Программа внеурочной деятельности Театр на английском



Содержание программы
1) Пояснительная записка……………………………………………………… 3
2) Учебно-тематическое планирование………………………………………….9
4) Требования к уровню подготовки учащихся………………………………..13
5) Учебно-методическое обеспечение………………………………………….14
1) Пояснительная записка
Актуальность программы и ее новизна
Разработка программы по внеурочной деятельности «Театр на английском языке» вызвана необходимостью формирования речевой компетентности при обучении английскому языку, позволяющей осуществить общение в театральной деятельности, которая дает возможность учащимся использовать свои знания и навыки в реальных жизненных ситуациях (или максимально приближенных к ним), что всегда было актуально.
Новизна программы заключается в том, что она составлена с учетом возрастных особенностей детей, желанием проявить себя в творческой деятельности, что повышает мотивацию изучения иностранного языка, а также, нашего опыта в том, что он позволяет осуществить перенос учебных знаний на практику, в ситуации, в которых организуется речевое свободное общение.
Цели и задачи
Обучающие цели:
1. Развитие и совершенствование коммуникативной компетенции учащихся.
2. Расширение содержательной основы обучения за счет овладения учащимися определенным объемом лексико-грамматических знаний.
Воспитывающие цели:
1. Создание положительной мотивации, познавательной активности и потребности в практическом использовании языка в различных сферах деятельности.
2.Воспитание ценностного отношения к творческой деятельности, а также к ее продуктам.
3.Формирование психологических свойств и качеств личности, актуальных для творческой деятельности.
4. Развитие чувства ответственности за результат.
Развивающие цели:
1. Развитие творческого потенциала учащихся через участие в постановке и представлении театрального действия.
2. Создание условий для реализации индивидуальности каждого ученика и организация целенаправленного накопления школьниками субъективного опыта.
Образовательная цель:
Расширение ключевых компетентностей:
многофункциональности (позволяет решать различные проблемы в повседневной социальной жизни)
надпредметности и междисциплинарности (применимы в различных ситуациях, не только в школе, но и в семье и т.д.)
значительное интеллектуальное развитие (абстрактное мышление, саморефлексия, определение своей собственной позиции, самооценка критического мышления и др.)
многомерность (включает различные умственные процессы и интеллектуальные умения [аналитические, критические, коммуникативные и др.])
Задачи:
Учащиеся должны:
совершенствоваться в грамотном и выразительном чтении текстов (ролей);
совершенствовать умение общаться на иностранном языке и аудировать;
научиться выражать свое мнение к той или иной проблеме;
научиться выполнять творческие задания различного характера;
совершенствоваться в умении высказываться спонтанно в конкретной ситуации;
развивать способность работать в коллективе.
Противоречия
Основной трудностью в процессе творческой работы является то, что не все дети коммуникабельны от природы и поэтому не у всех удается достичь желаемого уровня владения устной речью. Снятие этой трудности достигается за счет создания эмоционального настроя, неотъемлемого компонента театральной деятельности, позволяющего учащимся раскрепоститься, а также поддержания любой попытки позитивного творчества.
Специфика курса такова, что она требует наличия не только интеллектуальных затрат, но и материальных (костюмы, декорации, звукорежессура, светорежессура, афиши, помощь музыкантов, хореографов и т.д.), что не всегда возможно по объективным причинам, вследствие чего руководителю театра приходится прибегать к помощи родителей и специалистов других профилей. Именно организация взаимосвязи между отдельными составляющими определяет педагогический результат этой деятельности, а не качество получившегося продукта, хотя, безусловно, качество спектакля в большей степени зависит от грамотного построения процесса подготовки.
Организация обучения
Данная программа может быть использована в лицее, гимназии, где изучение английского языка начинается в первом классе.
Решить поставленные задачи возможно лишь в процессе активной коммуникативной деятельности, а именно, театральной деятельности. Основными формами организации работы театра является работа в группах, парах, а также индивидуальная работа. Очень большое значение при этом имеет организация творческого процесса, предусматривающая сочетание приемов драматизации и инсценирования, представленных по следующим этапам:
Prereading activities.
(обсуждение темы спектакля, названия пьесы, списка действующих лиц, творческий конкурс на лучший сценарий и стихи)
While reading the play.
1. Reading activities.
чтение и перевод драматизируемого текста;
прослушивание образцов чтения ролей в исполнении учителя или сильного ученика;
выявление лексико-грамматических трудностей, работа по активизации лексики в аналогичных структурах;
беседа о характере персонажей и способах их передачи при чтении.
2. Rehearsing.
выполнение интонационных упражнений;
отработка выразительного чтения ролей;
выполнение творческих заданий (передать какую-либо мысль другими словами, описать какой-либо персонаж от лица другого персонажа и т.д.);
передача жестами и мимикой содержания какой-либо ситуации;
разыгрывание ситуаций по прочитанным текстам;
импровизация.
Postreading the play.
1. Распределение ролей и постановка спектакля,
2. Демонстрация спектакля учащимся школы, города и т.д.
Follow-up activities.
Выполнение творческих проектов (написание песен об одном из героев, написание стихов о каком-либо аспекте сюжета, написание статьи о действующих лицах, сюжете, изготовление кукол героев и т.д.).
Для большинства учащихся 5-7-х классов театр – это продолжение их ролевых детских игр, только на английском языке, и, если уровень языковой подготовленности не препятствует участию в этих играх, они сохраняют привлекательность для школьников на среднем этапе обучения. Такое понимание драматизации как игры обязывает учителя не вторгаться в нее с исправлением ошибок, не делать замечаний по поводу поведения участников театра, а позаботиться о создании необходимого уровня языковой подготовки учащихся, подобрать материал, способный вдохновить их, помочь понять его, научить импровизировать, распределить роли в соответствии с интересами детей, организовать подготовку необходимых атрибутов драматизации. Последние имеют немаловажное значение в создании благополучной сценической и игровой атмосферы, т.к. будят воображение ребенка, подсказывают ему верное поведение, придают особую привлекательность иноязычной коммуникативной деятельности. В распределении ролей необходимо учитывать как языковые, так и актерские возможности учащихся: одни произносят реплики на английском языке, другие – пантомимические роли, третьи становятся суфлерами и работают со зрительной опорой на текст. Могут назначаться дублеры, оформители, режиссеры постановок. Такая организация работы стимулирует активность всех ее участников.
Срок реализации программы рассчитан на 3 года.
Занятия по программе «Театр на английском языке» проводятся 1 раз в неделю продолжительностью 1 академический часа. На учебный год отводится 34 часов (на 3 учебных года 103 часов)
В проведения учебных занятий используются следующие методы и приёмы обучения:
Методы Приёмы
Объяснительно - иллюстративный Беседа
Рассказ
Обзор литературы
Репродуктивный Демонстрация видеофильмов
Прослушивание аудиозаписей
Посещение спектаклей
кассет
Эвристический мозговой штурм
копилка идей
творческие проекты
Проблемно - поисковый Анализ, синтез
Наблюдение
Обобщение – конкретизация.
Обязательными элементами каждого занятия являются:
Игровые упражнения на развитие творческих способностей;
Выразительное чтение
Релаксация, направленная на сохранение психического здоровья детей

