Информационно — коммуникационные технологии в организованной деятельности педагога ДОУ


Статья: «Информационно - коммуникационные технологии в организационной деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения»
Захарова Наталья Ивановна
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №55 общеразвивающего вида».
Детский сад №55. Россия. Московская область. г.Электросталь
Социально-экономические изменения в России привели к необходимости модернизации многих социальных институтов, и в первую очередь системы образования. Новые задачи, поставленные сегодня перед образованием, сформулированы и представлены в законе “Об образовании Российской Федерации” и образовательном стандарте нового поколения.
В соответствии с законом “Об образовании в Российской Федерации” дошкольное образование является одним из уровней общего образования. Поэтому информатизация детского сада стала необходимой реальностью современного общества.
Ее основная задача – эффективное использование следующих важнейших преимуществ информационно-коммуникационных технологий:
возможность организации процесса познания, поддерживающего деятельностный подход к учебному процессу;
создать условия для индивидуализации учебного процесса при сохранении его целостности;
создание эффективной системы управления информационно-методическим обеспечением образования.
В современных условиях деятельность дошкольных образовательных организаций основана на применении инновационных технологий. Одной из таких технологий является информационно-коммуникационная технология.
Что же такое ИКТ?
Информационные образовательные технологии – это все технологии в сфере образования, использующие специальные технические средства (ПК, мультимедиа) для достижения педагогических целей.
Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) – это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей, взаимодействия с родителями.
Специфика введения ИКТ в процесс воспитания дошкольников оказывает большое влияние на развитие творческих способностей ребенка, формирования его личности, обогащения интеллектуальной сферы дошкольника и существенно позволяет расширить возможности педагога. На сегодняшний день это единственный вид деятельности, не регламентируемый специальной образовательной программой. Педагогам приходится самостоятельно изучать  подход и внедрять  его в свою деятельность. Использование информационно-коммуникационных технологий является  одним из перспективных средств обучения дошкольников.
Использование ИКТ в организованной образовательной деятельности в дошкольном учреждении – это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике.
По направлениям использования информационно-коммуникационных технологий в системе деятельности ДОУ можно поделить на: 
- использование ИКТ при организации воспитательно-образовательного процесса с детьми;
- использование ИКТ в процессе взаимодействия ДОУ (педагога) с родителями;
- использование ИКТ в процессе и организации методической работы с педагогическими кадрами.
обеспечение отчётности.
В связи с этим особую значимость приобретает  ИКТ-компетентность педагогов.  Она представляет собой готовность и способность педагога самостоятельно использовать современные ИКТ в педагогической деятельности  для решения широкого круга образовательных задач и проектировать пути повышения квалификации в этой сфере.
Использование ИКТ в ДОО происходит по нескольким направлениям: в управлении (ведение электронного документооборота), в профессиональной деятельности педагога (освоение офисных программ, использование сети Интернет, участие в сетевых сообществах), в образовательном процессе (использование сенсорной доски, презентаций, компьютерных игр). В дошкольной организации применяются различные типы ресурсов: управленческие, методические, образовательные, справочные, рекламные.
Классифицируются электронные ресурсы по различным критериям:
По виду источников: статьи, песенки, книги, сказки, программы, рисунки, товары и т. п. По потребителю (для кого созданы): для руководителей, для воспитателей, для родителей, для детей.
По производителю (кем созданы): государством, регионом, муниципальным органом, детскими садами, научными и медицинскими центрами , отдельными специалистами.
По цели создания: для управления системой образования, в коммерческих целях, для продвижения программ, для продвижения продукции, для создания команды единомышленников.
По полноте информации.
По темам и т. п.
Широко используются в ДОО электронная наглядность. Она представляет собой программное компьютерное средство представления комплекса визуальной гипертекстовой информации разных типов, предъявляемой обучаемому на экране компьютера, как правило, в интерактивном (диалоговом).    Компонентами электронной наглядности могут быть как статические (картины, схемы, таблицы), так и динамические (видео, анимация) изображения. Основными характеристиками электронной наглядности являются: интерактивность, динамизм, мультимедийность.
1. С целью создания условий для обогащения познавательной, творческой, игровой деятельности дошкольников, развития их способностей, применяются мультимедийные презентации
2. В образовательном процессе ДОО стали широко использоваться компьютерные программы двух видов: развлекательные и развивающие.
