Беседа о речевом этикете


Беседа о речевом этикете «Заговори, чтоб я тебя увидел…» Сократ При помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость, объясняться в любви. Посредством языка можно огорчать и разочаровывать друг друга,лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться, сделать людей врагами, вызвать войну,разрушать города и даже целые государства,вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять. Можно обучиться всем главным языкам, но всю жизнь надобно учиться своему природному Правила речевого этикета Этикет – установленный порядок поведения, форм обхождения. Речевой этикет – правила поведения, принятые в речевом общении между людьми  Страница 1 Рассказ школьного портфеля Знакомьтесь : Петя. Мой сосед.Ему уже 12 лет.Но говорит он до сих порНе «коридор», а «колидор»«Дилектор входит в кабинет…»«Закрой магазин на обед…»«Хозяйка моет стаканы…»«Секёт свеклу…», «пекёт блины»И до меня дошёл черёд:Портфель он «портфелем» зовётНо мне не зря «родную речь»Судьбой доверено беречь.И я придумал не шутя: Рассказ школьного портфеля Пусть и его зовут Петя.- Петя!- несётся со двора,-Тебе домой идти пора!- Не трогай малыша, Петя,Ведь ты большой, а он дитя!Петя обижен на ребят:- Скажите в чем я виноват!Я не ругался, не грубилИ ни кого не оскорбил, За что же среди бела дняОтняли имя у меня?(Ю. Тимянский) Необходимым признаком грамотной устной речи является не только правильное произношение звуков и сочетаний звуков в слове, но и правильное выделение голосом ударного слога. Интонация Страница 2 Давайте прислушаемся к одному разговору. - Ванечка! Иди обедать!- слышится голос мамы.- Иду! – отвечает сын, не в силах оторваться от компьютерной игры.- Ну ты идёшь?- Иду! – повторяет Ваня, продолжая интересную игру- почему не идёшь? Всё остынет!- Иду! Иду!-Как ты разговариваешь? Не груби!-А что я такого сказал?! Я же сказал «иду!» Что же грубого сказал Ваня маме? Помните, что ваша интонация - это зеркало вашей эмоциональной жизни, движение вашей души; культура чувств и эмоциональных межличностных отношений неразрывно связана с культурой интонационного "оформления" высказывания. * Я помню чудное мгновенье,Передо мной явилась ты,Как мимолётное виденье,Как гений чистой красоты. лексика Страница 3 Да! Мы любуемся речью, когда нам не надо угадывать ее смысла; когда в ней предмет развивается легко и последовательно; когда она течет, как прозрачный ручей, которого видишь самое дно. Испуганный и взъерошенный Димка выскочил из класса. Его окружили, засыпая вопросами: - Тебя отпустили? Ты завалил! Что там? Рассказывай. Он облегченно вздохнул и сказал: «Заметано!» Но ребята не унимались.— Что делает Сам?— Режет всех подряд...— А Русалка?— Топит.— Ну, а этот, их ассистент?— Этот? Засыпает!— А как же ты?— Я немного секу, но и то чуть не схлопотал пару.— А Васька?— Плавает на шпорах... Но всегда ли мы любуемся речью? Если бы эти разговоры услышал иностранец, изучавший русский язык по институтским учебникам, он решил бы, что собрались жертвы какой-то расправы, или вообще не понял бы, о чём идёт речь. А наши школьники всего-навсего употребляли жаргонизмы, далеко не украшающие нашу речь, а наоборот, коверкавшие её. Жаргонизмы непонятны людям непосвящённым. В них искажаются и значения, и облик многих слов. Жаргон – в переводе с французского означает испорченный язык Сценка 1:– Привет!– Привет!– Всё отстрелялся?– Сдул. А Васька, блин, пролетел мимо, ему не удалось содрать. Лепил, блин, такую чепуху.– А я тоже не могу врубиться в эту химию. Было бы клёво получить "4". Она говорит: иди отвечать, а у меня глаза на лоб.– Ну, похиляли. Кранты. * Сценка 2:– Здравствуй, Коля!– Здравствуй, Антон!– Экзамен сдал?– Да, всё хорошо. Химия – мой любимый предмет. Я получил "5". А как ты сдал?– Я получил "4", но это потому, что недоучил. А куда ты сейчас идёшь?– Домой.– Нам по пути. Пошли вместе. Эти сценки достаточно выразительны: как мыслим, так и говорим * Обратимся к его формулам речевого этикета. А начнём со слов поэта М. Червинского . «КАК ЕГО ЗОВУТ?» Друзья, вот вам на всякий случайСтихи о школьнике одном.Его зовут... А впрочем, лучшеМы здесь его не назовем.«Спасибо», «Здравствуйте», «Простите»Произносить он не привык.Простого слова «извините»Не одолел его язык...Ему бывает часто леньСказать при встрече «добрый день».