Урок по зарубежной литературе: Особенности общественного сознания рубежа веков. Эстетический плюрализм


Урок – лекция.
Особенности общественного сознания рубежа веков. Эстетический плюрализм.
I. Подготовительный этап.Основные вопросы.-Причины изменений в сфере эстетического в начале XXв. Чем объясняется художественный плюрализм рубежа веков?
-Какие реалии повлияли на общественное сознание рубежа веков?
-Каким образом меняются прежние реалистические стандарты.
-Какие факторы влияют на реалистический тип художественного мышления XX в.?
-XXв. и модернизм. Почему новый этап литературного развития характеризуется художественными экспериментами?
-Какие новые темы пришли в литературу XXв.?
-Почему проблемы человека становятся актуальными в XXв.?
Задание на уроке: записать тезисы, составить план лекции, конспектирование.
Особенности литературного процесса начала XX в.
2400300160020Неудовлетворённость существующими художественными представлениями.
00Неудовлетворённость существующими художественными представлениями.

Ощущение неустойчивости некогда стабильных форм жизни.
Влияние декаданса.
ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ПЛЮРАЛИЗМ
натурализм
реализм
Неоро-мантизмимпрессионизм
модернизм
символизм
Певцы колониализма, великодержавности.Киплинг.
Антидекаденты, демократы. Горький, Дж.Лондон.
Дадаизм. Сюрреализм. Экспрессионизм.
Ощущение неустойчивости некогда стабильных форм жизни.
Влияние декаданса.
ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ПЛЮРАЛИЗМ
натурализм
реализм
Неоро-мантизмимпрессионизм
модернизм
символизм
Певцы колониализма, великодержавности.Киплинг.
Антидекаденты, демократы. Горький, Дж.Лондон.
Дадаизм. Сюрреализм. Экспрессионизм.

Источники декаданса:
- антогонизм искусства и буржуазного общества.
- кризис позитивизма, утрата доверия к рационалистическому мышлению.
- эскапизм – настроение безнадёжности, пессимизма, страха, желание уйти от действительности.
- панэстэтизм.
Особенности развития реализма в XX в.
0218440Социальная действительность, войны, диктаторские перевороты, национально-освободительная революции, левые худ.течения, авангардизм, иррационализм.
00Социальная действительность, войны, диктаторские перевороты, национально-освободительная революции, левые худ.течения, авангардизм, иррационализм.
3314700218440Иной уровень научного осмысления мира и человека: психоанализ Фрейда, экзистенциализм, взлёт веры в человека и разочарование в просветительской формуле гуманизма.
00Иной уровень научного осмысления мира и человека: психоанализ Фрейда, экзистенциализм, взлёт веры в человека и разочарование в просветительской формуле гуманизма.
Факторы, повлиявшие на реалистический тип художественного мышления в XX в.
Изменение прежних стандартов и соотношения описательности, подражательности и вымысла, индивидуализации и типизации в реализме.
Отказ от копирования и зеркального повторения действительности в формах самой жизни, от приоритетности принципа МИМЕСИСА.
Описательные формы сменяет аналитическое исследование.
Эффект отстранения.
Ирония и подтекст.
Гротеск, фантастическое, условное моделирование.
Углубление и уточнение способов раскрытия психологической жизни.
Использование модернистских приёмов:
а) поток сознания;
б) деформация;
в) суггестивность;
г) абсурд.
8) Утрата жанровой нормативности в структуре романа. (диффузия жанровых разновидностей: научно-фантастического и политического, детективного и философского, семейного и авантюрного).
9) Поворот от социума к личности, от типического к индивидуальному.
10) Акцентировка философского начала, притчеобразность.
Традиция.
-Преданность высокому гуманистическому идеалу;
-Оптимистичный взгляд на историю и человека;
-Соседство условно-метафорической и фантастической форм с описательными (повторяющими мир зеркально);
-направленность на самые коренные и глубинные социальные и духовные проблемы человеческого бытия.
Вывод: Реализм XX в. – живой развивающийся метод, обладает могучей способностью ассимилировать, не поступаясь при этом собственной сущностью.
Внимание:
Граница между реализмом и модернизмом достаточно проблематична, ибо модернизм в чистом виде не встречается. Он является неотъемлемой частью художественной панорамы XXв.
XX век и модернизм.
XX век вошёл в историю культуры как век эксперимента, посягавшего на вековые традиции и незыблемые каноны.Круг понятий и проблем.
-Модернизм – нереалистические явления в искусстве, следующие за декадансом (фр.modern – новейший, modo – только что).
-Экспрессионизм – разновидность модернизма (фр.expression – выражение).
-Очуждение – термин, введённый в эстетический оборот Б.Брехтом. Процессы и ситуации, в которых человек становится чужд своей собственной деятельности, её условиям, средствам, результатам, самому себе.
-Абсурд – характеристика человеческого существования в условиях смыслоутраты, связанной с очуждением личности от общества, от истории, от себя самой. Трагический разлад человека с миром. Человек жаждет единства, согласия с миром, но мир не откликается на его «зов».
-Поток сознания – приём изображения человеческой психики прямо «изнутри» как сложного и текущего процесса.
Внимание:
Главная тема искусства XX века – очуждение, как итог цивилизации, подавившей человека в государстве.
Предшественники модернизма.
-«Цветы зла» Ш.Бодлера, программы чистого искусства.
-Прециозная поэзия, маньеризм.
-Фрески Иеронима Босха.
Результат деятельности модернистов.
-Подвергнута критике неизбежность подражания прекрасному. Отправная точка эстетики – безобразное.
-Отказ от гармонических пропорций – деформация – произведения искусства не похожи на классические образцы.
Общие черты модернистских течений.
-утрата точки опоры, мотив богооставленности;
-разрыв с традиционным мировоззрением христианской Европы;
-деформация мира и художественного текста в произведении;
-утрата целостной модели мира всякий раз заново по произволу художника;
-пессимистические воззрения на прогресс и историю;
-стремление художника не отражать объективную реальность, а самовыражать себя;
-нарушение гармонии вешней и внутренней жизни.
Домашнее задание: 1. – по желанию (1 или 2)
1 уровень.
1) Подумать над вопросом: «В чём достижения и значение модернизма?»
2 уровень.
2) Подготовить сообщение на тему: «Экспрессионизм как разновидность модернизма».
2. Всем.
В зависимости от выполненного задания, найти в произведении черты модернизма, экспрессионизма.
3. Найти в «Словаре литературоведческих терминов» понятие «абсурд». См. «Философский словарь».