Разработка мер по профилактике эмоционального выгорания у педагогов ДОУ


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени первого Президента России Б. Н. Ельцина»
ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Программа профессиональной переподготовки
«Государственное и муниципальное управление»
Итоговая аттестационная работа
Разработка мер по профилактике эмоционального выгорания у педагогов ДОУ г.Ревда
Слушатель
Чепикова Наталья Вячеславовна
Екатеринбург
2015
Содержание
Введение……………………………………………………………………...........3
I. Теоретические аспекты эмоционального выгорания педагогов .....................5
II. Диагностика уровня эмоционального выгорания у педагогов дошкольных образовательных учреждений г.Ревда................................................................16
III. Организация работы по профилактике эмоционального выгорания педагогов в ДОУ ..................................................................................................22
Заключение…………………………………………………………....................32
Список литературы………………………………..…………………................34
Введение
С давних пор проблема стрессоустойчивости специалиста в различных профессиях привлекала внимание психологов. Существует ряд профессий, в которых больше, чем в других случаях, человек начинает испытывать чувство эмоциональной опустошённости вследствие необходимости постоянных контактов с другими людьми.
В течении последних лет вопрос сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении стал особенно острым. Одной из первостепенных проблем состояния здоровья воспитателей и специалистов ( в данном случае - это учителя-логопеды, педагоги-психологи, музыкальные руководители, инструктора по физическому воспитанию) дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) является эмоциональное выгорание. Синдром эмоционального выгорания – это долговременная стрессовая реакция, возникающая в связи со спецификой профессиональной деятельности. На развитие синдрома эмоционального выгорания оказывают многие факторы. К ним можно отнести специфику профессиональной педагогической деятельности, которая характеризуется высокой эмоциональной загруженностью и наличием большого числа эмоциональных факторов, воздействующих на труд воспитателя и могут вызывать сильное напряжение и стресс. Необходимость сопереживания, сочувствия, ответственность за жизнь и здоровье детей, способствуют возникновению неблагоприятных эмоциональных состояний и формированию защитного поведения.
Профессия педагога ДОУ является еще более сложной, поскольку воспитатели и специалисты в процессе работы взаимодействует не только с детьми, но и с родителями, и с коллегами. Зачастую такое общение происходит одномоментно . В такой ситуации педагог испытывает на себе троекратное перекрестное воздействие со стороны. Также не стоит забывать, что профессиональный труд педагога ДОУ отличается значительными нагрузками на его психоэмоциональную сферу. Большая часть его рабочего времени протекает в эмоционально – напряженной обстановке: чувственная насыщенность деятельности, постоянная концентрация внимания, высокая ответственность за жизнь и здоровье детей. Факторы такого рода , безусловно, оказывают влияние на педагога: появляются нервозность, раздражительность , усталость, разного рода недомогания. А профессиональный долг обязывает педагогов принимать взвешенные решения, преодолевать вспышки гнева, возмущения, недовольства. Такое внешнее сдерживание, подавление эмоций не приводит к успокоению, а, наоборот, повышает эмоциональное напряжение и негативно сказывается на здоровье. И, к сожалению, многие представители педагогической профессии не могут похвастаться своим здоровьем, а между тем, требуемая от него активность, выдержка, оптимизм, выносливость и ряд других профессионально важных качеств во многом обусловлены его физическим, психическим и психологическим здоровьем.
Таким образом, эмоциональное выгорание педагогов ДОУ необходимо рассматривать как современную проблему. требующую поиски и внедрение методов ее устранения.
I. Теоретические аспекты эмоционального выгорания педагогов
1. Понятие синдрома эмоционального выгорания . Актуальность проблемы.
Еще в 70-е годы XX-го века некоторые исследователи обратили внимание на довольно часто встречающееся состояние эмоционального истощения у лиц, занимающихся в различных сферах коммуникативной деятельности (педагогов, врачей, работников социальных служб, психологов, менеджеров). Как правило, такие специалисты на определенном этапе своей деятельности неожиданно начинали терять интерес к ней, формально относиться к своим обязанностям, конфликтовать с коллегами по непринципиальным вопросам. В дальнейшем у них обычно развивались соматические заболевания и невротические расстройства. Как было обнаружено, наблюдавшиеся изменения были вызваны длительным воздействием профессионального стресса.
В данном случае уместно говорить о эмоциональном выгорании. Термин «burnout» в психологической литературе переводится как «выгорание» или «сгорание». Позже К. Маслач определила СЭВ как потерю интереса и осторожности в работе. А впоследствии, развив свое учение, она представила это понятие как «синдром физического и эмоционального истощения, включая развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе и утрату понимания и сочувствуя по отношению к клиентам». В. В. Бойко под эмоциональным выгоранием понимает "выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия".
