Рабочая программа по обществознанию Обществознание 11 класс (профильный уровень)

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Ульяновска
«Средняя школа № 45»

РАССМОТРЕНО
на заседании
ШМО учителей русского языка, литературы и истории
протокол № от «____»___________2015г.
Руководитель ШМО
_________

СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
___________
«____»___________2015г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СШ № 45
___________

«____»___________2015 г.





Рабочая программа

Предмет обществознание
Класс 11
Учитель Кириллова Наталья Николаевна

Количество часов за год по программе - 105
Количество часов за год по учебному плану – 102 (в неделю_3_часа)
Всего в рабочей программе - 102 часа

Рабочая программа составлена на основе
программы:
Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова. Обществознание. 10-11 классы, профильный уровень – Обществознание. Программы общеобразовательных учреждений. 6-11 классы. М, Просвещение, 2011 г. С. 26-37.

Учебник:
Обществознание. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: проф. уровень/ [Л.Н Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, А.Т. Кинкулькин и др.]; под ред. Л.Н Боголюбова и др. -М.: Просвещение, 2011.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
1. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Минобразования России от 05.03.2004 №1089);
2. Приказ Минобрнауки России от 08.06.2015 № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253;
3. Распоряжения Министерства образования Ульяновской области от 15 марта 2012 №929-р «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов образовательных учреждений Ульяновской области, реализующих программы общего образования»;
4 .Основная образовательная программа основного общего и среднего общего образования МБОУ СШ № 45 (ФКГОС);
5. Учебный план МБОУ СШ № 45 на 2015-2016 учебный год;
6. Программа курса: Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова. Обществознание. 10-11 классы, профильный уровень – Обществознание. Программы общеобразовательных учреждений. 6-11 классы. М, «Просвещение», 2011 г. С. 26-37.

Общая характеристика учебного предмета
В системе предметов курс «Обществознание» (11 класс) реализует следующие цели и задачи:
- развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; развитию способности к самоопределению и самореализации, интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
– воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
– освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;
– овладение умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать и систематизировать полученные данные, осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия в жизни гражданского общества и государства;
– формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; соотнесению своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействию правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Описание места учебного предмета «Обществознание» в учебном плане

Согласно учебному плану МБОУ СШ № 45 на 2015-2016 учебный год на изучение обществознания в 11 классе выделяется 102 ч (3 часа в неделю) (профильный уровень).


Требования к уровню подготовки обучающихся
Данная программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
определение сущностных характеристик изучаемого объекта
использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа
исследование реальных связей и зависимостей
умение развернуто обосновывать суждения
объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных примерах
поиск нужной информации в источниках различного типа
создание собственных произведений. Идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений
пользование мультимедийными ресурсами
владение основными видами публичных выступлений

Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Обществознание»
В результате изучения обществознания ученик должен знать / понимать:
- основные этапы развития философии, социологии, политологии, социальной психологии;
– биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
– тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;
- многообразие человеческой деятельности
– необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
--основные политические институты, роль личности в политике;
– особенности социально-гуманитарного познания;
уметь:
- определять сущностные характеристики изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
- использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
- развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
- объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах;
- осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);
- отделять основную информацию от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации;
- передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
- переводить информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- уверенно работать с текстами различных стилей, понимать их специфику; адекватно воспринимать язык средств массовой информации; владение навыками редактирования текста;
- самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
- участвовать в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
- пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
эффективного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с социальными институтами;
ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; выработки собственной гражданской позиции;
оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации;
самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации;
нравственной оценки социального поведения людей;
предвидения возможных последствий определенных социальных действий субъектов общественных отношений;
ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;
осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

