Конспект урока по русскому языку на темуУпотребление причастий и деепричастий в речи(6 класс)

Тема урока: «Употребление в речи причастий и деепричастий (на материале феерии Александра Грина «Алые паруса)».
6 класс по программе М.М.Разумовской.

Цели и задачи урока: 1) Научить видеть художественную выразительность причастий и деепричастий. 2) Показать синонимические возможности причастных и деепричастных оборотов. 3) Научить избегать ошибок в употреблении причастных и деепричастных оборотов. 4) Повторить сведения о причастии и деепричастии как особых формах глагола.
5) Воспитывать чувство прекрасного на примере художественных текстов.
Этапы урока:
1) Употребление причастий и причастных оборотов:
а) книжный характер причастий; б) замена причастного оборота придаточным определительным и наоборот; 3) ошибки в употреблении причастных оборотов: нарушение согласования с определяемым словом, включение определяемого слова в состав причастного оборота.
2) Употребление деепричастий и деепричастных оборотов в речи.
3) Конструирование предложений с причастиями и деепричастиями.
Оборудование: учебник 6 класса по программе М.М.Разумовской, презентация Power Point, раздаточный материал.

Ход урока
1.Организационный момент
2.Вступительное слово. Недавно мы с вами прочитали феерию Александра Грина «Алые паруса».(1 слайд) Давайте вспомним это удивительное произведение. В домашнем упражнении вы работали с отрывком из нее. О чем идет речь в тексте? Библиотека, в которой собраны замечательные книги. Какую же главную мысль хотел передать нам писатель? 2 слайд:
«Нехитрая истина» Александра Грина. Чтение слов Грея:.. я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками. Когда для человека главное получать дражайший пятак, легко дать этот пятак, но, когда душа таит зерно пламенного растения чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии. Новая душа будет у него и новая у тебя Но есть не меньшие чудеса: улыбка, веселье, прощение, и вовремя сказанное, нужное слово. Владеть этим значит владеть всем. Что до меня, то наше начало моё и Ассоль останется нам навсегда в алом отблеске парусов, созданных глубиной сердца, знающего, что такое любовь. Поняли вы меня?
- Как писатель доказывает нам в своем произведении эту истину? (Рассказывает историю Ассоль и Грея, в которой нет ничего сверхъестественного).
- Давайте посмотрим, как в этом помогают писателю изученные нами на уроках причастия и деепричастия.
3. Проверка домашнего задания.
4. Усвоение новых знаний на примере текста
1) Когда произошла первая встреча Грея с морем? ( Картина в библиотеке) 5 слайд презентации.
- Найдите причастия и деепричастия, назовите их.(6 слайд)
- В первом и втором предложении давайте попробуем заменить причастные обороты синонимичной им конструкцией со словами «который» + глагол.(придаточное определительное) (7 слайд)
Обернувшись к выходу, Грэй увидел над дверью огромную картину, сразу содержанием своим наполнившую душное оцепенение библиотеки. Картина изображала корабль, вздымающийся на гребень морского вала.
Обернувшись к выходу, Грей увидел над дверью огромную картину, которая своим содержанием сразу наполнила душное оцепенение библиотеки. Картина изображала корабль, который вздымался на гребень морского вала.
- Какой вариант более выразителен? Почему? Вспомним слова А.С. Пушкина (упр 518)
- (8 слайд) Всегда ли возможна замена оборота «который + глагол» причастным оборотом? Давайте проверим это: Картина была тем нужным словом в беседе души с жизнью, без которого трудно понять себя.
- (9 слайд) Какие ошибки могут подстерегать нас при использовании причастных оборотов?
Но всего замечательнее была фигура человека, стоящую на баке спиной к зрителю.

Тусклый свет обречённо боролся с надвигающегося тьмой ночи. (Неправильное согласование причастия с определяемым словом)
-(10 слайд)
Шкафы были плотно набиты книгами. Они казались заключавшими стенами жизнь в самой толще своей.(Определяемое слово не должно входить в причастный оборот).