Согласно современным данным, под «психическим выгоранием» понимают состояние физического, эмоционального, умственного истощения, проявляющееся в профессиях эмоциональной сферы. В настоящее время общепринятым и наиболее употребляемым является определение выгорания, как синдром эмоционального истощения, деперсонализации и уменьшения личностных достижений.
Р. Шваб (1982) расширяет группу профессионального риска. Это прежде всего учителя, полицейские, тюремный персонал, политики, юристы, нижнее звено торгового персонала, менеджеры всех уровней. На сегодняшний день проведенные в различных странах исследования показывают, что особой "группой риска" являются педагоги.
Отдельного внимания заслуживает изучение проблемы эмоционального выгорания педагогов, в том числе воспитателей и специалистов ДОУ. Под «эмоциональном выгоранием»у педагогов надо понимать синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов педагога, возникших в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. Зачастую, у педагогов, работающих с дошкольниками долгое время , нарастает негативизм и усталость, заметно снижается энтузиазм в работе.
Профессия педагога обладает огромной социальной важностью. Нередко, по истечении ряда лет одновременно с накоплением опыта, выработки индивидуального стиля деятельности и профессиональной позиции у педагога появляется “психическая усталость”, профессиональная дезадаптация. Зачастую, неспокойная атмосфера в коллективе , негативное отношение к педагогу родителей и воспитанников могут провоцировать возникновение выгорания у педагогов. Отсутствие обратной связи может привести к эмоциональному истощению воспитателей. Труд педагога относится к числу наиболее напряженных в эмоциональном плане видов труда: по степени напряженности нагрузка педагога в среднем больше, чем у менеджеров и банкиров, генеральных директоров и президентов ассоциаций, т.е. тех, кто непосредственно работает с людьми. Немалая роль здесь, конечно, и психического напряжения, сопровождающего профессиональные будни педагога. Не мудрено, что, в целях экономии своих энергоресурсов, многие педагоги прибегают к различным механизмам психологической защиты, увеличивается риск возникновения эмоционального выгорания.
Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми -одно из важнейших требований к условиям работы с дошкольниками в современной образовательной системе. И это, безусловно, важно. Однако,  не стоит забывать, что во многом здоровье воспитанников дошкольного учреждения определяется педагогом, не только его физическим здоровьем, но и  психическим   и психологическим.  Повышаются требования со стороны общества к качеству образования, и , следовательно, к личности педагога и его роли в образовательном процессе. Такая ситуация уже  потенциально содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения человека.  А ,также, любая профессия, связанная с общением с людьми, требует особых навыков взаимодействия  и связана с необходимостью постоянно контролировать собственные слова и поступки. В связи с этим подобная работа требует  особых усилий и вызывает эмоциональное перенапряжение.
Актуальность этой темы обусловлена возрастающими требованиями со стороны общества к личности педагога, т.к.  профессия учителя , воспитателя, логопеда , психолога обладает огромной социальной важностью. Исследования эмоционального выгорания у представителей профессии педагога обуславливается её высокой социальной значимостью и широкой распространенностью. Проблема психологического благополучия педагога является одной из наиболее актуальных проблем современной педагогической психологии. В связи с этим большое значение приобретает изучение феномена выгорания - психологического явления, оказывающего негативное воздействие на психофизическое здоровье и эффективность деятельности специалистов, занятых в социальной сфере. Способность к сопереживанию (эмпатии) признается одним из самых важных качеств педагога, однако практическая роль эмоций в профессиональной деятельности оценивается противоречиво. Как правило, синдром эмоционального выгорания проявляется как эмоциональная сухость педагога, экономия эмоций, игнорирование индивидуальных особенностей воспитанников. Все это оказывает достаточно сильное влияние на характер профессионального общения педагога. Реальная педагогическая практика показывает, что сегодня довольно четко прослеживается факт потери интереса к воспитаннику как к личности, неприятие его таким, какой он есть, упрощение эмоциональной стороны профессионального общения. Многие педагоги отмечают у себя наличие таких психических состояний, как тревожность, подавленность, разочарование, хроническая усталость.
