Урок математики в 1 классе по теме:: «Сложение однозначных чисел с переходом через разряд в пределах 20».

Урок математики 1 класс
Тема: «Сложение однозначных чисел с переходом через разряд в пределах 20».
Основная предметная цель: помочь детям усвоить вычислительный приём сложения чисел в пределах 20 с переходом через разряд.
Личностные: работать в группах; вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов; не бояться собственных ошибок и проявлять готовность к их обсуждению.
Познавательные: «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью схематических рисунков; составлять и понимать простейшие алгоритмы при работе с заданием; строить вспомогательные модели.
Коммуникативные: активно участвовать в обсуждениях, работая в группах; ясно формулировать свои затруднения, возникшие при выполнении задания.
Регулятивные: оценивать свой вклад в работу группы; оценивать результаты индивидуальной работы; выполнять работу в группах, помогая друг другу.
Мотивирование к учебной деятельности
Эмоциональный настрой:
Все расселись по местам, никому не тесно?
По секрету скажу вам: будет интересно.
Будем мы считать, писать и решать задачи,
Чтоб сегодня, как всегда в руки шла удача.

Девиз успеха на уроке: «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться».
- Ребята, какими вы хотите быть сегодня на уроке?
активными
думающими
внимательными
сообразительными
- Что ж, ребята, за работу!

Актуализация знаний

- У каждого из вас на столе лежит карточка №1, возьмите её.
На ней изображены модели чисел. Вам надо дополнить эти модели чисел до 10, где необходимо, составить равенства и найти их значения.

№1












+ =

№2












+ =

№3












+ =


- Проверьте (образец на доске)
Анализ
- Поднимите руку - кто сделал правильно. Молодцы!
- У кого есть ошибки в первых двух примерах? Поднимите руку.
- У кого из вас ошибка в добавлении модели числа до 10?
- У кого ошибка в равенстве?
- Ребята, какой мы можем дать совет нашим одноклассникам, чтобы они не допускали таких ошибок.
(повторить состав числа 10)
- У кого ошибка в третьем примере? Поднимите руку.
- А какой мы можем дать совет ребятам, которые допустили ошибки в этом задании?
(научиться складывать разрядные слагаемые)
- А что мы можем пожелать тем ученикам, которые всё сделали правильно?
- Оцените себя.

Создание проблемной ситуации, формулирование учебной проблемы
а) побуждающий диалог – постановка проблемы
На доске: 9+3
- Что вы можете сказать о примере, который записан на доске? (результат получается больше 10, т.е. с переходом через разряд)
- Встречались ли нам такие примеры? (да)
- Как мы их решали? (по числовому лучу)
- Всегда ли это удобно?
- Как вы думаете, есть ли другой способ решения этих примеров?
- Какую же задачу мы поставим перед собой на этом уроке?
Что мы должны будем сделать? (найти этот способ)
- Тема нашего урока:
Сложение чисел в пределах 20 с переходом через разряд.

Построение проекта выхода из затруднения. Работа в группах.

Сегодня мы поработаем в группах, для того чтобы найти новый способ решения примеров с переходом через разряд.
- Вспомним правила работы в группах:

Правило сотрудничества.
Правило одного микрофона.
Правило слушателя.



а) Практическая работа.
- У каждой группы для работы есть необходимый материал:
модели чисел и карточка-схема.
- Попробуйте найти новый способ решения нашего примера 9+3,
используя модели этих чисел.














9 + 3 = + + =



- На эту работу я вам даю 5 минут, по окончании я позвоню в колокольчик.
- Объединились в группы. Время пошло.

Сигнал
Работы можно вывешивать на доску (без ошибок работы в одну сторону, с ошибками – в другую)

б) Анализ
Анализ правильных работ.
- Расскажите, что вы делали.
-На что сначала надо обратить внимание?
(на первое слагаемое и посмотреть, сколько единиц ему не хватает до 10)
- Сколько единиц не хватало до 10? (1)
- На какие удобные слагаемые будем раскладывать число 3? (1 и 2)
- Дальше вы записали всё это в строчку и посчитали.

Для тех, кто выполнил тоже правильно:
- Есть ли у вас дополнения? Вы согласны с этим вариантом?

Анализ неправильных работ.
- Ребята, можете ли вы сами сейчас исправить свою ошибку.




-Ребята, спасибо за работу. Пройдите на свои места.
в) Вывод
- Сделаем вывод. Составим алгоритм (порядок действий).
- Все действия написаны на доске, нам надо расположить их в определённом порядке.

Алгоритм
Найди число, которое дополнит первое слагаемое до 10.
Разбей второе слагаемое на удобные слагаемые.
Выполни сложение по частям.
Запиши результат.

- Вот мы с вами составили памятку, которая поможет нам решать примеры нового вида.

6. Первичное закрепление с проговариванием.
- Сейчас с помощью составленного алгоритма мы решим несколько примеров.
(1 ученик у доски с комментированием)

7 + 6 = + + =



8 + 5 = + + =



-Рассмотрите последний пример, здесь есть «ловушка», найдите её.
- Какой вывод можем сделать?

2 + 9 = + + = (кто догадался, работает у доски)


7. С/р с взаимопроверкой и самооценкой.
- Реши примеры по алгоритму.

6 + 5 = + + =



8 + 4 = + + =




Оценивание
- Что нужно знать, чтобы безошибочно решать примеры на сложение в пределах 20 с переходом через разряд?
(состав чисел и умение работать по алгоритму)

8. Рефлексия
- Давайте вернёмся к самому началу урока. Перед нами стояла задача: найти новый способ решения, с помощью которого мы сможем складывать числа в пределах 20 с переходом через разряд.
- Выполнили мы её? ДА
- Составили памятку? ДА
- А можем ли мы применить этот способ при решении задач?
- А убедиться в этом мы сможем на следующем уроке.






































Если никто не сделал правильно.
- Как вы думаете, какой первый шаг мы должны сделать?
(добавить 1 слагаемое до 10)
- Сколько единиц не хватает в модели до полного десятка?
- Где эту единицу можно взять? (из 2 слагаемого)
- На какие части разобьём 2 слагаемое? (1 и 2)
- Переложим единицу из второго слагаемого в 1 слагаемое.
- Сколько осталось единиц во 2 слагаемом? (2)
- Что сделать с этим остатком? (прибавить)
- Чему равна сумма?
- Расскажите, что вы делали?
( чтобы сложить однозначные числа с переходом через разряд, нужно сначала дополнить до 10 первое слагаемое, а затем добавить остальные единицы.)
- Переведём графическую запись в числовую:
10
9 + 3 = 9 + 1 + 2 = 12

1 2



7

9





Заголовок 1шђ Заголовок 315