Правописание суффиксов –ЁНОК –, – ОНОК –.

Автор: Мардаганиева Лариса Рамизовна, учитель начальных классов
Образовательное учреждение: МОБУ ООШ с.Старотураево
Предмет: русский язык
Класс: 2
Тема: Правописание суффиксов –ЁНОК –, – ОНОК –.
Учебно-методическое обеспечение:
Русский язык, часть первая, 2 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова – М.: «Вентана-Граф», 2012.
Время реализации занятия: 45 мин.
Авторский медиапродукт: презентация 15 слайдов (среда POWER POINT, 2007), слайды для интерактивной доски.
Цели:
Ознакомить с правописанием суффиксов –оньк–, –еньк–; учить образовывать новые слова с помощью суффиксов и правильно их писать.
Развивать речь, внимание, мышление.
Вызывать интерес к русскому языку.
Задачи урока:
формирование умения у обучающихся грамотно писать суффиксы –оньк–, –еньк– .
способствовать развитию орфографической зоркости, логического мышления; совершенствовать навык самостоятельной работы и работы в парах.
способствовать воспитанию культуры учебного труда, интереса к предмету через ситуацию успеха и взаимодоверия.
Проблемный вопрос: Разбирая написание слов «ежонок или ежёнок», перед детьми встает проблема, когда пишется суффикс –оньк–, а когда –еньк– . В результате работы, им предстоит разрешить эту проблему.
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом;
Форма урока: урок-исследование;
Формы обучения:
самостоятельная работа
парная, групповая работы
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, интерактивная доска.
Методы:
Частично - поисковые
Проблемно – сообщающие
Креативный (метод конструирования правила)

План урока:

№ п/п
Этапы занятия
Временная реализация

1
Организационный момент.
1 минута

2
Чистописание.
2 минуты

3
Стадия вызова. Приём «Кластер».
Идет составление кластера (корзины идей) при ответе на вопрос: «Что вы знаете о суффиксе?».
3 минуты

4
Стадия осмысления. Прием «Лови ошибку».
Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.
Задание содержит в себе ошибки 2 уровней:
А – явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из полученных раннее знаний;
Б - скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.
3 минуты

5
Решение проблемного вопроса.
Прием «Мозговой штурм». Групповая работа.
7 минуты

6
Физминутка.
1 минута

7
Составление алгоритма.
3 минуты

8
Физминутка. Зарядка для глаз. Пальчиковая зарядка. (Подготовка руки к письму)
1 минута

9
Закрепление изложенного материала
14 минут

10
Самостоятельная работа.
4 минуты

11
Итог урока. Рефлексия.
На данном этапе используются такой прием, как синквейн – творческая форма рефлексии, которая способствует умению резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в кратких выражениях.
5 минут

12
Домашнее задание.
1 минута


Карта урока


Комментарий хода урока
Время (мин)

№ слайдов
Развитие личностных качеств и психических процессов




Репродуктивные формы деятельности
Продуктивные формы деятельности

Орг. момент.
Проверка готовности к уроку. Мотивация учащихся. Положительный настрой на урок.
1

Внимание;

Организованность;
Аккуратность;


Минутка чистописания.
Дети устанавливают закономерность, рассматривая три пары букв. Устанавливают, с какой буквой работаем на минутке красивого письма. Идет повторение правописания парной согласной в середине слова.
Задаются вопросы:
Каким способом образованы новые слова? Какой суффикс помог образовать новые слова?
На что он указывает?
Дети записывают данные слова в тетради и выделяют суффикс.
2
2,3
Понимание материала;
Глубина рассуждений;
Гибкость;
Аргументированность;
Аккуратность;
Выработка каллиграфического письма;

Стадия вызова.
Это прием организации работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока.
Приём «Кластер».
Идет составление кластера (корзины идей) при ответе на вопрос: «Что вы знаете о суффиксе?».
Дети называют известные им сведения о суффиксе и графически оформляют в виде грозди (кластера). Грозди – графический прием в систематизации материала.
Сказанные детьми понятия, открываются на слайде. С использованием интерактивной доски, те сведения, которые отсутствуют на слайде, дописываются маркером.
После работы идет подведение итогов.
О какой части слова мы сегодня ведем речь на нашем уроке?
3
4
Внимание; Память;

Способность выделять множество причинно- следственных факторов;
Рефлексивность;
Самостоятельность;
Мышление;
Аргументированность;
Ясность речи;
Активность;
Активное слушание;