Многочисленные исследования показывают, что педагогическая профессия - одна из тех, которая в большей степени подвержена влиянию «выгорания». Это связано с тем, что профессиональный труд педагога отличает очень высокая эмоциональная загруженность. В современных условиях деятельность педагога буквально насыщена факторами, вызывающими профессиональное выгорание: большое количество социальных контактов за рабочий день, предельно высокая ответственность,  недооценка среди руководства и коллег профессиональной значимости, необходимость быть все время в «форме». Сейчас обществом декларируется образ социально успешного человека, это образ уверенного в себе человека, самостоятельного и решительного, достигшего карьерных успехов. Многие люди , в том числе и педагоги ДОУ, стараются соответствовать этому образу, чтобы быть востребованными в обществе. Но для поддержания соответствующего имиджа педагог должен иметь внутренние ресурсы. Причины спада профессиональной деятельности педагога со стажем работы 11-15 лет, так называемый «педагогический кризис». Это стремление педагога использовать новые достижения науки и невозможность их реализовать в сжатые сроки; несоответствие ожидаемого результата и фактического, возникновение и развитие излюбленных приемов, шаблонов в работе и осознание того, что нужно менять сложившуюся ситуацию, но как менять неизвестно. Особую эмоциональную трудность вызывают ситуации, когда поиски новых подходов к воспитательному и образовательному процессу, инновации не поддерживаются коллегами. Все эти факторы вызывают чувство тревоги, одиночества, неверия в себя.
Итак, актуальность данной темы обусловлена:
увеличением количества педагогов, имеющих синдром профессионального и психического выгорания;  
влиянием психического выгорания педагога на эмоциональное состояние детей и психологический климат учреждения;
истощением эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека (приглушение эмоций, сглаживание остроты чувств и свежести переживаний; исчезают положительные эмоции, проявляется отстраненность в отношениях с членами семьи; возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возникают недоумения с сотрудниками по работе; появляется антипатия, а затем и вспышка раздражения по отношению к коллегам; притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру, человек становиться равнодушным ко всему; безразличие ко всему) ;
ухудшением физиологического состояния педагога ( возникновение и обострение хронических заболеваний).
Возможность развития синдрома выгорания на любом этапе профессиональной деятельности свидетельствует о необходимости разработать профилактические  меры, которые бы снижали риск выгорания и нейтрализовали его негативные последствия.
Успешное воспитание дошкольников напрямую связано с индивидуально-личностными и профессиональными качествами воспитателя, среди которых организованность, повышение самооценки и профессиональной компетенции, нацеленность на результат и другое. Работа с детьми осуществляется не одним педагогом, а во взаимодействии с коллегами. Поэтому важно создать благоприятный психологический климат среди сотрудников, развить умения и навыки гибкого выхода из конфликтных ситуаций. С другой стороны , профессия педагога относится к духовно опасной. Взгляд на педагога как на человека, не имеющего права на ошибку, затрудняет профессиональный и личностный рост, ведет педагога к эмоциональному выгоранию.  Поэтому большое значение для педагога имеет сохранение психического здоровья. Формирование психологического здоровья педагога в настоящее время приобретает такое же значение, как и его профессиональная подготовка. 
2. Модели эмоционального выгорания
Эмоциональное выгорание - синдром, характеризующийся , с одной стороны - истощением, с другой - деперсонализацией, и с третьей стороны - понижением профессиональной самооценки. Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой. Деперсонализация предполагает безответственное, циничное отношение к труду. В частности, в дошкольном образовании деперсонализация предполагает бесчувственное, негуманное отношение к воспитанникам.
В настоящее время авторы выделяют несколько моделей эмоционального выгорания, описывающих данный феномен.
Однофакторная модель эмоционального выгорания (Пайнс, Аронсон) - это состояние физического, эмоционального и когнитивного истощения, вызванного длительным пребыванием в эмоционально перегруженных ситуациях. Истощение является главной причиной выгорания. Остальные проявления дисгармонии , переживаний и поведения считают следствием.
Двухфакторная модель эмоционального выгорания (Д. Дирендонк, В. Шауфели, X. Сиксма) характеризуется эмоциональным истощением и деперсонализацией одновременно. При этом эмоциональное истощение выражается в виде жалоб на свое здоровье, физическое самочувствие, нервное напряжение, эмоциональное истощение. Деперсонализация же проявляется в изменении отношения либо воспитанникам ДОУ и их родителям, либо к себе.
Трехфакторная модель (К. Маслач и С. Джексон). Синдром психического выгорания представляет собой сочетание трех факторов- эмоционального истощения, деперсонализации и редукции личных достижений. В этом случае эмоциональное истощение принято рассматривать как основную составляющую эмоционального выгорания , которое проявляется в равнодушии, снижении эмоционального фона педагога. Деперсонализация при такой модели выражается в изменении отношений с другими людьми, в частности - с коллегами, воспитанниками, родителями. Это может быть либо повышение зависимости от окружающих, либо усиление негативизма. Третья составляющая эмоционального выгорания - редукция личностных достижений - может проявляться либо в тенденции негативно оценивать себя, занижать свои профессиональные достижения и успехи, негативизме по отношению к профессиональным достоинствам и возможностям либо в преуменьшении собственного достоинства.
При четырехфакторной модели выгорания один из его элементов (эмоциональное истощение, деперсонализация или редуцированные персональные достижения) разделяется на два отдельных фактора. Например, деперсонализация, связана с работой и с реципиентами соответственно.
