Технологическая карта к уроку во 2 классе по теме Закрепление правописания сочетаний ча-ща чу-щу жи-ши

Предмет: русский язык
Класс: 2
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.

Технологическая карта изучения темы

Тема

Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Цели

Образовательные: -
Закреплять знания о правилах правописания изученных буквосочетаний;
-Тренировать мыслительные операции, речь, творческие способности учащихся; воспитывать познавательный интерес к предмету;
-Способствовать развитию правильной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
Воспитывать культуру поведения при фронтальной , индивидуальной работе.
Формировать УУД:
Личностные: - проявляет интерес к процессу письма, заинтересованность в получении консультации, совета с целью улучшения учебных результатов.
Регулятивные УУД: -определяет, формулирует учебную задачу на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно;- сопоставляет свою работу с образцом; оценивает ее по критериям , выработанный в классе; -оценивает действия, ориентируясь на его содержательные основания
- Коммуникативные УУД:- оформляет свою мысль в устной и письменной речи;- обосновывает высказанное суждение;- старается договариваться, уступать, находить общее решение при работе в паре и группе;- умеет задавать уточняющие вопросы.
- Познавательные УУД: - сравнивает и группирует предметы, их образы по заданным основаниям;- находит необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенной учителем дополнительной литературе; умеет отбирать из своего опыта ту информацию, которая может пригодиться для решения проблемы.



Планируемый результат
Предметные: в результате освоения данной темы ученик овладеет умениями писать слова с изученными буквосочетаниями, приводить примеры слов с данными сочетаниями.
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
Личностные: Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.


Основные понятия
Правописание буквосочетаний: жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Межпредметные связи
Русский язык, литературное чтение.

Ресурсы:
- основные

- дополнительные

Р.Н. Бунеев учебник
- презентация «Правописание буквосочетаний: жи-ши, ча-ща, чу-щу».

- тетрадь
- маршрутный лист экскурсии

Организация пространства
Фронтальная работа, индивидуальная работа



Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД

1.Организационный момент.










2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.






















3.Актуализация опорных знаний
























4. Обобщение и систематизация знаний.



























5.Применение знаний и умений в новой ситуации















Физминутка (проводит ребенок):




6.Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.


































Физминутка для глаз. (плакат).






































7. Итог урока.







8.Рефлексия.






9. Домашнее задание.










Организует класс на работу:

Долгожданный дан звонок
Начинается урок
Сели, выпрямили спинку.
И посмотрели на картинку
Мотивирует на позитивный настрой:
- Ребята, с каким настроением начнём урок?




Надо же, я приготовила для вас задание, а кто-то всё перепутал. Я догадываюсь кто это мог сделать ...( а вы узнаете об этом чуть позже) А сейчас вам нужно узнать тему нашего урока. Для этого составьте сочетания из рассыпанных букв. Что у нас получилось? Слайд 1.
- Правильно.

-Итак, какая же тема нашего урока?
- Правильно.
- Давайте вспомним правило написания этих сочетаний:
Слайд 2. Чтение хором, все вместе. (правило чистописания)
Знаем твёрдо, что жи – ши Пишем только с гласной и, А в словах, где ча и ща Мы напишем только а. Где же встретим мы чу – щу, То напишем букву у.




-Интересно, а кто же нам перепутал все буквы? Хотите узнать кто к нам прилетел сегодня на урок?
Слайд 3, 4 , 5.
- Кто это?
-Правильно, это Незнайка. Он много путешествовал, искал кто же его научит правильно и красиво писать. Даже на луне побывал, но все безрезультатно.
Я решила его пригласить в наш город «Умников и умниц». Давайте устроим ему экскурсию по нашему городу. У вас на столах лежит план экскурсии, вы будете путешествовать вместе с ним и оценивать свою работу. Итак, в путь. Посмотрите на цифру 1 в вашем маршрутном листе. Как называется начало нашего путешествия?
Слайд 6. Переулок настроения. Давайте возьмем с собой хорошее настроение (нарисуйте его в своих маршрутных листах) и отправляемся.





- Какая у нас следующая остановка?
Прежде чем мы туда пойдем давайте вспомним правило чистописания. Слайд № 7.
- Молодцы!
Откройте свои тетради. Запишите число, классная работа. Не забудьте подчеркнуть все известные нам орфограммы.
Тема нашего урока правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. Давайте мы их пропишем в тетради.
Прописали, подчеркнули орфограммы, оцените свою работу в маршрутных листах и идем дальше. Назовите следующую нашу остановку.
Мы подходим к озеру словарных слов. Слайд 9.
Внимательно слушаем задание! Вам нужно записать словарные слова в тетрадь, поставить пропущенные буквы, поставить ударение, подчеркнуть «опасные места»! Некоторым детям сначала придется найти эти слова. На листках вы определите границы слов, а после запишите их в тетрадь. Начинаем писать с заглавной буквы, через запятую.
- Проверьте себя, что у вас получилось. Слайд 10. Оцените свою работу.