Стадия осмысления.
Прием «Лови ошибку»
На слайде появляются слова, содержащие ошибочную информацию. Учитель предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.
Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней:
А – явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из полученных раннее знаний;
Б - скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.
Учащиеся анализируют предложенные задания, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы.
Разбирая слова «ежонок или ежёнок», перед детьми встает проблема, которую необходимо решить, если изучить новое правило. Дети определяют тему урока и ставят перед собой задачи.
3
5,6,7,8
Внимание Память
Самостоятельность;
Системность;
Аргументированность;
Ясность речи;
Активность;
Культура эмоций;
Коммуникативная культура;
Восприимчивость к новому;


Решение проблемного вопроса.
Знаем ли мы, как пишутся суффиксы –оньк–, –еньк– ? Как мы можем узнать об этом?
Прием «Мозговой штурм». Групповая работа
Для разрешения проблемы организуется групповая работа.
В результате появляются варианты решений. Каждая группа предлагает свои варианты ребятам. Идет обсуждение детьми, и делаются выводы. Затем ребята сравнивают их с выводами с правилом в учебнике.
7

Внимание;
Правила поведения на уроке;
Умение слушать и слышать;
Глубина рассуждений
Аргументированность
Системность
Аналитичность
Рефлексивность
Точность, уместность, выразительность речи;
Умение ориентироваться в аудитории;

Физминутка. Динамическая пауза. Направлена на сохранение здоровья детей.
1

Внимание;
Память;
Самостоятельность;


Составление алгоритма.
Учитель просит вывести алгоритм действий, который поможет нам правильно писать суффиксы –оньк–, –еньк– .
Идет осмысление новой информации детьми. Установление причинно - следственных связей между блоками информации. После объяснения составленного детьми алгоритма, открывается слайд. Сравнение алгоритмов. Высказывания детей.
3
9
Правила поведения на уроке;
Аргументированность;
Системность;
Мышление;
Активное слушание;
Толерантность;
Умение слушать и слышать;
Умение ориентироваться в аудитории;

Физминутка. Направлена на сохранение здоровья детей.
1
10
Внимание
Организованность;


Закрепление нового материала. Выполнение практических заданий на основе изученной информации. Ребята учатся применять правило на письме.
Учитель проводит дифференцированную работу. Задание для слабоуспевающих детей – составлено на слайде.
2 и 3 группы выполняют задание в карточках. После выполнения работы проверка
Какой вывод по этой работе сделаем?
Дети делают выводы.
Затем задание на интерактивной доске. «Редактирование слов». Задача: найти ошибки, исправить их и доказав правильность своего утверждения, списать правильно.
Дети проверяют написание каждого слова и доказывают правильность своих суждений.
После работы ребята делают выводы.
14
11

















Внимание Память

Рефлексивность;
Аргументированность;
Ясность речи;
Активность;
Организованность;
Аккуратность;
Самостоятельность;


Проводится самостоятельная работа. Проверка детьми уровня своих знаний по данной теме. Ученики работают по карточкам и за компьютерами. В задании за компьютером заложены реакции на верные и на неверные ответы учащихся, поэтому сразу видны слова, в которых допущены ошибки. Проводится работа над ошибками. Ученики объясняют написание суффиксов –оньк–, –еньк– .
Делают выводы: по какой причине допущена ошибка, какие встретились трудности?
4
12
Внимание; Сосредоточенность;
Ответственность;
Рефлексивность;
Самостоятельность;



В заключение урока учитель предлагает определить ценность урока, его полезность, проводит рефлексию.
Прием «Написание синквейна».
Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам.
5
 13
 
Рефлексивность;
Аргументированность;
Ясность речи;

Детям предлагается домашнее задание.
1


Ответственность;
Самостоятельность;


ХОД УРОКА:

1. Организационный момент.
«Психологическая установка на работу»
У. Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок,
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь оценку «пять»!
Дети настраиваются на активную работу на уроке.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
2. Минута чистописания. (Слайды №2,3)
У. – Посмотрите на первые три пары букв, какую закономерность вы видите?
У. – Посмотрите на группы букв, догадайтесь, какой буквы не хватает? Почему?


Что про эту букву можете рассказать? Пропишите показ.
Составьте слова с парной согласной в середине слова.
На слайде № Лапка, шляпка, скрипка, голубка, папка.
У. – Какой один и тот же звук мы встречаем в каждом слове?
Какой буквой на письме мы обозначаем этот звук?
Какое слово лишнее?
У. – Каким способом образованы новые слова?
Д. – Слова образованы суффиксальным способом.
У. – Какой суффикс помог образовать новые слова?
Д. – Суффикс – к–.
У. – На что он указывает?
Д. – Суффикс –к– придает слову уменьшительно-ласкательное значение.
У. – Пропишите слова, обратите внимание на соединение.
Дети записывают данные слова в тетради и выделяют суффикс.