3. Симптомы и стадии психического выгорания у педагогов.
Все признаки эмоционального выгорания можно разделить на три основные группы:
Психофизические симптомы:
- чувство постоянной усталости не только по вечерам, но по утрам (или симптом хронической усталости); постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;
- ощущение эмоционального и физического истощения;
- снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);
- общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии);
- частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно- кишечного тракта;
- резкая потеря или резкое увеличение веса;
- бессонница;
- одышка или нарушение дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;
- заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания.
Социально- психологические симптомы:
- безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);
- повышенная раздражительность на любые незначительные мелкие события;
- частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева и отказа от общения, уход в себя);
- постоянные переживания негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);
- чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что что-то не так, как надо);
- чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получиться» или «не справлюсь»;
- общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получиться»).
Поведенческие симптомы:
- ощущение, что работа становиться все  тяжелее, а выполнять ее - все труднее;
- сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы);
- постоянно, без необходимости берет работу домой, но дома ее не делает;
- чувство бесполезности, неверие в улучшение, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;
- невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям, трата  рабочего времени на мало осознаваемые или не сознаваемые выполнение автоматических и элементарных действий;
- отдаленность от коллег, повышение неадекватной критичности.
Можно выделить три основные стадии синдрома профессионального выгорания педагога: - на первой начальной стадии у педагога наблюдаются отдельные сбои на уровне выполнения привычных обязанностей, произвольного поведения: забывание каких-то моментов. Боязнь ошибиться вызывает повышенный контроль, необоснованную многократную проверку выполнения рабочих действий  на фоне ощущения нервно-психической напряженности;
- на второй стадии наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе, и дома, с друзьями): «не хочется никого видеть», «в четверг ощущение, что уже пятница», «неделя длится нескончаемо», нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели; головные боли по вечерам; «мертвый сон без сновидений», увеличение числа простудных заболеваний); повышенная раздражительность (любая мелочь начинает раздражать);
- третья стадия – собственно личностное выгорание, которая характеризуется полной потерей интереса к работе и жизни вообще, эмоциональным безразличием, ощущение постоянного отсутствия сил. «Выгорающий» педагог, как правило, не осознает его симптомы . Выгорание легче предупредить, чем лечить, поэтому важно обращать внимание на факторы, способствующих развитию этого явления.
 
4. Факторы, инициирующие синдром эмоционального выгорания.
Изучая проблему выгорания педагогов ДОУ, можно выделить следующие ситуации, влияющие на возникновение СЭВ :
начало педагогической деятельности после отпусков, курсов  (функция-адаптация);
проведение открытых мероприятий , на которые было затрачено много сил и энергии, а в результате не получено соответствующего удовлетворения;
окончание учебного года.
 Наш соотечественник, доктор психологических наук Виктор Васильевич Бойко , занимающийся в том числе и проблемой СЭВ , выделяет следующие личностные факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания: склонность к эмоциональной холодности, склонность к интенсивному переживанию негативных обстоятельств профессиональной деятельности, слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности.
Необходимо отметить, что психологи выделяют 4 вида факторов, вызывающих синдром эмоционального выгорания.
1. Первый фактор - ролевой. Установлена непосредственная связь между ролевой конфликтностью, ролевой неопределенностью и эмоциональным выгоранием. То есть при нечеткой или неравномерно распределенной ответственностью за свои профессиональные действия этот фактор резко возрастает даже при существенно низкой рабочей нагрузке. Способствуют развитию эмоционального выгорания те профессиональные ситуации, при которых совместные усилия не согласованы, имеется конкуренция, в то время как успешный результат зависит от слаженных действий.
2. Организационный фактор. В данном случае развитие синдрома эмоционального выгорания связано с наличием напряженной психоэмоциональной деятельности: интенсивное эмоциональное общение, активное восприятие, переработка и интерпретация получаемой информации и принятие решений.
3. Следующий возможный фактор развития эмоционального выгорания - нестабильная организация деятельности и неблагополучная психологическая атмосфера. Это нечеткая организация и планирование труда, присутствие бюрократических моментов, многочасовая работа ( что имеет важное значение в работе воспитателей, часто вынужденных работать ежедневно по 10 часов без перерыва), наличие конфликтов с коллегами, родителями воспитанников, руководителем.
4. Говоря и педагогах ДОУ, неправильно было бы обойти стороной еще один фактор , обусловливающий синдром эмоционального выгорания - это наличие психологически трудного контингента, с которым приходиться иметь дело педагогу ДОУ в сфере общения (дети с ОВЗ (особыми возможностями здоровья) .