3. Распространена такая форма взаимодействия педагогов как профессиональное сетевое сообщество.  Оно представляет собой формальную или неформальную группу профессионалов, работающих в одной предметной или проблемной профессиональной деятельности в сети. Развитие и постоянная поддержка профессиональных сетевых сообществ на основе социальных сервисов способствуют созданию условий самореализации педагогов, профессионального роста, обмену эффективными педагогическими практиками.
Итак, ИКТ в ДОО представляет собой совокупность следующих составляющих: средств сбора, накопления и передачи информации; людей, обеспечивающих передачу информации и обладающих навыками использования информации в воспитательных процессах, а также те, на кого направлена эта информация и воспитательные процессы; технологии  передачи информации и трансляции её в воспитательный процесс, процесс управления детским садом, внешних и внутренних связей для обеспечения жизнедеятельности детского сада.
Таким образом, возможности применения ИКТ в деятельности ДОО достаточно широки. Они позволяют влиять на интеллектуальное и личностное развитие ребёнка-дошкольника, решать широкий круг образовательных задач, результативно взаимодествовать с родителями.
Использование ИКТ дает возможность обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.
Создание и развитие информационного общества предполагает широкое применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании, что определяется рядом факторов.
      Во-первых, внедрение ИКТ в образование существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека другому.
      Во-вторых, современные ИКТ, повышая качество обучения, позволяют человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям.
  В-третьих, активное внедрение этих технологий в образование является важным фактором создания системы образования, отвечающей требованиям информационного общества и процессу реформирования традиционной системы образования.
       В настоящее время уже невозможно себе представить развитие современного общества и производства без информационно-коммуникационных технологий.
   Сегодня ИКТ начинают занимать свою нишу и в воспитательно-образовательном пространстве ДОУ. Это позволяет:
  - предъявлять информацию на экране монитора в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника - игре.
  - ярко, образно, в доступной дошкольникам форме преподнести новый материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста;
  - привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией;
  - поощрять детей при решении проблемной задачи, используя возможности учебной программы, что является стимулом для развития их познавательной активности;
  - развивать у дошкольников исследовательское поведение;
  - расширять творческие возможности самого педагога
       Используя ИКТ, необходимо внимательно подойти к критериям отбора нововведений, учитывая интересы и потребности развития самих детей, рассматривая самые разнообразные комбинации соотношений, изменения в содержании воспитательно-образовательном процессе детского сада.
В практической деятельности педагоги могут использовать ИКТ на разных этапах совместной организованной образовательной деятельности:
- сокращается работа педагога с бумажными носителями (оформление перспективных планов, конспектов НОД, досугов и развлечений, аттестационных материалов, обобщения опыта, портфолио педагога или ребёнка, обработка результатов мониторинга и представление их в виде графиков и диаграмм, и т.д.);
- меньше требуется времени для подготовки наглядно-дидактического и раздаточного материала к НОД;\
- быстрый и в большом объеме подбор дополнительного познавательного материала через интернет – ресурсы;
- эстетичное оформление документации, отчётов, диагностик, стендов, информационных уголков, ширм и др.;
- составление и оформление буклетов, брошюр, листовок, папок – передвижек и др.;
- сканирование и отправка по электронной почте творческих детских работы на различные конкурсы;
- тиражирование материалов в нескольких вариантах и нужном количестве экземпляров для работы с детьми и родителями.
 ИКТ позволяют педагогу модернизировать учебно-воспитательный процесс:
- проведение медиазанятий с применением мультимедийных презентаций
Организация НОД в детском саду имеет свою специфику: детская природа требует наглядности, один и тот же программный материал должен повторяться многократно, большое значение имеет многообразие форм подачи информации. Мультимедийные презентации — это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. В каждую презентацию могут входить не только слайды с картинками и текстом, а также клипы, записи речи, мультфильмы и т.д.
- фотографирование и съемка художественного творчества и продуктивной деятельность детей, а так же их результатов, мероприятий, развлечений, целевых прогулок и наблюдений, интересных случаев из жизни воспитанников группы, их совместный просмотр и обсуждение, организация фотовыставок.
