Конспект занятия кружка «Дымковская игрушка». Тема: «Барынька».


Конспект занятия кружка «Дымковская игрушка».
Тема: «Барынька»
Цель: научить лепить из глины фигуру человека.
Задачи:
Познакомить детей со схемой лепки человека;
Дать представление о пропорциях тела человека;
Формировать технику работы с глиной и инструментами, умение проявлять свою творческую индивидуальность;
Развивать мелкую моторику рук, мыслительные операции, фантазию;
Воспитывать любовь к народной игрушке, чувство прекрасного, самостоятельность, взаимовыручку.
Оборудование для учащихся: вращающиеся планшеты; глина; стеки; печатки.

-266701177290Оборудование для учителя: плакаты с изображением дымковских игрушек и пропорций человека; вращающийся планшет; глина; стеки; печатки; образцы игрушек на разных стадиях лепки; игрушка «Барынька»; плакаты с изображением мировых исторических костюмов (для группы руководителей мини-кружка).
254317582552381258255
4427220614680344614561468025431756146801450340116840-114300116840
Продолжительность занятия: 2 часа.
Ход занятия:
I. Мотивация учебного занятия.- Дорогие ребята! Вы были когда-нибудь на балу? А хотите там побывать? Тогда сегодня я предлагаю вам отправиться на бал! Давайте подготовимся, для нашей поездки.
II. Подготовка рабочего места.
- Проверьте, у всех ли есть планшеты, глина и инструменты.
- Давайте повторим правила работы с глиной.
- Помните , что лепить можно красиво только чистыми руками.
- Укатаем глину так, чтобы она не бралась за руки, т.е. выдавим из неё воздух. Делаем это быстро т.к. глина имеет свойство быстро высыхать.
III. Лепка «Барыньки».
- Итак, для бала все готово. А где же гости бала? Да это же мы с вами! Сейчас мы должны с вами слепить самих себя в бальных платьях как можно красивее и тогда наш бал состоится. Вы готовы? Тогда возьмите глину из ёмкости в размере двух кулачков. Поделите глину на две равные части: одна из частей пойдет на юбочку, вторая на торс, руки , шляпку и украшения для юбки.
4641215728345 Примечания для учителя: Учитывая возраст детей, такие геометрические понятия как цилиндр, конус я меняю на образные их представления – колбаска, морковка, а можно и мороженое в кулечке.
-19685530860- Итак, выкатаем кулечек мороженого об планшет так ровно, что бы нам меньше пришлось приглаживать.
- Теперь, вырежем из нижней части нашего кулечка глину таким образом как указано на таблице.
3181985407035-1739900514350
- Проверьте результат: у вас должен выпасть маленький «кулечек». От этого юбка наша стала легче и шире.
Полученный кулечек приставляем к основному так, чтобы они захлестнули друг друга как показано на схеме: соединим кулечки тонкими концами, прижимаем и приглаживаем. Это будет торс. Мы получили основу для барыньки.
5067300135890 - А теперь вытяните часть глины из торса – это будет место, куда мы прикрепим шею с головой. Ребята, будьте внимательны: шея нашей Барыньки не должна быть очень тонкой и не должна долго лепиться, т.к. она быстро подсохнет и к ней будет трудно прикрепить голову! Вытягиваем обеими руками глину из торса, так что бы нам было куда прикрепить руки.
-8318538735- Теперь берем шарик глины, превращаем его в овал, формируем пальчиками овал лица. Моделируем голову на месте прикрепления, приглаживаем. Не забываем о шее! Итак, голова уже прикреплена , для её крепости и что бы подстраховать тонкую шею от перелома сделаем красивые косы или одну косу , или воротник. Голову можно украсить кокошником, шляпкой, венком, бантом ,но не перегрузите голову ! Сверьте свою работу с моим образцом.
IY. Физминутка.
Мы на бал все собирались, (дети дотягиваются обеими сложенными руками до своего затылка со стороны спины)
Барыньку лепить старались. (сложили ручки на спине , как японцы это делают и
наклонились не лицом вперед , а затылком назад).
Все лепили не ленились
Наши куклы получились. (наклонились несколько раз)
Y. Продолжение работы.-9588528575 - Теперь лепим руки. Берем глину и выкатываем тонкую колбаску, а затем делим ее на две равные части. Определяем правильную их длину. Нужно помнить, что локти у барыньки согнутся на талии.
- Прикрепляем руки, сгибая их в локтях, как показано на схеме. Приглаживаем их и прикрепляем к телу так, чтобы они при высыхании не упали.
- Ребята, лепите красиво, старайтесь, ведь мы пойдем на бал! Обратите внимание на места прикрепления рук: они даются не всегда легко.
151765-10795- А как вы думаете, что наша барынька может взять с собою на бал? Пофантазируйте! Пока ручки еще не прижаты, можно слепить и дать барыньке в руки цветы, сумочку, зонтик, веер – кому что нравится.
3388995553085- Посмотрите на барыньку впереди. Давайте подчеркнем её талию. Для этого выгладим тщательно глину в области талию. Теперь повернём барыньку боком к себе и проверим и откорректируем её осанку, сделаем прогиб в области талии. Постарайтесь, чтобы барынька была гордой, стройной. Не забудьте поправить голову!
- Нравится вам наша барынька? А что еще не готово? Ведь не можем же мы все прийти на бал в одинаковых платьях! Пофантазируйте и слепите кукле такое платье, в каком вам хотелось бы пойти на бал. А те, кто затрудняется, посмотрите, как это буду делать я. Можно украсить юбку оборками, можно кружочками, можно уложить тонкие гладкие колбаски в виде листьев и цветов.
Примечания для учителя: Младшие школьники могут пропечатать юбку печатками разных узоров, но я не рекомендую царапать стекой узоры, т.к. это слишком легкий путь. Во- первых - это ход лентяя, во- вторых образовавшиеся щелки помешают вам в будущем красиво раскрасить эту игрушку т. к. в щелки краска не заходит. В- третьих, после обжига эти щелки еще и царапаются!
YI. Подведение итогов.
- Наше занятие подошло к концу.
- Чему вы сегодня научились?
- А готова ли барынька? Ей надо еще высохнуть, затем, на следующем занятии мы ее обожжем, загрунтуем водоэмульсионной краской, распишем гуашевыми красками, покроем лаком. Посмотрите, вот какие красивые барыньки могут у вас получиться:
13271567310404812567310
-6056630419100
2886710112395
- А потом слепим и кавалера, чтобы было с кем танцевать на балу.