II. Диагностика уровня эмоционального выгорания у педагогов ДОУ г.Ревда
Современное состояние отечественной образовательной системы характеризуется активным внедрением инновационных технологий в педагогический процесс. В условиях происходящих изменений ( в том числе обязательная опора на ФГОС ДО) все более высокие требования предъявляются не только к профессиональным знаниям, умениям и навыкам педагога ДОУ, но и к уровню его личностного саморазвития, его психологического самочувствия.         В процессе профессиональной деятельности педагог   общается с учениками, родителями, коллегами.  Общение педагогов ДОУ характеризуется следующими факторами: протяженностью во времени; результатами совместной работы; эмоциональной насыщенностью, интенсивностью. По общему признанию отечественных специалистов, педагогическая деятельность – один из наиболее деформирующих личность человека видов профессиональной деятельности. Сложившийся комплекс экономических проблем, среди которых маленькая заработная плата, недостаточная техническая оснащенность детских садов и др., а также социально-психологических, связанных с падением престижа педагогической профессии, делают труд воспитателя, педагога в нашей стране чрезвычайно психоэмоционально напряженным. Подобные профессиональные деформации характера начинают мешать педагогу в работе, затрудняют его общение в кругу близких и друзей.
    Также хочется отметить, что с увеличением педагогического стажа работы у воспитателей и специалистов ДОУ снижаются показатели психического и физического здоровья. Кроме того, установлена зависимость продолжительности работы педагога с детьми и появления у него такого вида профессиональной деформации как «синдром эмоционального сгорания».
Эта проблема представляется еще более важной в контексте того, что на сегодняшний момент кадровый состав воспитателей  ДОУ г.Ревда включает в себя педагогов, чей стаж работы составляет 15 лет и выше. Таким образом, поиск эффективных мер, направленных на предупреждение наступления у них синдрома эмоционального выгорания становится одной из актуальнейших задач отдела образования.
Мною было проведена диагностика уровня эмоционального выгорания педагогов шести ДОУ г.Ревда. В ней приняли участие 72 педагога, в том числе 6 старших воспитателей, 4учителя-логопеда, 6 музыкальных руководителей, 4 инструктора по физкультуре, педагог-психолог и 51 воспитатель. 100% диагностируемых - женщины. Возрастной диапазон обследуемых находился в пределах от 24 до 60 лет. 5 из них имеет стаж работы более 25 лет, 36- свыше 15 лет, 15- от 5 до 15 лет и ещё 7 работают в детском саду менее 5 лет.
       Диагностическим инструментарием данного исследования послужила методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко  (Приложение 1). Данная методика позволяет выделить следующие 3 фазы развития стресса: «деперсонализация», «редукция личных достижений», «эмоциональное истощение».    Целью диагностики являлось определение  уровня эмоционального выгорания педагогов ДОУ г.Ревда; выявление   факторов, его вызывающих, а так же выработка способов эмоциональной компенсации «профессионально выгоревших» педагогов.
Результаты диагностики представлены в Таблице1.
Результаты диагностики эмоционального выгорания педагогов ДОУ г.Ревда
Таблица 1.
№ Название синдрома  эмоционального выгорания Складывающийся Сложившийся Доминирующий
1.
 
 
 
 
 
 
2.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
3. «Напряжение»:
а) переживание психотравмирующих
обстоятельств;
б) неудовлетворенность собой;
в) «Загнанность в клетку»;
г) тревога и депрессия
 
«Резистенция»:
а) неадекватное эмоциональное избирательное реагирование;
б) эмоционально-нравственная дезориентация;
в)расширение сферы экономии эмоций;
г) редукция профессиональных обязанностей
 
«Истощение»:
-эмоциональный дефицит;
-эмоциональная отстранённость;
-личностная отстранённость;
- психосоматические и психовегетативные  нарушения 20 %
25 %
5 %
10 %
35 %
5 %
20 %
45 %
20 %
30 % 20 %
15 %
15 %
15 %
50 %
5 %
10%
5 %
20 % 10 %
10 %
15 %
10%
Таким образом, можно сделать вывод о том, что 100 % обследованных педагогов имеют складывающиеся и сложившиеся симптомы эмоционального выгорания.
Также воспитателям и специалистам ДОУ г.Ревда была предложена анкета "Эмоциональное выгорание воспитателя", содержащая 35 вопросов, которые позволили выделить уровень выраженности признаков эмоционального выгорания(Приложение 2). В Гистаграмме1 отражены результаты данной диагностики.
Гистаграмма1.
Эмоциональное выгорание воспитателя

Надо отметить, что помимо общего подсчета результатов, были подведены итоги диагностики с учетом возраста и педагогического стажа.
