Разработка открытого классного часа на тему Умей прщать(6 класс )


1
Разработка открытого классного часа в 6 «а».
«Умей прощать!»
Цели:
Привлечь внимание детей к нравственной проблеме-умению прощать.
Углубить представления детей об общечеловеческих ценностях
Формировать положительную оценку таких качеств, как сопереживание, сострадание, милосердие, чуткость, умение прощать, строить более теплые. доверительные отношения с братьями, сестрами, с одноклассниками.
Форма: интегрированная (беседа, тренинг)
Подготовительная работа с детьми: уч-ся должны выписать из толкового словаря значение слов – милосердие, сострадание, чуткость, великодушие, мудрость, равнодушие, эгоизм.Методы: словесный, художественное чтение, проблемно-поисковый
Оборудование: проектор, экран, тексты рассказа «О, если бы…», свеча.
Оформление класса: на доске высказывания «Умей прощать, и не кажись прощая, великодушней и мудрей других…», «Никогда не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.»
План классного часа:
Вступительное слово.
Словарная работа.
Чтение рассказа «О, если бы…»
Беседа по рассказу.
Работа в группах.
Выступление участкового мальчикаТренинг.
Рефлексия.
2
Ход классного часа
1.Вступительное слово кл руководителя.
-Ребята, сегодня мы поговорим на классном часе о вечных ценностях, которые нас окружают, но , к сожалению, остаются незамеченными. Каждый из вас чей-то брат или сестра. Надеюсь, что после этого классного часа кто-то изменит отношение к близким, друзьям, одноклассникам. Я вас просила выписать из словаря значения некоторых слов, которые помогут нам понять тему нашего классного часа «Умей прощать!», а еще прочитаем рассказ американского автора, который тоже напрямую связан с нашей темой.
Эпиграфом нашего классного часа послужат следующие выражения:
«Умей прощать, и не кажись прощая, великодушней и мудрей других…», «Никогда не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.»
К ним мы еще вернемся.
2. -Ребята, пожалуйста, назовите слова, которые вы выписали.
Сопереживание-
Сострадание-
Сочувствие-
Милосердие-
Чуткость-
Великодушие-
Мудрость-
Терпимость-
Равнодушие-
Эгоизм-
Приготовьтесь к прослушиванию рассказа. В процессе чтения, ребята, пожалуйста, не стесняйтесь чувств, которые вас переполнят, поплачьте, если хотите, ведь слезы всегда очищают.
3
«О, если бы..» Недавно я стала ходить одна на долгие прогулки. Я думаю о жизни и о смерти- наверное, все об этом думают. Иногда брожу часами, но прихожу всегда на одно и то же место.
Сегодня холодный ноябрьский день. Вокруг ни души. Я иду к маленькому холмику земли, так же как вчера, позавчера, весь прошлый месяц.
Как всегда, я встала на колени около маленького камня с печальной надписью «Здесь покоится Тимми Лэнгтон. 23 мая 1957-14 октября 1965». И снова я потрясена этими словами. Хотя прошел уже месяц, мне до сих пор не верится. Когда я думаю о Тимми, то вижу светловолосого мальчика, спешащего в школу или на тренировку по бейсболу, а вовсе не это холодное сооружение среди чужих надгробий.
Это по-прежнему мучит меня, наверное, я никогда не смогу забыть. Я пришла домой после длинного и трудного дня в школе. Миссис Тримбл не придумала ничего лучшего, чем объявить, что завтра будет контрольная по истории, а кроме этого, у меня еще обычные домашние задания- алгебра и химия. Я вползла домой, всем своим видом демонстрируя, что у меня был отвратительный , тяжелый день. Мама поняла, что лучше меня ни о чем не спрашивать.
Подойдя к своей комнате, я услышала два хихикающих тоненьких голоска. Я открыла дверь и обнаружила, что Тимми со своим приятелем сидят за моим столом и рассматривают мою губную помаду. Они не устроили беспорядка. Они, собственно, были очень аккуратны. Но для меня это была последняя капля, и я вышла из себя. Я велела им убираться и никогда не входить в мою комнату. «Не смей трогать мои вещи, дрянь, а не ребенок!» Я обозвала его «дрянью» раза пять. Как я могла быть такой грубой, жестокой?
Тимми покраснел, как свекла, и я поняла, что ему стыдно, и он жалеет о случившемся. Он даже попросил прощения. Но нет, решила я, это ему так не пройдет. Надо проявить твердость.
За обедом Тимми вел себя необычайно тихо и мало ел. Но заметила это только я, потому что родители разговаривали о том, о сем, и стоит ли им
4
ехать за 200 миль куда-то в гости. После обеда я пошла делать уроки. Вдруг почувствовала, что на меня кто-то смотрит. Я обернулась и увидела,
что Тимми стоит в дверях.
--Закрой, пожалуйста, дверь,- твердо сказала я.
Он постоял, потом закрыл ее с обиженным и озадаченным видом.
«Потом помиримся».-подумала я и снова вернулась к урокам.
На следующее утро я чуть было не проспала. Взглянув на часы, я быстро вскочила, оделась и бросилась завтракать. У меня было всего пять минут. За столом сидел только Тимми. Сев за стол, я почувствовала на себе умоляющий взгляд его теплых карих глаз, но я холодно посмотрела на него.
--Ты еще злишься на меня?- спросил он.
--Да.—Хотя я уже не злилась, но хотела проучить его как следует.
--Прости меня ,пожалуйста, я больше не буду.