Общение на форумах сайта, использование электронной почты позволяют:
быть в курсе событий, происходящих в педагогических сообществах;
отслеживать анонсы событий (проведение конкурсов, семинаров);
получать консультации по возникшим проблемам;
знакомиться с передовым опытом и наработками своих коллег;
размещать свои работы на сайтах, тем самым знакомить со своей деятельностью педагогическое сообщество, представлять накопленный опыт коллегам, родителям и детям.
«Скайп» (видиочат) помогает в проведении видеоконференций с коллегами.
Использование интернета позволяет читать электронные СМИ – журналы, газеты, статьи официальных сайтов и т. д.
 Одним из важнейших направлений работы воспитателя является взаимодействие с родителями. Преимущества ИКТ во взаимодействии с семьями дошкольников заключаются в следующем:
минимизация времени доступа родителей к информации;
возможность воспитателя продемонстрировать любые документы, фотоматериалы; обеспечение индивидуального подхода к родителям воспитанников; оптимальное сочетание индивидуальной работы с родителями и групповой;рост объема информации; оперативное получение информации родителями; обеспечение диалога воспитателя и родителей группы; оптимизация взаимодействия педагога с семьей.
Данные формы работы  используются с целью решения актуальных проблем развития детей при взаимодействии воспитывающих взрослых.
6. Использование ИКТ позволяет не только разнообразить и расширить воспитательные возможности традиционных форм работы, но и привлечь большее количество родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе через сайт дошкольного учреждения
На сайт может зайти любой пользователь и ознакомиться с нормативными документами, которыми руководствуется ДОУ в своей работе, с образовательной программой, найти необходимую информацию по дополнительным услугам, которые оказываются в детском саду, просмотреть фотоальбомы с различных мероприятий, фотогалерею с детскими работами. На сайте размещается информация о конкурсах в детском саду, объявления о проводимых мероприятиях. Таким образом, родители всегда могут быть в курсе всех происходящих в детском саду событий: собственный интернет-сайт, электронный адрес, электронное портфолио педагога
Сайт воспитателя открывает возможность знакомить родителей с жизнью дошкольников в группе. На сайтах публикуются различные материалы и статьи, освещаются вопросы воспитания и развития детей. Родители могут общаться с педагогами, получать необходимые консультации на интересующие вопросы, также делиться своим опытом по воспитанию детей. Вместе с ребёнком могут заглянуть на сайт и посмотреть новые фотоснимки, видеофрагменты, посмотреть записи праздников, мероприятий, НОД.
При проведении родительских собраний большую помощь оказывают компьютерные презентации. Благодаря таким презентациям воспитатель получает возможность представить не только основные теоретические сведения, но и аналитический материал (графики, диаграммы, результаты анкетирования), а также продемонстрировать слайд-шоу и видеофайлы о проведённых мероприятиях в группе и детском саду.
Таким образом, использование ИКТ способствует повышению эффективности труда педагога и достижению нового качества образования.
В заключение хочется отметить, что в условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности.
Совместная организованная деятельность педагога с детьми имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием музыкальных записей и видеозаписей. Всё это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. Использование информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, открывает новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога.
Реализуя программу информатизации в детском саду можно с уверенностью сказать, что ИКТ являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить работу со всеми участниками образовательного процесса.
Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе — это одно из современных направлений в дошкольном образовании. Средства информационно-коммуникативных технологий помогают педагогу разнообразить формы поддержки образовательного процесса, повысить качество работы с родителями воспитанников, а также популяризировать деятельность воспитателя группы и детского сада в целом.
Современные информационные - коммуникационные технологии в системе образования занимают приоритетные позиции. Их использование является эффективным средством воспитания, развитием творческих способностей, формирования личности, обогащения интеллектуальной сферы, происходит обучение целеполаганию, планированию, контролю и оценке результатов самостоятельной деятельности, а также помогают вести учёт воспитательно - образовательной деятельности педагогов, способствуют обмену информации между всеми участниками образовательного процесса.
Однако, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны.