Проявление СЭВ у педагогов (в зависимости от стажа работы)
Более 50% - у педагогов со стажем работы от 5 до 10 лет;
22% - со стажем от 15 до 20 лет;
11% - у педагогов со стажем работы более 10 лет;
8% - со стажем от 1годадо 5лет
Анализ полученных данных показал, что существует определенная закономерность проявления синдрома эмоционального выгорания, зависящая от возраста и стажа работы педагога. Синдром эмоционального выгорания более выражен в группе педагогов, имеющих стаж работы более 25 лет, и в возрасте более 45 лет. Отдельные симптомы, такие как "редукция профессиональных обязанностей", "загнанность в клетку" начинают проявляться у педагогов со стажем работы более 10 лет и в возрасте старше 30 лет.
Данные свидетельствуют о необходимости более детального изучения факторов, влияющих на формирование синдрома «эмоционального выгорания», проведения профилактики и психокоррекции эмоционального и психического состояния специалистов ДОУ.
На основании полученных данных в результате индивидуальных бесед с педагогами, можно сделать вывод о том, что сами воспитатели и специалисты одним из основных факторов, провоцирующих профессиональное выгорание, выделяют большую часовую нагрузку. Так же немаловажным фактором, негативно влияющим на эмоциональное состояние педагога и влекущим за собой профессиональное выгорание, является низкая заработная плата, обусловленная малым количеством уроков. Это приводит к неудовлетворённости профессией и собой. Данный факт ещё усугубляется отсутствием благоприятных перспектив для улучшения финансового положения в условиях провинциального города и ответственностью за судьбу своих детей в такой социально сложной ситуации. Низкая заработная плата закрывает возможность приобретения собственного жилья, что оказывает гнетущее влияние на педагогов более молодого возраста, так же приводит выгоранию.
Среди основных причин, провоцирующих у педагогов синдром эмоционального выгорания, можно выделить: плохое материальное положение, незащищенность, социальная несправедливость, потеря социальной престижности; а также высокая ответственность за жизнь и здоровье воспитанников, коммуникативная нагрузка.
Также среди причин, влияющих на возникновение синдрома, педагоги ставят на одно из первых мест высокую ответственность за жизнь и здоровье воспитанников. Здесь необходимо психологу проводить работу по преодолению страха ошибок, повышению уверенности, по предупреждению возникновения неконтролируемых ситуаций. Такая причина, как профессиональная рутина, вызывает раздражение у более чем половины обследуемых нами воспитателей. Поскольку эти педагоги стремятся делать все хорошо, недостаток времени приводит их к эмоциональной и физической перегрузке. Чтобы не было слишком большой загруженности работой, можно порекомендовать ставить краткосрочные и долгосрочные цели. Достижение краткосрочных целей не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что человек находится на правильном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию. Психологу необходимо формировать у педагогов способность правильно планировать свою деятельность, использовать тайм-ауты, то есть отдых от работы и других нагрузок. Иногда необходимо "убежать" от жизненных проблем и развлечься, нужно найти занятие, которое было бы увлекательным и приятным. Избегать ненужной конкуренции. Слишком большое стремление к "победе" создает напряжение и тревогу.
Изучаемая в работе проблема представляется очень важной, так как эмоциональное выгорание оказывает негативное влияние не только на самих педагогов, на их деятельность и самочувствие, но и на тех, кто находится рядом с ними. Это и близкие родственники, и друзья, а также ученики (воспитанники), которые попросту вынуждены находиться рядом, и поэтому становятся заложниками синдрома.
На основании полученных результатов для руководителей дошкольных образовательных учреждений были составлены рекомендации по профилактике синдрома эмоционального выгорания.
III. Организация работы по профилактике эмоционального выгорания педагогов в ДОУ
1. Задачи программы профилактической работы эмоционального выгорания у педагогов ДОУ.
Итак, нами установлено, что проблема профессионального эмоционального выгорания у педагогов ДОУ в современном обществе действительно существует. Естественно, возникает вопрос о профилактике и коррекции данного явления.
Следует отметить, что педагог, у которого появляются признаки синдрома профессионального выгорания, как правило не осознает его симптомы, не может увидеть себя со стороны и понять что происходит. Такой педагог нуждается в поддержке и внимании. Задача администрации ДОУ проинформировать сотрудников о том, как общедоступными методами помочь себе. Тем более что на первых этапах это не так сложно и зависит только от самого человека. Эмоциональная поддержка поможет научиться находить в своей жизни то, что могло бы поддержать и порадовать. Общение значительно повышает степень удовлетворенности трудом, помогает снять эмоциональное напряжение.
В каждом ДОУ необходимо организовать систему работы . Целесообразно изначально провести диагностические измерения по определению уровня эмоционального выгорания у педагогов, а затем провести ряд бесед, тренингов. Среди методов профилактики эмоционального выгорания особое место необходимо уделять психологическому сопровождению в разных видах профессиональной деятельности и овладение методами саморегуляции.
