2. Ковалентная связь в молекуле кислорода Число неспаренных электронов: 8 – 6 = 22. О + О  О О Электроннаяформула Структурнаяформула О О В молекуле кислорода двойная связь! Если ковалентная связь образуется между атомами одного и того же элемента -неметалла, она называется неполярной! Задание: Из приведенных формул выпишите формулы соединений с ковалентной неполярной связью: I2, HCl, O2, NH3, H2O, N2, Cl2, PH3. Правильно! Из приведенных формул выпишите формулы соединений с ковалентной неполярной связью: I2, HCl, O2, NH3, H2O, N2, Cl2, PH3. Подведем итоги: 1. С каким новым видом химической связи мы сегодня познакомились?2. Какая связь называется ковалентной?В каком случае ковалентную связь можно назвать неполярной?3. Как по составу молекулы можно различить ковалентную и ионную связь?4. Запишите схемы образования химической связи для веществ с формулами: KCl, Cl2. Определите вид химической связи. Поставьте на карточках “+”, если вы с этим утверждением согласны: мне было комфортно на уроке я получил ответ на все интересую-щие меня вопросы я принимал активное участие во всех этапах урока я получил новые знания на уроке я работал в команде и помог ей Домашнее задание: §10, упр.5.Составьте схему образования химической связи для каждого из веществ. СПАСИБО ЗА РАБОТУ! Тема: Ковалентная полярная связь Подготовила: Коноплева И.Н.Учитель химииМБОУ «СОШ №5» Проверим ДЗ: Ионная связь: Li2O KCl CaF2 Ковалентная связь: N2 O2 H2 По каким признакам мы распределили формулы веществ по классам?2. Какие на ваш взгляд эти виды связей имеют общие и отличительные признаки?3. Какими веществами (с точки зрения их состава) являются вещества: N2, O2, H2? Ковалентная неполярная связь Ковалентная связь в простых веществах(N2, O2, H2, Сl2, F2, Br2, I2 и др.)называется неполярной, т.к. общие электронные пары принадлежат обоим атомам в равной степени и ни на одном из них нет избытка отрицательного заряда, который несут электроны. Чем же отличается взаимодействие разных неметаллов? Такая ковалентная связь становится полярной! H Cl - + Общая электронная парасмещается всторону одного из атомов Как определить направление смещения общей электронной пары? H P Si C S I Br Cl N O F В этом ряду возрастает электроотрицательность (ЭО)–способность атомов химического элемента смещатьк себе общие электронные пары, участвующие вобразовании химической связи. ЭО в периоде возрастает F Вподгруппе возрастает F O N Алгоритм составления схемы образования ковалентной связи. Разберите алгоритм составления ковалентной связи на стр.64 §11 учебникана примере молекулы OF2.Пользуясь алгоритмом, составьте схему образования ковалентной связи в молекулах метана СН4 и воды Н2О. Итак… 1. Если взаимодействует металл с неметаллом – образуется ионная связь ( Na+Cl-, Ca+2F-2)2. При взаимодействии атомов одного и того же неметалла образуетсяковалентная неполярная связь (H2, Cl2, N2, O2)3. При взаимодействии атомов разных неметаллов образуется ковалентная полярная связь (HCl, H2O, CH4) Примеры? Какая связь? Какая связь? Какая связь? Примеры? Примеры? Подведем итоги: 1. Вставьте пропущенные слова: «Ковалентная химическая связь образуется за счет ……………. .По числу общих электронных пар она бывает …………., ………… и ……….. . По электроотрицательности элементов ковалентную связь делят на ……………….. и …………………..».2. Найдите черты сходства и различия у ковалентной полярной и неполярной связи. Поставьте на карточках “+”, если вы с этим утверждением согласны: мне было комфортно на уроке я получил ответ на все интересую-щие меня вопросы я принимал активное участие во всех этапах урока я получил новые знания на уроке я работал в команде и помог ей Домашнее задание: §11, упр.2.