Содержание программы учебного предмета «Обществознание» в 11 классе
Тема 1. Социальное развитие современного общества
Социальная структура и социальные отношения. Социальные группы, их классификация. Маргинальные группы.
Социальные институты. Типы и функции социальных институтов. Социальная инфраструктура. Социальная стратификация и мобильность.
Роль экономики в жизни общества. Экономические институты. Влияние экономики на социальную структуру. Качество и уровень жизни. Экономика и политика. Экономика и культура.
Социальные статусы и роли. Ролевое поведение. Ролевой набор. Ролевой конфликт. Социальные роли в юношеском возрасте.
Социальные ценности и нормы. Мораль. Право. Роль права в жизни общества. Правовая культура. Социализация индивида.
Отклоняющееся поведение и социальный контроль. Формы и проявления отклоняющегося поведения. Социальные последствия отклоняющегося поведения.
Социальное сотрудничество. Социальные интересы. Социальный конфликт и пути его разрешения.
Этнос и нация. Этническое многообразие современного мира. Этнокультурные традиции и ценности. Ментальные особенности этноса.
Межнациональное сотрудничество и конфликты. Проблемы регулирования межнациональных отношений. Конституционные основы национальной политики России.
Демографическая ситуация в России и в мире. Демографическая политика в России.
Семья и брак как социальные институты. Традиционные семейные ценности. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей. Государственная политика поддержки семьи.
Культура бытовых отношений. Социально-бытовые интересы. Материально-вещественная среда обитания человека. Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы молодежи в современной России.
Тенденции развития социальных отношений в России. Социальные проблемы современной России. Конституционные основы социальной политики РФ.
Тема 2. Политическая жизнь современного общества
Политическая система, ее структура и функции. Политический режим. Типы политических режимов. Тоталитаризм и авторитаризм, их общие черты и отличия.
Государство в политической системе. Понятие бюрократии. Современная государственная служба, ее задачи. Основные направления политики государства.
Демократия, ее основные ценности и признаки. Проблемы современной демократии. Делегирование властных полномочий. Парламентаризм. Развитие традиций парламентской демократии в России.
Выборы в демократическом обществе. Избирательная система. Избирательная кампания. Избирательные технологии.
Человек в политической жизни. Политическое участие. Понятие политической культуры.
Гражданское общество и правовое государство. Основы гражданского общества. Общественный контроль за деятельностью институтов публичной власти.
Политическая идеология. Политическая психология и политическое поведение.
Политические партии и движения. Типология политических партий. Становление многопартийности в России. Сетевые структуры в политике.
Политическое лидерство. Понятие и типология лидерства. Имидж политического лидера. Группы давления (лоббирование).
Политические элиты. Типология элит. Элита и контрэлита. Особенности формирования элит в современной России.
Истоки и опасность политического экстремизма. Политический терроризм, его особенности в современных условиях.
Политический конфликт. Причины политических конфликтов, пути их урегулирования.
Место и роль СМИ в политической жизни. Типы информации, распространяемой СМИ. Влияние СМИ на избирателя.
Политический процесс, его формы. Развитие политических систем. Особенности политического процесса в современной России. Современный этап политического развития России.
Тема 3. Духовная культура
Понятие «духовная культура». Духовное развитие общества. Многообразие и диалог культур. Толерантность.
Духовная жизнь людей. Мировоззрение, его виды и формы. Менталитет. Высшие духовные ценности. Патриотизм. Гражданственность.
Мораль и нравственность. Нравственные ориентиры личности. Нравственная культура.
Социальная и личностная значимость образования. Тенденции развития образования в современном мире. Роль и значение непрерывного образования в информационном обществе.
Наука. Функции современной науки. Этика науки.
Роль религии в жизни общества. Религия как одна из форм культуры. Мировые религии. Принцип свободы совести. Религия в современном мире. Межконфессиональные отношения.
Искусство. Виды и жанры искусства. Миф и реальность современного искусства.
Массовая культура. СМИ и культура. Роль телевидения в культурной жизни общества.
Тема 4. Современный этап мирового развития
Многообразие современного мира. Особенности традиционного общества. Достижения и противоречия западной цивилизации. Кризис индустриальной цивилизации.
Целостность и противоречивость современного мира. Глобальные проблемы современности. Взаимосвязь глобальных проблем.
Глобализация и ее последствия. Процессы глобализации и становление единого человечества.
Взгляд в будущее. Социально-гуманитарные последствия перехода к информационной цивилизации.