Руководителю необходимо так структурировать работу и организовать рабочие места, чтобы дело стало более значимым для работника.
  Основными задачами программы профилактики эмоционального выгорания воспитателей и специалистов ДОУ я вижу следующие:1. Снятие негативных переживаний и преобразование их в положительные эмоциональные состояния.2. Ознакомление педагогов с техниками самоуправления и саморегуляции эмоциональных состояний с целью предупреждения возможных последствий психического перенапряжения.3. Формирование потребности в самоуправлении и саморегуляции своих эмоциональных состояний.4. Открытие творческого потенциала, повышение работоспособности и укрепление позитивного отношения к профессии. Специальные практические занятия с педагогом-психологом помогут оказать эффективную психологическую помощь педагогам в укреплении психического здоровья и поддержании позитивного личного самочувствия.
2. Направления психологической поддержки педагогов ДОУ.
Содержание работы по данной проблеме находит отражение в основных направлениях деятельности:
1. Диагностическое направление - проведение индивидуальной и групповой диагностики на выявление симптомов эмоционального «выгорания» у педагогов ДОУ с использованием следующих методик:
• методика определения психического выгорания А.А. Рукавишникова;
• методика диагностики профессионального «выгорания» (К. Маслач, С Джексон в адаптации Н.Е. Водопьяновой);
• методика диагностики уровня эмоционального «выгорания» В.В.Бойко.
2. Просветительское направление - знакомство педагогов с данной проблемой посредством курса лекционных занятий следующей тематики: «История возникновения понятия "эмоциональное выгорание"», «Определение и характерные признаки синдрома "эмоциональное выгорание». В построении системы работы на данном этапе психологической поддержки педагогов, на мой взгляд, должно стать информирование воспитателей и специалистов о том, что проблема профессиональной дезадаптации и эмоционального выгорания существует и вызвана объективными причинами – работой в сфере “человек – человек”. При таком сообщении нужно ограничиться упоминанием только тех симптомов, которые не будут выглядеть угрожающими. Также необходимо сообщить о том, что “синдром сгорания” представляется в виде изменений в состоянии и личности профессионала, того, что отражается на личности человека и его работе. Но нельзя видеть в данном явлении лишь негативную сторону. Симптомы “сгорания” выступают как внешние проявления некоторых естественных процессов, происходящих в работнике во время выполнения им должностных обязанностей. Эти процессы дают возможность педагогу понять, что с ним происходит и, исходя из этого решить, что делать дальше, возможно изменить профессию  или   каким-то образом постараться скорректировать проявления синдрома. Ознакомление педагогов с признаками эмоционального выгорания можно организовать в виде тренингового занятия.
Целесообразно на информационном стенде разместить методические рекомендации с характерной для этого направления тематикой (упражнения на снятие усталости и пр.).
3. Коррекционное направление - коррекция симптомов эмоционального «выгорания» с помощью тренингов, ролевых и деловых игр с включением релаксационных упражнений «Снятие напряжения в 12 точках», «Я в лучах солнца» и др. Необходимо посвятить силы накоплению ресурсов для изменения. Подойдет метод публичного поощрения педагогов. Важна работа по сплочению коллектива (участие в спортивном празднике, совместная поездка, празднование дней рождения).
Когда в коллективе установится атмосфера безопасности, психологам можно включаться и предлагать педагогам участие в тренингах. Здесь есть вероятность столкнуться с сопротивлением некоторых педагогов. Но нужно дать им право на это сопротивление, уделить еще большее внимание и показать принятие, тогда уже можно ожидать хороших результатов.
4. Профилактическое направление — реализация превентивных программ-тренингов, ориентированных на предупреждение возникновения и развития эмоционального «выгорания» (с использованием элементов самодиагностики, дыхательной гимнастики, арттерапии). Например, тренинг толерантности (терпимости к раздражающим факторам). Одним из направлений работы по профилактике эмоционального «выгорания» является овладение педагогами методами психической саморегуляции. Высоким уровень психической саморегуляции повышает стрессоустойчивость и снижает риск возникновения «выгорания».
Необходимо отметить, что при планировании профилактических мероприятий нельзя не учитывать следующие немаловажные аспекты:
1. Определение краткосрочных и долгосрочных целей. 
Первое не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что человек находится на правильном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию. Достижение краткосрочных целей - успех, который повышает степень самовоспитания. К концу очередного рабочего года очень важно включить цели, доставляющие удовольствие.
 2. Общение. 