Назовите следующую улицу.
Давайте расскажем Незнайке что мы будем делать и покажем какие мы дружные ребята.
Вы дома друг для друга зашифровали слова на карточках. Поменяйтесь карточками. Из букв нам нужно составить слова. Запишите полученное слово. У кого не получилось, вам поможет сосед.
- Какая орфограмма вам встретилась?
- Подчеркните орфограммы в словах.
-Молодцы!
Мы все вместе справились с этой задачей. Покажите с каким настроением вы выполняли эту работу.



- Какая следующая улица? Слайд 12.
- А давайте научим Незнайку делать зарядку!
- Молодцы! Оцените свое выполнение физминутки.

После физических нагрузок мы пришли отдохнуть в парк словосочетаний. Слайд 13. Но и тут смотрю Незнайка «постарался», все перепутал. Давайте вспомним, что же такое словосочетание?
- Соедините их у себя в маршрутном листе.
- Проверьте. Слайд 13.
- Какие орфограммы вам встретились? Подчеркните их. Оцените, как вы выполнили эту работу.



Следующая остановка это библиотека. Слайд 14.
-Для чего нужна библиотека?
-Какие книги там живут?
-Кто написал книгу про Незнайку?
С художественными книгами про Незнайку мы будем знакомиться на уроках литературного чтения. А сейчас поработаем с учебной литературой. Откройте учебник на стр.122, упр. 181. прочитайте задание.
Что нам нужно сделать?
- Давайте расскажем Незнайке какие слова отвечают на вопрос «Что делать» и «Что сделать?», «Что?», и «Какой?». Слайд 15.
- Читаем первое слово.
- Задавайте к этому слову вопрос.
- В какой столбик мы его запишем?
- Какая здесь орфограмма?
- Подберите однокоренные слова к слову дружить.
- Что означает быть дружными, толерантными друг к другу?
- Молодцы!
(Продолжение работы вместе с учителем).


Останавливаемся на слове площадка. Алгоритм! В маршрутном листе вам дано задание на этой остановке. Вам нужно разобрать слово площадка по составу.
- Вспомните, как мы это делаем.
- Сделайте транскрипцию к слову шить.
- Вспомните, что буквы мы видим и пишем, а звуки говорим и слышим.
- Молодцы! Смайл за эту работу не ставьте, т.к. буду оценивать его я.

Ребята, давайте ответим на вопросы Незнайки. Слайд 16.
1. Цель задания?
2. Получили результат?
3. Правильно или нет?
4. Самостоятельно или с чьей-то помощью?

Следующая наша улица Пословиц. Слайд 17. Соедините по смыслу. Сделайте самостоятельно.
- Проверьте себя.
- Как вы понимаете смысл пословиц?
-Какие орфограммы? Подчеркните их.
- Оцените свою работу.
- Молодцы! Все хорошо справились с заданием самостоятельно!

Незнайка наблюдал за нами и решил нам дать полезные советы. Слайд 18.
Чтение хором.
- Ребята, что вы заметили?
Устно вставляем пропущенные буквы.
- Какие орфограммы?
-Молодцы.


Посмотрите на план нашей экскурсии.
- Где мы сегодня побывали с таким хорошим настроением? – Что мы повторили? – Что научились делать? – Как вы думаете, чему научился сегодня Незнайка? В маршрутных листах оцените свою работу.

Слайд 19. - Кто считает, что у него все получилось, поставьте
- У кого получилось, но не все
- Кому еще нужно поработать
- Молодцы, ребята!


Слайд 20.
Упр. № 183.
Подобрать и записать по 5 слов со слогами ЖИ и ШИ, ЧА и ЩА, ЧУ и ЩУ.

Слайд 21.
Незнайка улетает от нас , но дает нам задание: прочитать о его приключениях на Луне .


Спасибо. До свидания.
Проверяют организацию рабочего места

















Высказывания детей.
- У нас получилось сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.

-Тема нашего урока правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Высказывания детей.
















Высказывания детей.
- Незнайка.











- Переулок настроения.

Дети рисуют смайлы в своих листах.







- Улица Чистописания.










-Озеро словарных слов.




















- Это улица Друзей.








Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.








- Улица Спортивная.








Словосочетание – это два или несколько слов, связанных по смыслу и грамматически. Словосочетание состоит из главного и зависимого слова.








Ответы детей.








- Записать слова в три столбика.



- Дружить.
- Что делать?
- В первый.
Ответы детей.












Ответы детей.









Ответы детей.









Ответы детей.





Нужно поставить пропущенные буквы.
Жи-ши, ча-ща, чу-щу.




Ответы детей.



Коммуникативные




Личностные












Регулятивные









Познавательные




















Личностные














Регулятивные

























Регулятивные

Коммуникативные





Личностные











Познавательные










Регулятивные















Личностные








Познавательные









Регулятивные








Регулятивные












Регулятивные


Коммуникативные




























Не поедет без бензина
Ни автобус, ни .
По полям бегут ручьи,
На дорогах . .
Скоро выйдут муравьи
После зимней .. .
На огне ворчу-бурчу
А потом чихаю: пар я выпускаю .
- Молодцы, все загадки отгадали правильно!












15