Тема блока, раздела
Количество часов
Примечание



По государственной программе
По рабочей программе


1
Социальное развитие современного общества
28
40
Использовано из резерва 12ч.

2
Политическая жизнь современного общества
28
30
Использовано из резерва 2 ч.

3
Духовная культура
16
18
Использовано из резерва 2 ч.

4
Современный этап мирового развития
8
10
Использовано из резерва 2 ч.

5
Резерв времени
25
4


6
Всего
105
102
34 учебных недели

Календарно-тематическое планирование. Обществознание 11 класс (профильный уровень)

Кол-во часов
Общая тема
Тема урока
Тип урока
Планируемые результаты обучения
ФОПД
Д\З
Дата





Ученик должен знать
Ученик должен уметь


План
Факт



Раздел №1. Социальное развитие современного общества





1-2
2
Социология как наука
Урок изучения нового материала
Понятийный, методологический аппарат социологии. Основные вехи развития социологии
Уметь анализировать различные точки зрения
Индивидуальная, фронтальная
§1



3
1
Социальная стратификация
Комбинированный
Понятие страта, критерии стратификации
Уметь анализировать различные точки зрения
Индивидуальная, фронтальная
Работа с источником с. 15



4
1
Социальные лифты. Социальная мобильность
Комбинированный
Понятие социальной мобильности, типы мобильности, действие соц. лифтов. Особенности социальных групп: люмпены и маргиналы.
работать с текстом учебника, выделять главное, применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
В группах
§1, понятия



5
1
Социальный институт, типы социальных институтов
Комбинированный
Понятие соц. институт, особенности социальных институтов
работать с текстом учебника, выделять главное, применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
Индивидуальная, фронтальная
§2



6
1
Функции социальных институтов
Комбинированный
Функции соц. институтов
анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач
Индивидуальная, фронтальная
Работа с источником на с. 25



7
1
Социальная инфраструктура
Комбинированный
Инфраструктура общества, ее элементы
анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач
Индивидуальная, фронтальная
План-тезис



8
1
Экономические институты.
Комбинированный
Экономика как подсистема общества, уровень жизни.
определять, каким должно быть поведение предпринимателя, менеджера, наемного работника в экономической сфере; определять отраслевую принадлежность хозяйственных единиц и их роль в развитии общества;
Индивидуальная, фронтальная
§3



9
1
Роль экономики в жизни общества
Комбинированный
Влияние экономики на разные сферы жизни общества
анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач
В группах
Вопросы на с.38



10
1
Социальные статусы и роли
Изучение нового материала
Понятие соц. статус, социальная роль, их особенности
Уметь анализировать свой собственный статус. Объяснять поступки людей
в соответствии с их социальной ролью
Индивидуальная, фронтальная
§4



11-12
2
Формирование личности. Социализация
Изучение нового материала
Понятие социализация, этапы, агенты социализации
анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач
Индивидуальная, фронтальная
Вопросы 4, 6 на с. 49



13
1
Социальная адаптация
Комбинированный
Процесс адаптации
анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач
Индивидуальная, фронтальная
Работа с источником на с.49



14-15
2
Социальные ценности и нормы
Комбинированный
Виды социальных ценностей и норм
анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач
Индивидуальная, фронтальная
§5



16
1
Правовое регулирование социальных отношений
Комбинированный
Правовая культура личности
анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач
Индивидуальная, фронтальная
§5, план-тезис



17-18
2
Отклоняющееся поведение, его формы и проявления
Комбинированный
Понятие девиантное поведение, его разновидности.
приводить примеры, характеризующие виды социальных норм; определять при