Стадия вызова.
Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На данном уроке используется прием «Кластер». Идет составление кластера (корзины идей) при ответе на вопрос: «Что вы знаете о?».
Приём «Кластер». (Слайд №4)





















У. – О какой части слова мы сегодня ведем речь на нашем уроке?
Д. – О суффиксе.

Стадия осмысления.
Она дает возможность ученикам: получить новую информацию и освоить различные способы работы с ней; осмыслить информацию; соотнести новые знания с уже имеющимися.

Прием «Лови ошибку»
(Слайды №5-8)
Описание приема.
Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.
Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней:
А – явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из полученных раннее знаний;
Б - скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.
Учащиеся анализируют предложенные задания, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы.

Сергеивна или Сергеевна
Д. – «Сергеевна», суффикс –евн– образует отчества.
Ильинична или «Ильинишна»,
Д. – Суффикс –ичн– образует отчества. Говорим «Ильинишна», а пишем «Ильинична»
Ирачка или Ирочка
Д. – Пишем суффикс –очк–, нет суффикса –ачк–.
зайчонок или зайчёнок
Разбирая слова «ежонок или ежёнок», перед детьми встает проблема.
Д. – Здесь суффикс –онок– .
Д. – А может –ёнок–? При произношении слышу гласную ё.
Д. – А [ч] всегда мягкая, может ей не надо показатель мягкости?
Д. – может есть и суффикс –онок–, и суффикс –ёнок–?
У. – А, по-моему, мы ответить на этот вопрос не можем. Может это новая тема урока?
У. – Определите тему нашего урока.
Д. – Мы знакомимся с новыми суффиксами.
У. – Какие задачи мы поставим перед собой на уроке?
Д. – Узнать, есть ли суффикс –онок–, и суффикс –ёнок–, или только один суффикс. Научиться писать слова с новыми суффиксами.
Д. – Познакомиться с правилом, используя которое можно правильно писать слова с суффиксами –онок–и –ёнок–.
У. – Как мы можем узнать об этом?
Д. – Можно прочитать правило в учебнике. Можно самим вывести это правило.
У. – Какой путь вы выбираете?
Д. – Вывести самим.
У. – Как нужно работать, чтобы понять тему урока?
Д. – Внимательно, усердно, сосредоточенно.
Решение проблемного вопроса

Прием «Мозговой штурм». Групповая работа
У. – Попробуйте выяснить, как определить когда в слове пишется суффикс –онок–, а когда суффикс –ёнок–.
(Ребята работают в группах. В каждой группе есть главный координатор из хорошо успевающих детей. Ребята обсуждают проблему, делают выводы и выступают у доски).

Карточка
1 уровень
Сравни пары слов и обрати внимание на звуки перед суффиксами. Сделай вывод, когда в слове пишется суффикс –онок–, а когда суффикс –ёнок–.
лосёнок бельчонок
тигрёнок волчонок
гусёнок мышонок
львёнок скворчонок

Карточка
2 уровень
Запиши слова в два столбика и сравни их. Обрати внимание на звуки перед суффиксами. Сделай вывод, когда в слове пишется суффикс –онок–, а когда суффикс –ёнок–.
бельчонок гусёнок лосёнок волчонок
тигрёнок мышонок львёнок скворчонок

Карточка
3 уровень (Группа работает у интерактивной доски)
Образуй от данных слов, новые слова с помощью суффиксов –онок– и –ёнок–.
Обрати внимание на звуки перед суффиксами. Сделай вывод, когда в слове пишется суффикс –онок–, а когда суффикс –ёнок–.
белка гусь лось волк
тигр мышь лев скворец

После групповой работы дети представляют свои выводы. Они доказывают, что есть два суффикса –онок–и –ёнок и рассказывают об их написании.
У. – Обратимся к научному источнику. Откройте тайны языка на странице 110. Прочитайте правило. Какое открытие вы для себя сделали?
У. – Давайте вернёмся к вопросу, с которого мы начали открытие этой темы. Так какое же написание будет верным?
Д. – Зайчонок–онок–, потому что корень заканчивается на «ч». А после «ч» пишется суффикс –онок –.

5. Физминутка.

