Педагогические чтения Как помочь ребенку стать счастливым

МБОУ Софьинская средняя общеобразовательная школа





Педагогические чтения

«Как помочь ребёнку стать счастливым»

по книге Владимира Леви
«Как воспитывать родителей,
или
новый нестандартный ребёнок»





Учитель начальных классов
Шиманская Елена Владимировна





«Потерять ребёнка легко: потерять в собственном доме А как уберечь, как вывести на жизненную дорогу? Как помочь стать счастливым»
До недавних пор считалось, что главным воспитателем должна быть школа, коллектив. А семья лишь постольку, поскольку у родителей хватает - а точнее, не хватает – времени на общение с детьми. Однако уже сегодня мы можем с уверенностью сказать, что коллективное воспитание не приносит желаемых результатов. И объясняется это просто – и наиважнейшие свойства личности, и основа социального «я» закладываются отнюдь не в школьном коллективе – там они только развиваются, - а в самом раннем возрасте, когда ребёнок впитывает жизненные впечатления и получает жизненный опыт вместе с любовью матери, её поддержкой, под её присмотром, когда контакт с родителями ему необходим буквально, как воздух.
Быть сегодня родителями труднее, чем когда-либо прежде. Раньше, если дети вели себя плохо, считалось, что они такими родились. Сегодня большой опыт в изучении развития личности ребёнка позволяет утверждать, что нет проблемы детей, а существует лишь проблема родителей.
Обстановка, в которой живёт, растёт и формируется ребёнок, в наши дни существенно отличается от той, что была несколько десятилетий назад. Сегодня телевидение, радио, кино и т.д. не редко целиком заменяют родителей и приносят результаты, которые не всегда легко удаётся предусмотреть или исправить.
Родителей психологически готовых к родительству не бывает. Родительство – это не работа, которую нам нужно исполнить. Родительство - это путь исканий – судьба, которую мы выбираем. Не со знаком качества приходим в родительство. Преподносим ребёнку свою наследственность с её неизвестными и известными недостатками, свой характер с его изъянами, своё невежество и свои комплексы, своё переменчивое настроение, свои страхи.
Мир ребёнка – маленький мир, кажущийся тебе ничтожным, но для него это Вселенная. Ты думаешь, что ребёнок живёт с тобой и благодаря тебе?.. Нет, ребёнок живёт только рядом, живёт своей жизнью. Ты хочешь своему ребёнку добра и только добра. Ты заботлив, предусмотрителен, требователен, иначе нельзя. Но спроси себя, где кончается ему это хорошо, это нужно и начинается субъективное: я этого хочу. Твоя воля – страшная воля властвовать – подменять собою судьбу.
«Любите детей не за что-то, а вопреки всему, и несмотря не на что».
«Наказывая, не унижайте!»
Родительство – это душевный труд. Мы должны не только принимать и прощать, мы должны жить вместе с детьми – да, в его кажущимся нам маленьком мирке, а на самом деле в мире полном вопросительных знаков. Спускайтесь на его уровень. Входите к нему не с поучениями, оценками и суждениями умудрённого господина. Входите просто, легко, наивно, пускай даже и глупо. Будьте вместе с ним.
Не играйте в это, а постарайтесь, отбросив свой достопочтенный жизненный опыт, оживить в себе пацана – мальчишку, подростка, юношу. Хоть перед телевизором, хоть на рыбалке – забывайте иногда, что ты - Господин Родитель, и давайте, главное, забыть ему. Это страшно важно!!! Только решись – окупиться с лихвой, заживёте живее, и с бытом станет повеселее, попроще.
«Самое дорогое, что ты можешь подарить своему ребёнку – своё время».
«Впускайте детей в свою жизнь! Живите вместе с ним!»
Чтобы он не говорил, вы ему интересны. И не только корыстно. Верьте в это, даже если это не так. Пусть «болтается» с тобой и при тебе, где только захочет. Таскайте его по делам и по гостям. Не всюду понравится. Не пойдёт. Не надо. Но чтобы знал, что такая возможность у него есть, что ты разделяешь с ним и его мир, и свой. Вот чего он ждёт. Сам этого не понимает ещё, но вы верьте, это так. И так будет
