Общий прием сложения однозначных чисел с переходом через десяток. (1 класс)


Урок 108. Общий прием сложения однозначных чисел с переходом через десяток. (стр. 64-65)
Педагогическая цель: создать условия для ознакомления с общим приёмом сложения однозначных чисел с переходом через десяток; развития навыков счёта; умения решать составные задачи.
Планируемые результаты (предметные): знать приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток; уметь решать составные задачи.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: уметь оценивать результат своей работы на уроке.Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Познавательные: уметь формулировать проблемы; самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.
Личностные: стараются проявить по назначению приобретённые математические способности.
Сценарий урока
I. Каллиграфическая минутка.
1 · 1 · 1 · 1 · 1 · 1
11 · · 11 · · 11
II. Устный счёт.
1. «Цепочка».

– Проверьте цепочку. Если есть ошибки, исправьте их.
Ошибки: на четвертом шаге (звене) цепочки вместо значения «5» должно быть значение «6»; на девятом шаге (звене) вместо значения «1» должно быть значение «0».
2. Задание 2 (с. 64 учебника).
Повторяют термины «слагаемое», «сумма»; взаимосвязь слагаемых и суммы, а также состав числа 10.
III. Изучение нового материала.
1. Подготовка к восприятию нового материала.
Работа с наборным полотном.
На наборное полотно выставляются, например, 7 кругов.
– Сколько кругов не хватает до 10? (Три.)
Затем выставляются, например, 6 треугольников.
– Сколько треугольников не хватает до 10? (Четыре.)
Учащиеся дополняют до 10 числа: 5, 3, 8, 9.
2. Знакомство с общим приёмом сложения однозначных чисел с переходом через десяток.
Работа по учебнику (с. 64 учебника, «Н»).
– Сколько синих кружков? (Девять.) Сколько к ним добавили красных кружков? (Четыре.)
– Как записать с помощью числового выражения то, что к девяти синим кружкам добавили четыре красных? (9 + 4.) Можем ли мы решить данное выражение?
– Как бы вы предложили выполнить решение?
Возможно, в процессе обсуждения ученики сами придут к выводу о том, что сначала к девяти нужно прибавить один, чтобы получилось десять, а затем к десяти – ещё три. Если не смогут самостоятельно сформулировать верный вывод, учитель должен помочь им следующим образом:
– Дополните число 9 до 10. (Нужно прибавить один.)
– Возьмём один красный кружок и переложим к синим.
– Сколько стало кружков в верхнем ряду? (Десять.)
– Сколько осталось кружков в нижнем ряду? (Три.)
– Сколько получится, если к десяти прибавить три? (Тринадцать.)
В процессе выполнения этих действий на доске появляется запись:

Аналогично разбираются выражения, данные в задании 1 (с. 64 учебника).

IV. Решение выражений.
Выполняют устно (с подробным объяснением) задание 4 (с. 65 учебника) и задание «Какой знак арифметического действия пропущен?» (с. 65, поля).
– Обоснуйте правильность выбранного знака.
Например: 9 * 1 > 8.
Если из девяти вычесть один, получится восемь. Восемь равно восьми, значит, если поставить знак «минус», то неравенство будет неверным.
Если к девяти прибавить один, получится десять. Десять больше восьми. Поставив знак «плюс», получим верное неравенство.
V. Работа с геометрическим материалом.
– Как называется линия, изображённая на чертеже (задание 5, с. 65 учебника)? (Ломаная.) Сколько в этой ломаной звеньев? (3.)
– Измерьте каждое звено ломаной и начертите такую же ломаную.
Самостоятельная работа.
– Как узнать длину всей ломаной? (Сложить длины всех звеньев ломаной.)
– Запишите выражение и решите его. (5 + 3 + 2 = 10 см. Длина ломаной равна десяти сантиметрам.)

VI. Работа над задачами (задание 3, с. 64 учебника).
– Что в задаче известно? О чём в задаче спрашивается?
Запись:
На кольцах – 10 б.
На турнике – ? на 1 б. меньше.
– Запишите решение и ответ задачи. (10 – 1 = 9 (б.). Ответ: 9 баллов.)– Какая это задача – простая или составная? (Простая, так как она решается одним действием.) Какой вопрос нужно задать, чтобы задача стала составной? (Сколько баллов получил Саша за упражнения на кольцах и на турнике?)
Решают в парах задачу 3 (с. 34 тетради) с последующей фронтальной проверкой.
VII. Работа над развитием внимания, наблюдательности, логического мышления.
В заключение урока выполняется задание 7 на смекалку (с. 65 учебника).
Решение: на 1-м рисунке нужно вставить картинку 2 (зелёную машину), на 2-м рисунке – картинку 3 (зелёный треугольник).
VIII. Итог урока.
Вопросы: Чему научил вас урок? Какое задание вам понравилось больше всего? Чем? Какое задание вызвало у вас затруднения? Что бы вы изменили в уроке?