6. Составление алгоритма.
У. – Давайте, попробуем вывести алгоритм действий, который поможет нам правильно писать эти суффиксы.
(Парная работа. Дети обсуждают друг с другом свои варианты.)
У. – Какие этапы работы вы предлагаете?
Д. – Сначала мы должны выделить корень.
Дальше должны посмотреть, на какой звук заканчивается корень.
Если это будет твердый согласный или шипящие ш, ж, ч, то будем писать суффикс –онок–, а если мягкие согласные, кроме ч, будем писать суффикс –ёнок–.
Д. – Мы сделали алгоритм проще в последней части.
Если это будет твердый согласный или шипящие ш, ж, ч, то будем писать суффикс
–онок–, в остальных случаях пишется суффикс –ёнок–.
У. – Сравните свои алгоритмы с алгоритмом на слайде. (Слайд №9)
Что заметили?
Д. – На слайде порядок действия описан тот же, что мы предлагали.
У. – Давайте разберем вариант, который предлагают создатели учебника. (стр. 110)

7. Физминутка.
а). Зарядка для глаз. (Слайд №10)
б). Пальчиковая зарядка. (Подготовка руки к письму)

Паучок ходил по ветке, А за ним ходили детки. Дождик с неба вдруг полил, Паучков на землю смыл. Солнце стало пригревать, Паучок ползёт опять, А за ним ползут все детки, Чтобы погулять на ветке.
Руки скрещены; пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки. Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик). Хлопок ладонями по столу/коленям. Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит) Действия аналогичны первоначальным "Паучки" ползают на голове.

8. Закрепление.
Выполнение учащимися различных заданий.
а. Дифференцированная работа
(Задание для слабоуспевающих детей – 1 группа)
На слайде № 11:
(Задание выполняется комментировано под руководством учителя)
Слоннок, ежнок, утнок, лягушнок, зайчнок, орлнок.
После окончания этой работы, подводим итог:
Когда слове пишется суффикс –онок–, а когда –ёнок–?

Задание для 2 и 3 группы. (Выполняют задание по карточкам, после выполнения работы проверка)
У. – Какой вывод по этой работе сделаем? Дети делают выводы.

Редактирование слов.
Стрижёнок, цыплёнок, грачонок, индюшёнок, козлонок, ребёнок, моржёнок, страусёнок, медвежёнок, ослёнок.

У. – Какой вывод по этой работе сделаем? Дети делают выводы.
Почему в работе возникают ошибки?

9. Самостоятельная работа. (Слайд №12)
Ученики работают по карточкам и за компьютерами.
У. – Рассмотрите задание. Что неясно?
На столах у детей карточка. Задание выполняется в карточке. В это же время к двум компьютерах подходят ученики и проверяют свои знания по написанию суффиксов –онок–,–ёнок–. Затем их по очереди сменяют другие.

10. Итог урока. Рефлексия.
Какова была тема урока? А проблема?
Что нового вы сегодня узнали?
Для чего мы учимся правильно писать суффиксы –онок–,–ёнок–?
Давайте вернемся к нашему кластеру. Какое высказывание мы добавим?

На данном этапе используются такой прием, как синквейн – творческая форма рефлексии, которая способствует умению резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в кратких выражениях. Результаты: присвоение знания; сформированное целостное представление о предмете; поставленные проблемы на дальнейшее продвижение.

Прием «Написание синквейна»
У. – А сейчас давайте оформим вывод, написав синквейн. (Слайд №13)
Напоминаю:
На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.
На второй строчке надо написать два прилагательных.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия.
На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение.
Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.

На интерактивной доске во время проверки на слайде дописываются придуманные детьми слова, выражения.
Написание синквейна детьми.
1. Суффикс.
2. Маленький, ласковый.
3. Запомнить, выучить, понять.
4. После твердых согласных или шипящих пишется суффикс –онок–.
5. Добренький.

1. Суффиксы.
2. Пушистый, мягкий.
3. Погладить, поиграть, запомнить.
4. После шипящих ш, ж, ч – пишется суффикс –ёнок–.
5. Новая тема.

XI. Домашнее задание. Оценки за урок.
У. – Запишите домашнее задание: правило на стр. 110, упр. 3 на стр. 111.
Прочитаем задание. Какие вопросы у вас возникли?
Ученики разбирают домашнее задание.




Литература:[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - тигр
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Умка [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Смешарики[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Ёжик[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Коллекция картинок из SMART Board

имеет значение

обозначается

Чтобы найти суффикс, надо сначала отметить в слове окончание и корень. Часть слова между окончанием и корнем и будет суффикс.

Суффиксы –ЕВН–, –ЕВИЧ–, –ОВН–, –ОВИЧ–, –ИЧН–, –ИЧ– образуют отчества.

Суффикс –ИЩ– указывает на то, что предмет очень большой.


СУФФИКС

служит для образования новых слов

часть слова

стоит за корнем

Суффиксы –УШК–, –ЮШК–, –ИК– имеют уменьшительно-ласкательное значение.



15