Казалось бы, простое слово,А он стесняется, молчит,И в лучшем случае «здорово»Он вместо «здравствуйте» бубнит. А вместо слова «до свиданья»Не говорит он ничегоИли заявит на прощанье:«Ну, я пошел. Пока! Всего!»Не скажет он друзьям по школе:Алеша, Петя, Ваня, Толя.Своих друзей зовет он только:Алешка, Петька, Ванька, Толька.Ребята, мы не можем тутСказать вам, как его зовут.Мы честно вас предупреждаем,Что имени его не знаем.Но имя что? Ведь суть не в нем —Вам этот школьник не знаком? Не знает человекВойдет ли этикетК нам в XXI век?Попробую сказать, Зачем нам этикет.Ведь в нем краса, культура,И даже есть секрет.Без этикета жить вообще никто не может.Приветствие сему пример:Не поздоровавшись Поговорить не сможешь,И встанет пред тобой барьер. * Страница 4 Этикетная роль мимики, жестов, позы и телодвижений Жест – движение рукой или другое движение, что-то обозначающее или сопровождающее речь. Мимика – это движение лицевых мышц (улыбка, взгляд, смех). * * высунуть язык – жест-дразнилка; стукнуть себя по лбу – жест-воспоминание; грозить кулаком – жест-угроза; * * Оказывается, существует даже этикет жеста. Русский писатель А. Куприн говорил, что по рукопожатию можно не только узнать отношение человека к тебе, но и все о его характере. Например, подать два пальца – это высокомерное приветствие; подать руку «лодочкой» - человек смущен; долго жать руку – дружеский или фамильярный интерес к тебе. Но запомните, чем человек вежливее и воспитаннее, тем более сдержан у него жест. Произнесите фразу «Это вы» про себя, а с помощью жестов и мимики сделайте это наглядно. Покачайте головой, разведите руками, поднимите брови, сморщите нос, широко откройте рот, прижмите палец к губам, прижмите руку к груди. Раскройте объятья, мило улыбнитесь, поднимите руку в знак приветствия. Движения всего тела помогают оратору. С помощью жестов и мимики изобразите действия и состояния участников Прохожий спрашивает вас, как пройти к кинотеатру. А кинотеатр совсем рядом, напротив. Какой жест вы используете, отвечая прохожему? (показать всей рукой, а не пальцем)На рыбалке. Рыба только начала клевать, и в этот момент подходит друг. Как вы предупредите его, чтобы не шумел? (не угрозы) За ужином бабушка предлагает вам съесть кашу, а вы отказываетесь. Как сказать словами, какие жесты и мимику вы будете использовать? (не обидеть)Мальчик встречает знакомого взрослого. Кто первым протягивает руку?Мальчик встречает знакомую девочку. Кто первым протягивает руку?Позвонили и попросили позвать к телефону вашего старшего брата. Какие формулы речевого этикета вы используете в разговоре? (хорошо, сейчас, одну минуту, подождите, пожалуйста; попробую)Брата нет дома (Извините, но он будет позже. Что передать? Позвоните позже, его нет дома) * * Нежелательными принято считать следующие жесты • тереть кулаком глаза,• трогать лицо руками,• бесцельно вертеть в руках какой-либо предмет (карандаш, очки, ложку, браслет и т.д.),• барабанить пальцем по столу,• притопывать в такт музыке,• почесываться, дергать себя за ухо,• вертеть пуговицу собеседника,• снимать пушинки с его плеча,• дергать кого-либо за рукав во время разговора,• хлопать по плечу, виснуть, болтать ногами, долго охорашиваться перед зеркалом,• чихать в пространство. Телодвижения оратора всегда бывают в тайном согласии с чувством души, со стремлением воли, с выражением голоса Формулы речевого этикета Страница 5 Устойчивые этикетные формулы используются для того, чтобы поддержать общение в доброжелательной тональности. В каких же ситуациях обязательны специальные этикетные выражения? Перечислим их: ПриветствиеПрощаниеИзвинениеБлагодарностьПоздравлениеПожеланиеОбращение (к знакомому, незнакомому) ЗнакомствоСочувствие, утешениеСоболезнованиеПросьбаПриглашениеСоветКомплимент, одобрение Формулы речевого этикета Помните! «Самая большая роскошь – это роскошь человеческого общения» А.Сент-Экзюпери «Чтобы люди быстрее и лучше понимали друг друга, они все должны говорить одним языком». А.М.Горький Народная мудрость 1) За худые слова слетит и голова. 2) Говори, да не спорь, а хоть и спорь, да не вздорь. 3) В умной беседе ума набраться, в тупой — свой потерять. 4) Много говорить — голова заболит. 5) Сердечное слово до сердца доходит. 6) Красную речь красно и слушать. 7) Слово не воробей: вылетит — не поймаешь. 8) Коня в вожжах не удержишь, а слово с языка не воротишь. 9) Малое слово большую обиду творит. 10) Хорошее слово — половина счастья. 11) Не груби малому — не вспомянет старый. 12) Сперва подумай — потом говори