Открытый урок: Компоненты вычитания: уменьшаемое, вычитаемое, разность


Открытый урок математики в 1 классе
Урок разработала учитель начальных классов МБОУ СОШ 61 Клюева Л. А.
Тема: "Компоненты вычитания: уменьшаемое, вычитаемое, разность"
Цель:
1) Уточнить названия: «Компоненты вычитания: уменьшаемое, вычитаемое, разность", проверить грамотное их использование в речи детей.
2) Закрепить счёт в пределах 9, взаимосвязь между частью и целым, сложение и вычитание чисел на числовом отрезке.
3) Развивать математические и творческие способности, речь, логическое мышление, память.
4) Воспитывать любовь к сказкам.
Оборудование: рисунки детей, творческие презентации, таблица компонентов, учебник, компьютер, интерактивная доска, презентация учителя, плакат «Правильно сиди», лента цифр, картинки, изображающие настроение, цифры от 1 до 10.Ход урока:
Самоопределение к учебной деятельности (организационное начало):
-Долгожданный дан звонок –
Начинается урок!
Проверьте, правильно ли вы сидите за партой?
У нас много гостей на уроке.
Повернулись, посмотрели и поприветствовали их.
2. Психологический настрой.
-Посмотрите на картинки и покажите, хлопнув в ладоши, с каким настроением вы пришли на урок
3.Сегодня у нас необычный урок – урок путешествия в сказку.
(Демонстрация слайда №1, с применением звука.)
-Покажем свою готовность к путешествию, выполнив задания.
4. Актуализация опорных знаний:
1) Счёт в пределах 10: (прямой и обратный)
-Дети, повернулись друг к другу и хлопками посчитаем от 1 до 10 и обратно.
2)Счёт с любого числа.
- Сосчитайте от 4 до 10; от 10 до 6.
3)Игра с мячом: работа над последующим и предыдущим числом.
- Как получить последующее число?
- Как получить предыдущее число?
4) Математический диктант.
Работа с веером цифр, использование ленты цифр.
- Назовите числа, которые стоят между 8 и 10, 5и 7?
- Назовите соседей числа 7?
5) « Потерялось» число.
Найдите его место в натуральном ряду чисел:
1 2 3 4 5 6 7 8 10
(Использование карточек цифр.)
-Дайте характеристику числу 9?
(индивидуальная работа)
- Как получить число 9?
(составление примеров)
6)Устный счёт:
(Демонстрация слайда №2,3.)
-1)Семь гусей пустились в путь.
Два решили отдохнуть.
Сколько их под облаками?
Сосчитайте дети сами.
7 – 2=5
-2) Ай да белка мастерица!
Вяжет деткам рукавицы.
Извязала три клубка,
Два лежат ещё пока.
У кого ответ готов,
Сколько у неё клубков?
2+ 3=5
Работа над задачами. Выделение целого и частей. Правила.
-Ну, что, ж, молодцы, вы готовы к путешествию, посмотрите на экран и скажите, в какую сказку мы отправимся.
(Демонстрация слайда № 4, с применением звука .)
-Добро пожаловать в сказку!
(Демонстрация слайда №5.)
7)Работа над выражениями.
-Что интересного, вы, заметили в выражениях?
1+6, 2+7, 3+4, 4+5, 5+2, 6+1, 7+2
(Все они на сложение, первое слагаемое увеличивается на 1)
-Найдите значение выражений.
-Выберите, из указанных чисел,- правильные ответы.
-Что, вы, заметили?
(Ответы равны 7 и 9)
3. Постановка проблемы. Открытие нового:
1) Введение компонентов вычитания.
-Найдите разность между этими числами.
-Чему равен результат?
9-7 =2
-Составьте рисунок к данному примеру.
(на доске)
-Какое действие мы выполняли?
-Назовите целое, части.
- А как по - другому назвать эти числа? (проблема)
(Демонстрация слайда №6. 7, 8,)
Работа над таблицей «Компоненты вычитания».
-Какова же тема нашего урока?
-Компоненты вычитания.
-Давайте поможем Золушке попасть на бал. Для этого выполним 3 задания
(Демонстрация слайда № 10.)
2) Работа по учебнику (стр. 24 – 25)
Задание 1
-Что вы заметили в первом столбике примеров?
Вывод:
Если уменьшаемое одинаковое, а вычитаемое увеличивается на один, то разность уменьшается на один.
(Демонстрация слайда № 11.)
-Что вы заметили во втором столбике примеров?
Вывод:
Если уменьшаемое увеличивается на один, а вычитаемое одинаковое, то разность увеличивается на один.
(Демонстрация слайда № 12.)
-Что вы заметили в третьем столбике примеров?
Вывод:
Если уменьшаемое одинаковое, а вычитаемое уменьшается на один, то разность увеличивается на один.
(Демонстрация слайда № 13.)
Вывод:
Если уменьшаемое уменьшается на один, а вычитаемое одинаковое, то разность уменьшается на один.
(Демонстрация слайда № 14.)
Физкультминутка.
(Демонстрация слайда № 15.)
Если весело шагать по просторам музыкальная пауза
4. Повторение и закрепление пройденного.
Задание 2
Сравнение выражений
Вывод:
Так как вычитаемое в 1 выражении больше, чем вычитаемое во 2 выражении. Значит разность – результат слева меньше, чем справа
Задание 3
Решение примеров с помощью числового отрезка
Составление числовых выражений по рисунку (самостоятельная работа).
-А сейчас выполним задания и узнаем, что крёстная подарила Золушке для бала.
(Демонстрация слайда № 16.)
Индивидуальная работа №4.
Работа с классом №5
(Демонстрация слайда № 17.)
Вы помогли Золушке попасть на бал, а чтобы ей не было скучно - решим пример
6-3
-Назовите названия компонентов в выражении?
Физкультминутка.
(Демонстрация слайда № 18.)
-Потанцуем вместе с Золушкой. Танец калинки малинки
Творческая работа, индивидуальная №6,7
5. Работа по чистописанию. Установление закономерности.
6. Итог урока.
(Демонстрация слайда № 19.)
- Чему учились на уроке?
- Что нового вы узнали?
-Что нового понравилось на уроке?
- Какую самооценку своему труду на уроке вы бы дали?
- Покажите свой уровень?
- Каким стало настроение в конце урока?
-У кого хорошее, - тот подарит Золушке цветы.
Презентация учащихся – творческий проект
Тема: « Роль Золушки в сказке»