Библиографический список
Будунов Г.М. Компьютерные технологии в образовательной среде: «за» и «против». – М.: АРКТИ, 2006 г
Габдуллина З.М. Развитие навыков работы с компьютером у детей 4-7 лет. Планирование занятий, рекомендации, дидактический материал, консультации для родителей Волгоград «Учитель» 2008 г
Комарова Т.С. Комарова, И.И «Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании». Москва «Мозаика – Синтез» 2011 г
Михеева Е.В «Современные технологии обучения дошкольников». Волгоград. «Учитель» 2014 г
Нечаев М.П., Романова Г.А. «Интерактивные технологии в реализации ФГОС дошкольного образования» Москва Учебный центр «Перспектива» 2014 г
Калаш И. Возможности информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании. Аналитический обзор Москва, Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании (РФ), 2011 г
Кораблёв А. А. Информационно-телекоммуникационные технологии в образовательном процессе Школа. – 2006. - №2
Маринюк А.А., Микляева Н.В., Пасальская Т.В., Скуратова К.В. Детский сад в интернете. Методическое пособие. – М.: УЦ «Перспектива», 2011 г
doshkolnik.ru «Использование ИКТ в ДОУ»
myshared.ru Презентация на тему: «ИКТ в образовательном пространстве детского сада».
"Приложение 1"
Конспект организованной образовательной
деятельности по развитию эмоциональной
сферы в старших дошкольников.
Тема: «Путешествие в сказку».
Подготовила:
педагог - псижологЗахарова Н.И.
г.о. Электросталь
МДОУ №55
2014 г
Цель: Развитие эмоциональной сферы дошкольников.
Задачи:
Создать комфортный психологический микроклимат в группе, развивать коммуникативные способности в процессе межличностного взаимодействия снизить уровень тревожности.
Формировать у детей представление о значении взаимопомощи на примере сказочного сюжета.
Способствовать развитию эмоционально-выразительных движений, саморегуляции и снятию психоэмоционального напряжения у детей.
Вырабатывать уверенность в своих силах, развивать самоконтроль, эмпатию. Формировать представления о добре и зле, воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.
Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация, музыка, физическая культура.

Содержание.
Ребята, проходите в зал. Посмотрите, сегодня в нашем зале много гостей. Поприветствуем их.
Я тоже рада видеть вас. Здравствуйте мальчики, здравствуйте девочки. А как ещё можно приветствовать друг друга.
Ответы детей.
Я знаю ещё один способ приветствия.
Доброе утро, Саша
Доброе утро, Маша
Доброе утро солнце,
Доброе утро небо,
Доброе утро нам всем. (Дети берутся за руки).
Поприветствуем друг друга улыбкой.
Игра «Передай улыбку по кругу».
От ваших улыбок мне стало ещё теплее, у меня прекрасное замечательное, хорошее настроение. (Я буду говорить фразу, а вы за мной повторяйте, «Мы тоже»).
Психолог: «Я делюсь с вами своим хорошим настроением»
Дети: «Мы тоже».
Психолог: «Я дарю вам улыбку».
Дети: «Мы тоже».
Психолог: «Я радуюсь».
Дети: «Мы тоже».
Психолог: «Я прыгаю от счастья».
Дети: «Мы тоже».
Психолог: «Я вас люблю».
Дети: «Мы тоже».
Психолог: «Я вас обнимаю».
Дети: «Мы тоже».
Все обнимаются в едином кругу.
Ваше настроение какое?
Ответы детей. (Садятся на стулья).
Ребята, а вы любите сказки? Хотите попасть в сказку?
Дети закрывают глаза, психолог касается детей волшебной палочкой. (Звучит музыка). Появляется слайд к сказке «Гуси – лебеди».
Психолог: В какой сказке мы очутились?
Дети: «Гуси – лебеди».
Как вы считаете, что девочка сделала не так?
Ответы детей.
Девочка не может найти дорогу к Бабе – яге, потому что ей трудно справиться с заданиями, которые для неё приготовили печка, яблоня и речка. Что же ей делать?
Дети: Помочь.
Психолог: Вы готовы?
Дети: Готовы.
Появляется слайд печки. Посмотрим, что приготовила, нам, печка.
Назовите ласковые слова, которые вы знаете.
Игра «Ласковые слова».
Назовите героев этой сказки, покажите их настроение мимикой, движениями.
Ответы детей:
Гуси – лебеди.