- (11 слайд) Давайте поиграем. Предложение, созданное Александром Грином, рассыпалось: слова остались на своих местах, встали в начальную форму. Восстановите «рассыпавшееся» предложение. Кто сумеет стать соавтором Грина и точно воспроизведет созданное им предложение:
Туман, ещё, не, рассеяться; в нём, гаснуть, очертание, огромный, корабль, медленно повертывающийся, к, устье, реки.

Сравните: Туман ещё не рассеялся; в нём гасли очертания огромного корабля, медленно повертывающегося к устью реки.

2) Вспомним слова Достоевского, сказанные Григоровичу по прочтении его нового очерка «Петербургские шарманщики» (упр 525). О какой особенности деепричастий идет речь?
- Вернемся к роману Александра Грина, посмотрим, как писатель использует в своем произведении деепричастия и деепричастные обороты. Как и при каких обстоятельствах произошла первая встреча Ассоль и Грея? (13 слайд)
Когда он наконец встал, склонность к необычному застала его врасплох с решимостью и вдохновением раздражённой женщины. Задумчиво уступая ей, он снял с пальца старинное дорогое кольцо, не без основания размышляя, что, может быть, этим подсказывает жизни нечто существенное, подобное орфографии. Он бережно опустил кольцо на малый мизинец, белевший из-под затылка. Мизинец нетерпеливо двинулся и поник. Взглянув ещё раз на это отдыхающее лицо, Грэй повернулся и увидел в кустах высоко поднятые брови матроса.

Схватив левой рукой правую, на которой было кольцо, с изумлением осматривалась она, пытая взглядом море и зелёные заросли; но никто не шевелился, никто не притаился в кустах, и в синем, далеко озарённом море не было никакого знака, и румянец покрыл Ассоль, а голоса сердца сказали вещее «да» Вся дрожа, сдёрнула она кольцо с пальца; держа в пригоршне, как воду, рассмотрела его она всею душою, всем сердцем, всем ликованием и ясным суеверием юности, затем, спрятав за лиф, Ассоль уткнула лицо в ладони, из-под которых неудержимо рвалась улыбка, и, опустив голову, медленно пошла обратной дорогой.

Подробнее о роли деепричастий в феерии Грина поговорим на следующем уроке, проведем лингвистический эксперимент и научимся избегать ошибок при употреблении деепричастных оборотов.

Выводы: Причастия и деепричастия играют важную роль в художественной речи: они придают ей выразительность, краткость и точность. Причастия, обладают энергией глагола и живописной силой прилагательного, а деепричастия «дорисовывают действие». Александр Грин, используя эти особые формы глагола, помогает нам понять главную идею своего произведения: «она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками».
5. Физкультминутка.
6.Закрепление материала
Выполнить задание №1 карточки. Объяснение. С какой целью использует автор причастия?
- Списать, вставив пропущенные буквы и знаки препинания, подчеркните причастия и причастные обороты как члены предложения, обозначьте определяемое слово:

К...рабль шёл прямо на зрителя. Высоко поднявшся бугшприт заслонял основание мачт. Гребень вала распласта(н,нн)ый крабельным килем напоминал крылья гиганской птицы. Паруса тума(н,нн)о видмые из-за бакборта валились всей громадой назад Разорва(н,нн)ые облака нико трпетали над океаном. Тусклый свет обречённо боролся с надвигающся тьмой ночи.
7. Подведение итогов. Рефлексия
Сегодня мы обратили внимание на то.......
-Мы увидели.......
- Мы попытались........
-Нам понравилось.......
-Было трудно......
8.Задание на дом: Дома вам предстоит составить текст-описание картины Н.Н.Дубовского «Море» (вклейка учебника 7)
Использованная литература:
1.А Грин. Алые паруса. М. «Детская литература», 1974 .
2. Д. Э. Розенталь. Практическая стилистика русского языка. М. «Высшая школа», 1974.