--Посмотрим, --резко сказала я. Потом быстро проглотила остатки еды, схватила портфель и побежала к остановке автобуса, подчеркнуто не обращая внимания на брата. Но когда, выбегая из дома, я увидела его грустные глаза, то почувствовала, что-то вроде угрызений совести. Помню, я подумала: «Вот вернусь из школы, и мы помиримся». В этом моя беда. Я всегда слишком спешила, чтобы сблизиться с ним
Тогда за столом я в последний раз видела его живым.
Когда я увидела его в следующий раз, он лежал под белой простыней.
Я пришла из школы, голова была полна обычных мыслей. На газоне я увидела покореженный велосипед брата. Меня вдруг охватила паника. Я побежала в дом, сердце отчаянно колотилось. На кухне было тихо. Никто не готовил обеда. Дверь в столовую была закрыта, и мне показалось, что внутри происходит что-то ужасное. Но тишина на кухне была просто нестерпимой, и я открыла дверь.
Мама сидела в кресле-качалке, папа сидел на коленях рядом с ней и держал ее дрожащую руку. У них были одинаковые лица- очень бледные,
5
глаза смотрели прямо перед собой. Когда мама меня увидела, она встала и обняла меня дрожащими руками.
Тимми торопился домой , чтобы поскорее приняться за сборку новой модели самолета, которую ему купил папа. Он мчался по улице и не смотрел вокруг. Водитель машины увидел его, когда было уже поздно. Я часто читала о таких вещах в газетах, но это случалось с другими, не со мной, не с нашей семьей.
Следующие несколько дней были полны слез. Я плакала, пока глаза у меня не стали сухими и красными, слез больше не осталось. Я не могла ни есть, ни спать. Стоило мне только заснуть, и сразу передо мной опять вставала эта сцена—как я пришла в тот день из школы.
Я вспоминала всякие мелочи, которые он для меня делал. Приносил стакан воды, когда я занималась, чистил мои туфли, когда я спешила, приносил мне одуванчики, показывал свою новую бейсбольную биту(мне казалось, что это скучища). Если бы я могла это вернуть … Если бы у меня была одна возможность…
Внезапно больше всего на свете мне захотелось поговорить с ним, хоть пять минут. И если бы он спросил, глядя на меня своими карими глазами: «Ты еще злишься на меня?», я бы его обняла и сказала: «Нет, дорогой мой, я не сержусь и никогда больше не буду на тебя сердиться».
Я медленно поднялась с заиндевелой травы. Ноги у меня затекли оттого, что я так долго стояла на коленях. Я поплотнее запахнула пальто, потому что в ноябре к вечеру очень холодно. И отправилась домой.
6
4. Беседа по рассказу.
-- Подумайте и ответьте, пожалуйста, одним словом –о чем этот рассказ?
-- Чему учит нас этот рассказ?
--Вам жалко героиню или вы ее осуждаете?
-- Рассказ назван «О если бы…» . Если бы что?
--Как вы теперь понимаете эпиграф нашего разговора?
«Умей прощать, и не кажись прощая, великодушней и мудрей других…», «Никогда не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.»
-Как вы поняли значение эпиграфов?
5. Работа в группах.
--Представьте, что наша героиня выросла. Кто она по профессии, есть ли у нее семья, сколько детей, какая она мама, подруга, жена. Пофантазируйте. Можете высказаться устно или письменно. Это задание вы выполняете в группе. Не забывайте правила групповой работы:
1. Никто не должен забывать, что в группе он не один. Важно быть внимательным к своим товарищам .2. Во время обсуждения не забываем, что в других группах тоже идет обсуждение.
3. Во время обсуждения не торопись критиковать мнение товарища, умей выслушать и понять его, а потом уже высказываться самому
(Представители групп высказываются).
- Вы уже знаете, что случилось с Тимми. Он попал под машину на велосипеде. А знаете ли вы правила дорожного движения, когда ездите на велосипеде?
6. Об этом нам расскажет наш участковый Ховалыг Шенне.
7.
Однажды учёные спросили много людей: скажите, пожалуйста, каким характером вы бы хотели обладать?
- А вы? (вопрос к ребятам?)
Большинство ответило: «Я хотел бы быть твёрдым, решительным…», тогда спросили людей: «А какими вы хотели бы видеть других?»
- А вы? (вопрос к ребятам?)
И почти все ответили: добрыми, милосердными, чуткими, умеющих прощать.
7 Рефлексия.
--Что вы поняли после сегодняшнего нашего разговора?
--Как надо относиться к своим близким, родным, одноклассникам?
- После нашего сегодняшнего разговора я надеюсь , ребята, что вы будете уметь прощать близким, братьям, сестрам, одноклассникам их шалости, снисходительно относиться к их недостаткам, ведь не бывает людей без недостатков. Я очень хотела бы, чтобы вы научились быть милостивыми, научились не озлобляться, а прощать, проявлять милость, проявлять ту любовь к людям, которая живёт в душе каждого из нас. И что вы никогда не будете равнодушными, эгоистичными, безжалостными
Мы заканчиваем классный час. На прощание давайте зажжём свечу и, передавая её из рук в руки, скажем друг другу доброе слово, пожелание (передают свечу)
И я вам советую: вечером, перед тем, как уснуть, подумайте: кого я сегодня простил? К кому отнёсся с милостью? Может кого-то обидел ненароком, тогда завтра надо попросить прощения. Чего от меня стало сегодня в мире больше – злобы или доброты?
И закончить классный час я хотела бы следующими стихами, вдумайтесь в них, проникнитесь ими:
Пока мы боль чужую чувствуем,
Пока живёт в нас сострадание,
Пока мечтаем мы и буйствуем,
Есть в нашей жизни оправдание.