«Будь твёрд строго в определённых вещах». Однако не бойся уступить и пойти на компромисс.
«Допускай нежность».
Позволь себе обнимать и целовать сына, трепать по голове. Нужно, обязательно нужно. Это общение прикосновением – сразу пролом стены.
Подходи к нему, когда он лежит в постели, иногда утром, иногда вечером, перед сном, даже если уснул уже. Ну, просто чмокнуть, посидеть минутку другую рядышком. Рассказать глупость какую-нибудь, да, как маленькому. Ведь он нежностью недокормлен и это притом, что и баловали его, и развращали поблажками. Ведь не это надо, а вот это прикосновение, вот это тепло без всяких слов. Тоска по этому теплу так и брызжет из него. И может растаять не сразу, но постепенно. Почему когда лежит? Потому что это самое детское положение, самое беспомощное. Если хоть раз в неделю будете подходить к нему засыпающему и тихо гладить по голове, всё-всё очень скоро у вас встанет на места.
« Каждый день с ребёнком начинайте с радостью и заканчивайте миром.
Давайте детям аванс. Хвалите за то, что будет. Наша вера способна превращать возможность в действительность. Поверить в возможное и передать веру внушить, если хотите научить.
Начинайте всегда с похвалы, даже если ничего не получается хвалите усердно и щедро не боясь перехвалить, за малейшие попытки, достигнуть желаемого, за попытку к попытке.
Вот главный опережающий момент, опережающее одобрение:
Ты это хочешь.
Ты это сможешь.
Ты сильнее, умнее,
Ты лучше, чем кажешься».
У нас есть великое поле для изучения детской души – наше детство, запечатлённое в памяти. Мы помним своё детство, помним всё. Нам только кажется, что мы почти всё забыли. Так трудно достать лежащее в глубине, но ведь оно есть.
Вспомним, какими длинными, долгими были сутки. Какая даль от утра до вечера. Проснувшись, мы успевали слетать на Солнце. К реке Умывания вела извилистая тропа Одевания. На холмах Завтрака строили пирамиды из манной каши, не торопясь, ибо знали: долина Обеда ещё скрыта в тумане, а горы Ужина по ту сторону горизонта. Каким несбыточным было «Завтра», каким несуществующим «послезавтра». Мы казались взрослым нетерпеливыми, невнимательными, бестолковыми, безответственными. Они не понимали, что наш мир несравнимо подробнее их мира, что наше время во много раз ёмче, плотнее. Сравнили: их минута и наша! За нашу мы успевали раза по три устать – отдохнуть, расстроиться и утешиться, захотеть спать и забыть об этом, посмеяться, подраться и помириться, заметить ползущего жучка и придумать о нём сказку, ещё раз посмеяться, забыв над чем, и ещё чуть-чуть повзрослеть. А они только и успевали, что сделать какое-нибудь замечание
«Не ловите на проступках, а пытайтесь их предугадать».
Если хотите понять ребёнка, понять себя – то хотя бы минуту в день погружайтесь в воспоминания детства, живите в них. Если трудно с ребёнком, всего лишь минуту в день отдайте воспоминанию о себе в том же возрасте, в положении в чём-то схожем. Усилие оправдается, найдется, быть может, решение.
По ходу чтения лекции на доске открываются выделенные фразы. Это «узелки на память».
Далее родителям предлагается самостоятельно познакомиться с книгами Владимира Леви – доктора медицины и психологии, всемирно известного психотерапевта и писателя, в которых они могут узнать об искусстве общения родителей и детей, о трудностях обучения, о проблемах подростков, о наркотической опасности, о первой любви. Из книг Владимира Леви вы узнаете, как дети делаются хорошими, несмотря на воспитание, и как вырасти вместе с ребёнком. Его книги для всех, кто хочет жить в Понимающем Мире.

Книги Владимира Леви:


«Куда жить?»
«Искусство быть другим»
«Наёмный бог»
«Ошибки здоровья»
«Приручения страха»
«Травматология любви»
«Вагон удачи»
«Семейные войны»
«Ближе к телу» (70 приглашений в хорошее самочувствие)
«Лекарство от лени»









13PAGE 15


13PAGE 14215




15