Алёнушка.
Ваня.
Печка.
Яблоня.
Речка.
Баба – яга.
Дети изображают следующих персонажей: Алёнушку, Бабу – ягу, яблоню, печку, гусей, Ваню.
Психолог: Молодцы. Если мы справились с этим заданием, то печка нам укажет путь дальше.
Появляется слайд дороги. Дети идут простым шагом по залу.
Появляется слайд яблони.
Смотрите, прямо перед нами стоит яблоня. Она преграждает путь к избушке. Бабы- яги. (Звучит музыка «Шум ветра»).
Психолог: Подул сильный ветер, но нам не страшны никакие бури.
Игра «Врасти в землю».
Встаньте и попробуйте сильно – сильно надавить пятками на пол, руки сожмите в кулачки, крепко стисните зубы. Вы могучие деревья, кустарники, у вас сильные корни, и никакие ветры вам не страшны.
Ветер утих, стало спокойно и тихо, светит солнце. (Стоим легко, свободно, спокойно, не напрягаясь).
Почти все яблоки с яблони упали, они разбились на две части.
Психолог: Соберите половинки в целое яблоко.
Игра « Найди свою половинку».
Дети кладут яблоки в корзинку. (На столе находится ватман с изображением корзины). Присаживаются.
Молодцы. Посмотрим, справились мы с этим заданием или нет. Укажет ли нам яблоня дорогу дальше.
Появляется слайд дороги. Дети идут друг за другом. Появляется слайд речки. Чтобы добраться до избушки Бабы-яги, надо пройти через речку по волшебным мостикам с разными эмоциями. На каждом мостике имеется смайлик с эмоцией.
Игра « Мосты».
Дети садятся на стульчики.
Вот мы и оказались перед избушкой Бабы-яги. (Появляется слайд избушки).
Психолог: Она не сдаётся, как вы думаете, почему? (Появляется следующий слайд).
Ответы детей.
Психолог: Что же делать, чтобы она подобрела?
Ответы детей.
Психолог: Давайте подарим ей весёлый танец «Баба-яга».
Затем дети садятся.
Психолог: Смотрите, Баба-яга действительно стала доброй, и решила отпустить на волю братца. ( Появляется слайд Алёнушки и Вани).
Психолог: Теперь Баба-яга останется одна в дремучем лесу, ей не с кем поговорить, некому почитать сказки. Ей очень одиноко, мне её так жалко, а вам ребята?
Я предлагаю подарить ей подарки, и объяснить, для чего они пригодятся.
Игра «Подарок».
Появляется слайд весёлой Бабы-яги.
Молодцы, ребята. Вы были дружными, активными, смелыми, преодолели все препятствия, справились со всеми заданиями, помогли Маше. Нам пора возвращаться в д/с.
Глазки закрываем, 1, 2, 3,
Сказку покидаем, только не грусти.
Вот мы и снова в д/с.
Скажите мне, пожайлуста, что было самым трудным, а что радостным в дороге?
Какое настроение у вас осталось после нашего путешествия в сказку.
На прощание давайте снова улыбнёмся друг другу, и скажем, что мне нравится в тебе.
Игра « Что мне нравиться в тебе»
Психолог: Спасибо, вам, ребята за отзывчивость, смелость, стойкость. Возьмитесь за руки и скажите друг другу спасибо.
Приложение 2 Скрин -шот главной страницы сайта детского сада №55 г.о. Электросталь
Адрес сайта estalsad55.edumsko.ru
"Приложение 3" Скрин - шот персонального сайта
Адрес сайта http://zakharovanatalia72.wix.com/logoped HYPERLINK "http://zakharovanatalia72.wix.com/logoped" \l "!large-grid/c15f5" \t "_self"

HYPERLINK "http://zakharovanatalia72.wix.com/logoped" \l "!get_involved/c8k2" \t "_self"
HYPERLINK "http://zakharovanatalia72.wix.com/logoped" \l "!-/c156e" \t "_self"
HYPERLINK "http://zakharovanatalia72.wix.com/logoped" \l "!-----/ch6h" \t "_self"
HYPERLINK "http://zakharovanatalia72.wix.com/logoped" \l "!large-grid/c15f5" \t "_self"