ДЕЙСТВИЕ УМНОЖЕНИЯ. ЗНАК УМНОЖЕНИЯ


Тема: ДЕЙСТВИЕ УМНОЖЕНИЯ. ЗНАК УМНОЖЕНИЯ
Цели: познакомить учащихся с действием умножения как нахождения суммы одинаковых слагаемых;
ввести понятие «умножение»,
продолжать работу над задачами; развивать вычислительные навыки.
Ход урока
I. Организационный момент.
III. Устный счет.
48-23=…+13=…-26=…+70=…-40=…-32=…+4=…-9=…-4=… - Какие знаки использовали при решении этого выражения?- Что вы можете о них сказать? (Знаки арифметических действий.)- А знаете ли вы ещё какие – нибудь арифметические действия?
IV. Изучение нового материала.
а) Знакомство со знаком умножения.. – Что это? (Третий арифметический знак. Знак умножения)б) Запись на доске:2+2+2+2+2+2+2+2- Что вы можете сказать об этом выражении? (Сложение одинаковых слагаемых, длинная запись.)- Какое задание можно выполнить с этим выражением? - Быстро ли вы нашли значение выражения?- А кто из вас догадался, как можно быстрее найти значение этого выражения? Как эту запись сократить? (Сложение одинаковых слагаемых заменить умножением.)- Вот здесь и пригодится нам знак умножения.- Какое слагаемое одинаковое? (2). Запишем на первом месте цифру 2. В следующей клетке посередине поставим точку – знак умножения.- Сколько раз взяли по 2? (8). Запишем цифру 8.- Чему равно значение выражения?- Итак, какую тайну математики мы сегодня открыли?- Что вы можете сказать об умножении? ( Умножение – это сложение одинаковых слагаемых.)-Что означает в этой записи первое число? (Одинаковое слагаемое.)- Что означает второе число? (Сколько раз взяли одинаковое слагаемое?) – Такое действие называется «умножением», а знак «•» – знак умножения.
Действие сложения можно заменить действием умножения, но только в том случае, если все слагаемые одинаковы.
Далее выполняется устно задание 1 (с. 40 учебника, часть 2).
V. Работа над задачами.
Учитель предлагает учащимся составить задачу, которая решалась бы так: 20 + (20 + 3).
Работу над задачей 2 (с. 40 учебника, часть 2) можно построить следующим образом:
– Прочитайте текст.
– Можно ли сказать, что это задача?
– Почему?
– Какие вопросы можно поставить к данному условию?
(Сколько лип на второй аллее?Сколько лип на двух аллеях?
На сколько лип на первой аллее больше, чем на второй?
На сколько лип на второй аллее меньше, чем на первой?)Далее учащиеся выбирают схемы, соответствующие каждой из задач, и решают одну из задач по своему выбору.
VI. Решение выражений.
Задание 4 (с. 40 учебника, часть 2) учащиеся выполняют в столбик самостоятельно, двое учеников выполняют работу на закрытой доске.
Задание 5 (с. 40 учебника, часть 2) выполняется с комментированием, последний столбик – устно.
VII. Выполнение задания по образцу.
На данном этапе урока учащимся может быть предложено задание на полях с. 40 (учебник, часть 2) «Начерти и раскрась».
Учащиеся перечерчивают узор в свои тетради, а затем раскрашивают его, соблюдая определённую закономерность (правило).
VIII. Итог урока.
– Что нового узнали сегодня на уроке?
– Какие открытия сделали?
– Всё ли было понятно?
– Как называется арифметическое действие, с которым вы сегодня познакомились?
– Какое другое арифметическое действие им можно заменить?
– Как вы сегодня работали?