2) Тематическое планирование
(тематическое планирование идентично каждый отдельный год, а спектакли выбираются по усмотрению преподавателя)
№ Тема Количество часов
1. Введение
Диагностика базовых знаний учащихся 2
2. Чтение и беседа по драматизированному тексту 2
3. Просмотр видеофильма по сказке или произведению 2
4. Выполнение интонационных упражнений, передача жестами и мимикой содержания ситуации. 2
5. Распределение ролей спектакля 2
6. Подготовка декораций, костюмов,
подбор музыкального оформления к спектаклю. 8
7. Разыгрывание ситуаций по прочитанному тексту. 10
8. Разучивание песен к спектаклю 2
9. Демонстрация спектакля учащимися 3
10. Итоговое занятие
Диагностика ЗУН, приобретённых за год. 1
Всего 34 часа

Предполагаемые результаты обучения
Знать Уметь
Историю развития английского театра.
Лексику и идеоматические выражения из английской и американской классической и современной литературы. Правила интонации в английском языке. Выразительно читать.
Понимать речь со слуха.
Общаться в пределах заданной тематики импровизированного текста.
Разыгрывать ситуацию по прочитанному тексту.
Передавать жестами и мимикой содержание ситуации
Воспроизводить роль по образцу
Импровизировать.
Писать сценарий по прочитанному тексту.

Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения иностранного языка в системе дополнительного образования ученик должен
знать/понимать
значения новых лексических единиц, связанных с тематикой младшего этапа обучения и соответствующими ситуациями общения, в том числе оценочной лексики, реплик-клише речевого этикета, отражающих особенности культуры страны/стран изучаемого языка;
значение изученных грамматических явлений (видовременные, неличные и неопределенно-личные формы глагола, формы условного наклонения, косвенная речь / косвенный вопрос, побуждение и др., согласование времен);
страноведческую информацию из аутентичных источников, обогащающую социальный опыт школьников: сведения о стране/странах изучаемого языка, их литературе и культуре, поэтах и писателях.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
общения с представителями других стран, ориентации в современном поликультурном мире;
расширения возможностей в выборе будущей профессиональной деятельности;
изучения ценностей мировой культуры, культурного наследия и достижений других стран; ознакомления представителей зарубежных стран с культурой и достижениями России
Учебно – методическое обеспечение.
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2011. – 111 с.
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова– М.: Просвещение, 2011. – 159 с.
Ю. Голицинский Английский язык на школьной сцене Издательство «Каро» 2012