Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя

Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя
Практика работы современного детского сада показывает, что основные вопросы музыкально-эстетического развития дошкольников решает музыкальный руководитель, а воспитателю отводится роль его помощника. Увы, нередко воспитатель считает своей обязанностью всего лишь присутствовать на музыкальном занятии с целью поддержания дисциплины. Между тем, без активной помощи воспитателя продуктивность музыкальных занятий оказывается гораздо ниже возможной. Осуществление процесса музыкального воспитания требует от педагога большой активности. Воспитывая ребенка средствами музыки, педагоги «дошкольники» должны хорошо понимать ее значение в гармоничном развитии личности.
Практика показывает, что готовность воспитателя к музыкальному развитию детей в ДОУ проявляется во всех формах организации музыкальной деятельности: воспитатели активны на музыкальных занятиях, проводят хороводы с пением на прогулке, музыкально-дидактические игры, используют музыкальные произведения на занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим. Успешное и планомерное взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя детского сада в осуществлении задач музыкально-художественного воспитания дошкольников позволяет добиться цели и задач, поставленных программой.
Формы сотрудничества и сотворчества музыкального руководителя и воспитателей ДОУ
Цели профессионального сотрудничества и сотворчества воспитателя и музыкального руководителя:
1.Изучение индивидуальных особенностей и возможностей ребёнка в контексте музыкальности.
Формы сотрудничества:
-Разработка единых диагностических карт музыкальности ребёнка; совместное обсуждение результатов диагностики и индивидуальных музыкальных проявлений ребёнка в условиях занятия и в повседневной жизнедеятельности.
2.Отслеживание характера изменений, происходящих с ребёнком в ходе образовательного процесса детского сада, его продвижения в музыкальном развитии
- совместное обсуждение влияния процесса музыкального развития на общее развитие ребёнка.
3. Оказание профессиональной помощи друг другу, совместное решение задач воспитания и развития ребёнка посредством музыки и музыкальной деятельности.
- совместная организация праздников педагогическим коллективом ДОУ; совместная подготовка тематических семинаров и практикумов по проблеме целостного воспитания и развития ребёнка-дошкольника средством музыки.
4. Создание единого культурно- образовательного музыкально- эстетического пространства в детском саду и семье воспитанника.
- совместная организация родительских собраний по проблемам музыкального воспитания и развития ребёнка; создание стенда или уголка для родителей и педагогов «Музыка в жизни нашей семьи», «Мы и музыка», «Хочу, чтоб послушали вы и ваш ребёнок» и т.п.;
5. Создание развивающей музыкально-образовательной среды детского сада как одного из эффективных условий, инициирующих процессы целостного музыкального (художественного) развития и воспитания ребёнка.
- Совместное проектирование музыкально- образовательной среды в ДОУ, в группах; организация конкурса проектов музыкально- развивающей среды в ДОУ, в отдельно взятой группе, в семье ребёнка.


Функции и обязанности музыкального руководителя и воспитателя
М.Р. Отвечает за составление сценариев праздников, программ развлечений, их подготовку и проведение: -разучивает с детьми инсценировки, танцевальные движения, песни на занятиях; - разучивает с воспитателями произведения для индивидуального и коллективного исполнения на празднике; -во время проведения праздника отвечает за музыкальный репертуар и музыкальное сопровождение.
В. готовит тематические подборки поэтического материала к развлечениям и музыкальным утренникам; -проводит предварительную подготовку к праздникам: беседы, экскурсии, чтение художественной литературы, рассматривание картин и иллюстраций, разучивание стихов, слов песен и инсценировок; -помогает в оформлении зала (изготовление атрибутики и украшений, непосредственно оформление зала перед праздником); проводит работу с родителями воспитанников по подготовке к праздникам, развлечениям (костюмы, разучивание слов, подготовка атрибутики и т.д.) -исполняет свою роль на празднике эмоционально и соответственно тексту сценария.
М.Р. обеспечивает индивидуально- дифференцированный подход к детям на музыкальном занятии; -проводит индивидуальную работу с воспитанниками по разучиванию движений и т.д
В. подготавливает детей к занятию - следит за наличием удобной и безопасной обуви для занятия.
М.Р. следит за соблюдением порядка в музыкальном зале.
В. помогает музыкальному руководителю создать условия, позволяющие проводить все виды музыкальной деятельности на занятии
М.Р. подготавливает необходимые материалы, музыкальные инструменты, пособия, обеспечивает их соответствие санитарно-гигиеническим нормам
В. обговаривает с музыкальным руководителем свое участие и место нахождения в различных видах деятельности на музыкальных занятиях
М.Р. оказывает помощь в сфере своей деятельности для проведения открытых занятий
В. обращается к музыкальному руководителю, знакомит с материалами





Памятка музыкального руководителя
педагогу-воспитателю необходимо:
1. Знать музыкальный репертуар своей группы, быть активным помощником музыкальному руководителю на музыкальных занятиях.
2. Оказывать помощь музыкальному руководителю в освоении детьми программного музыкального репертуара, показывать образцы точного выполнения движений.
3. Проводить регулярные музыкальные занятия с детьми группы в случае отсутствия музыкального руководителя.
4. Разучивать движения с отстающими детьми.
5. Углублять музыкальные впечатления детей путем прослушивания музыкальных произведений в группе с помощью технических средств.
6. Учитывать индивидуальные возможности и способности каждого ребенка.
7. Развивать самостоятельность, инициативу детей в использовании знакомых песен, хороводов, музыкальных игр на занятиях, прогулке, утренней гимнастике, в самостоятельной художественной деятельности.
8. Создавать проблемные ситуации, активизирующие детей для самостоятельных творческих проявлений.
9. Привлекать детей к творческим играм, включающим в себя знакомые песни, движения, пляски.
10. Использовать имеющиеся у детей музыкальные умения и навыки на занятиях по другим видам деятельности.
11. Включать музыкальное сопровождение в организацию занятий и режимных моментов.
12. Принимать непосредственное участие в диагностическом обследовании своих воспитанников по выявлению музыкальных умений и навыков, индивидуальных возможностей каждого ребенка.
13. Принимать активное участие в подготовке и проведении праздников, развлечений, музыкальных досугов, кукольных спектаклей.
14. Оказывать помощь в изготовлении атрибутов, оформлении музыкального зала для праздников и развлечений.
15. Быть артистичным, изобретательным, эмоционально мобильным.