Конспект урока по русскому языку на тему Правописание суффиксов — онок-, — ёнок (2 класс)


Тема урока: «Правописание слов с суффиксами –онок-, -ёнок-»
Педагогические задачи: познакомить с правилом написания суффиксов –онон-, -ёнок-; отрабатывать алгоритм применения правила.
Планируемые результаты образования:
Предметные: научатся грамотно писать суффиксы –онок-,-ёнок-; решать учебные и практические задачи – отрабатывать алгоритм нахождения суффикса в корне.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):
Познавательные: общеучебные – познакомить с новой группой суффиксов; ;
логические : - проведение звукового анализа слов; использование алгоритма выбора написания суффиксов.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; выполнять действия по усвоенному алгоритму с использованием необходимых средств; определять конкретные практические результаты деятельности.
Коммуникативные: выстраивать коммуникативно-речевые действия; соблюдать грамматические и орфоэпические нормы устной речи.
Личностные: расширяют познавательные интересы; владеют общими логическими приёмами мышления; используют воображение; создают новые связи, ассоциации; обнаруживают устойчивое внимание, подчинённое той деятельности, которую выполняют; осуществляют самоконтроль при выполнении заданий.
Самоопределение к деятельности . Организационный момент..
Мотивация учебной деятельности. Постановка проблемы урока
Отгадайте загадки:
Летом сер, зимою бел,
По характеру несмел.
По полянкам скачет ловко,
Любит сочную морковку. (Заяц)
 
У меня роскошный хвост,
А характер мой непрост -
Я коварна и хитра.
Глубоко моя нора. (Лиса)
 
Серый я, живу в лесу,
Знаю рыжую лису.
Песню грустную тяну,
Громко вою на луну (Волк)
 
Важно я хожу по бору,
Съесть могу и мухоморы.
Не боюсь в лесу врага -
Есть копыта и рога! (Лось)
 
Родственник домашней киске,
Этот зверь не робкий.
Бродит хищник уссурийский
По таежной тропке. (Тигр)
Из берлоги слышен храп -
Спит хозяин, косолап.
Всю округу замело,
Но ему во сне тепло. (Медведь)
 - Давайте назовём слова, обозначающие их детёнышей.
- Чтобы записать эти слова, нужно ли знать какое-то правило для их написания или нет?
- Какие затруднения у вас появились?
- В каком случае писать –онок-, а в каких –ёнок-?
Сформулируйте тему урока.
Правописание суффиксов –онок-, -ёнок-
Построение проекта выхода из затруднения.
Учебник – страница 53. Прочитайте тему урока.
-Давайте понаблюдаем когда пишется в суффиксе -о-, а когда –ё-?
- Обратите внимание на согласный звук, который стоит в слове перед суффиксом?
- Какие звуки стоят перед суффиксом – онок-? (Твёрдые и мягкий звук [ч,])
- А какие звуки стоят перед суффиксом – ёнок- ( Мягкие звуки, кроме[ч,])
Проверим свои предположения, прочитав материал Рубрики «Тайны языка»
-Можно ли сказать, что после всех мягких согласных пишется суффикс – ёнок-?
( Нет, так как после мягкого согласного звука [ч,] пишется суффикс –онок-)
- Можно ли сказать, что только после твёрдых согласных пишется суффикс – онок-?( Нет, так как после мягкого согласного звука [ч,] пишется суффикс –онок-)
- Можно ли сказать, что суффикс – онок – пишется после всех шипящих звуков? ( Да.)
IV. Физминутка .
V. Алгоритм применения правила.
Введение алгоритма применения правила. Прочитаем Рубрику «Подсказка».
Алгоритм читается вслух, примеры разбираются с одновременной записью рассуждением на доске.
Определяю суффикс -онок- или -ёнок-
Выделяю корень.
Определяю, какой согласный звук перед суффиксом.
Если мягкий согласный, кроме [ч`] – пишу -онок-
Если твёрдый согласный и [ч`] – пишу -ёнок-
V I. Систематизация и обобщение изученного материала.
Выполнение упражнения 1 на стр.121., слова записываются в два столбика.
- На какие звуки будут заканчиваться корни слов первого столбика?
- Будут ли во втором столбике слова, корни которых оканчиваются на звук [ч,]? ( Последняя буква корня подчёркивается, суффикс выделяется)
2) Дальнейшая отработка правила. Работа в тетради «Пишем грамотно».
- Упражнение 1
VI I. Закрепление
Упражнение 2, 3 самостоятельно.
V III. Домашняя работа .
Х. Рефлексия .