Составьте схему образования химической связи для каждого из веществ. СПАСИБО ЗА РАБОТУ! Тема: Металлическая связь Подготовила: Коноплева И.Н.Учитель химииМБОУ «СОШ №5» Какой вид связи изображен на каждом рисунке? Почему? 1 - …связь 2 - …связь 3 - …связь Крестики - Нолики NH3 CaS MgCl2 H2O KCl O2 Na2O SO2 BaF2 Mg CuS H2S KF Na2S MgO Na3N CO2 PH3 Выигрышный путь – вещества с ионной связью Правильно! NH3 CaS MgCl2 H2O KCl O2 Na2O SO2 BaF2 Mg CuS H2S KF Na2S MgO Na3N CO2 PH3 Выигрышный путь – вещества с ионной связью Крестики - Нолики Na и O N и H Ca и H F и F O и O N и N S и Cl Al и S O и F Ca H2 H2O CaO F2 HBr CaCl2 O2 ClF Выигрышный путь – вещества с ковалентнойнеполярной связью Правильно! Na и O N и H Ca и H F и F O и O N и N S и Cl Al и S O и F Ca H2 H2O CaO F2 HBr CaCl2 O2 ClF Выигрышный путь – вещества с ковалентнойнеполярной связью Крестики - Нолики K и O Cl и H Ca и Br Na и F H и C N и N Cl и Cl H и O Ba и F SCl2 H2 CaO NaCl HF HBr SO3 Cl2 NH3 Выигрышный путь – вещества с ковалентнойполярной связью Правильно! K и O Cl и H Ca и Br Na и F H и C N и N Cl и Cl H и O Ba и F SCl2 H2 CaO NaCl HF HBr SO3 Cl2 NH3 Выигрышный путь – вещества с ковалентнойполярной связью Металлическая связь связь в металлах и сплавах, которую выполняют относительно свободные электроны между ионами металлов в металлической кристаллической решетке о п+М — пе М Сu - медь Давайте подумаем! Какие общие и отличительные чертыимеют металлическая и ковалентная связь?А металлическая и ионная? Задание 1: Сгруппируйте вещества по виду связи в них:F2, H2O, Al, MgCl2, Fe, O2, Al4C3, NH3, CO2, N2, Na, Ca3P2. Проверьте себя: Ионная связь Ковалентная неполярная Ковалентная полярная Метал-лическая MgCl2 Al4C3 Ca3P2 F2 O2 N2 H2O NH3 CO2 Al Fe Na По 1 баллу за каждое вещество с правильно определённым видом связи (всего 12 баллов) Задание 2: (* - по желанию) Составьте электронные формулы предложенных частиц:K++19 )2)8)8*1s22s22p63s23p6F-N-3P+3S+6Si-4O+2 Задание 2: (*- по желанию) Составьте электронные формулы предложенных частиц:K++19 )2)8)8)0*1s22s22p63s23p64s0F- +9 )2)8N-3 +7 )2)8P+3+15 )2)8)2S+6+16 )2)8)0Si-4 +14 )2)8)8O+2 +8 )2)4 Добавьте себе по 2 балла за каждую правильно записанную строку(максимально 14 баллов).Подсчитайте общее количествобаллов за 2 задания.Поставьте «5» за 22-26 баллов;Поставьте «4» за 17-21 балла. И ещё – кто быстрее? Вид связи S2 K P2O5 CaO Mg I2 HF KCl Ионная Н А М К Ф В П И Ковалентная полярная Я Ж С А М В Л Ф Ковалентнаянеполярная О А Я Ф В Р Ф Н Металличе-ская Ф О П В Д Н А Ю Соотнесите вид химической связи и формулы веществ.Из букв, соответствующих правильным ответам, у вас получится название химического элемента: Проверьте себя: Вид связи S2 K P2O5 CaO Mg I2 HF KCl Ионная Н А М К Ф В П И Ковалентная полярная Я Ж С А М В Л Ф Ковалентнаянеполярная О А Я Ф В Р Ф Н Металличе-ская Ф О П В Д Н А Ю Соотнесите вид химической связи и формулы веществ.Из букв, соответствующих правильным ответам, у вас получится название химического элемента:КИСЛОРОД Поставьте на карточках “+”, если вы с этим утверждением согласны: мне было комфортно на уроке я получил ответ на все интересую-щие меня вопросы я принимал активное участие во всех этапах урока я получил новые знания на уроке я работал в команде и помог ей Домашнее задание: §12, Повторить §§6 -11.Подготовиться к КР. СПАСИБО ЗА РАБОТУ!