Когда люди анализируют свои чувства и ощущения и делятся ими с другими, вероятность "выгорания" значительно снижается или этот процесс менее выражен. Поэтому рекомендуется, чтобы работники делились своими чувствами с коллегами и искали у них социальной поддержки. Если вы делитесь своими отрицательными эмоциями с коллегами, те могут помочь найти вам разумное решение возникшей у вас проблемы.
 3. Использование "тайм-аутов".
 Для обеспечения психического и физического благополучия очень важны "тайм-ауты", т.е. отдых от работы и других нагрузок. Работники любой сферы имеют отпуск, отдыхают во время праздников и в выходные дни. В современной жизни , когда темп жизни все ускоряется, многие люди вынуждены работать практически без перерывов круглый год , находясь постоянно под действием стресса.
4. Овладение умениями и навыками саморегуляции. 
Овладение такими психологическими умениями и навыками, как релаксация, определение целей и положительная внутренняя речь, способствует снижению уровня стресса, ведущего к "выгоранию". Например, определение реальных целей помогает сбалансировать профессиональную деятельность и личную жизнь. Определяя реальные цели, следует находить время и для работы, и для личной жизни, что будет способствовать предотвращению "выгорания".
5. Сохранение положительной точки зрения. 
Найдите людей, которые обеспечат социальную поддержку и, следовательно, помогут сохранить положительную точку зрения в отношении ваших действий.
6. Контроль эмоций, возникающих после завершения намеченной работы.
При решении профессиональных задач важно уметь контролировать чувство тревожности и напряженности. Но завершение работы не всегда устраняет сильные психологические чувства, особенно если работа не принесла нужных результатов. Эмоции часто усиливаются и проявляются в ссорах с коллегами и подчиненными или, наоборот, в депрессии, которая приводит к "выгоранию".
7. Поддержание хорошей физической формы.
 Между телом и разумом существует тесная взаимосвязь. Хронический стресс воздействует на организм человека, поэтому очень важно поддерживать хорошую спортивную форму с помощью физических упражнений и рациональной диеты. Неправильное питание, увеличение или снижение массы тела отрицательно влияют на уровень самооценки и способствуют развитию синдрома "выгорания". Когда вы испытываете определенный стресс, попытайтесь сохранить хорошую спортивную форму, что поможет вам остаться устойчивым и психически.
С учетом всего мною был составлен "Примерный календарно – тематический план работы ДОУ по профилактике эмоционального выгорания у педагогов", рекомендованный для использования в дошкольных образовательных учреждениях города Ревда.
Предполагается, что организацией и проведением мероприятий по профилактике эмоционального выгорания педагогов ДОУ будет заниматься, в первую очередь , педагог-психолог, находящийся в штате ДОУ г.Ревда . Согласно должностной инструкции педагога-психолога, составленной с учетом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования ( ФГОС ДО) , задачами педагога-психолога , в том числе, является оказание помощи обучающимся, родителям (законным представителям), педагогическому коллективу в решении конкретных психолого-педагогических проблем; формирование психологической культуры педагогических работников ; организация и проведение профилактических мероприятий с педагогическим коллективом по созданию положительного климата в ДОУ. Данный подход к решению организационного вопроса не потребует дополнительного финансирования.
Примерный календарно – тематический план работы ДОУ
по профилактике эмоционального выгорания у педагогов
№ Сроки проведения Форма работы Технологии Тема, цель Участники Организатор тренинга
1 Сентябрь Диагностика Анкетирование Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко
Опросник на выявление причин эмоционального выгорания
Определение психологического климата в коллективе Администрация ДОУ
Воспитатели
Узкие специалисты ( учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре )
Младшие воспитатели Администрация ДОУ
Педагог - психолог
2 Октябрь Тренинг Технология «Создание ситуации успеха» «Созвездие личностей»
Сплочение педагогического коллектива и преодоление  психологических зажимов Воспитатели , узкие специалисты Педагог - психолог
3 Ноябрь Деловая игра Технология «Диалог» «Помощник воспитателя»
Осознание своих прав и обязанностей Младшие воспитатели Педагог - психолог
4 Декабрь Игротренинг Технология
  «Педагог – педагог» «Хорошо, когда ты рядом»
Преодоление трудностей в совместной работе и конструктивное сотрудничество Воспитатели , младшие воспитатели Педагог - психолог
5 Февраль Тренинг Технология «Ролевая игра» «Я всегда буду рядом»
Сплочение педагогического коллектива и развитие эмпатии Воспитатели , узкие специалисты Педагог - психолог
6 Апрель Мозговой штурм Технология «Групповая проблемная работа» «Решение есть»
Актуализация личностного потенциала педагогов Воспитатели , узкие специалисты Педагог - психолог
7 Май Диагностика
Круглый стол Анкетирование
Технология «Звездный час» Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко
Опросник на выявление причин эмоционального выгорания
Методика определения психологического климата в коллективе
«Плечом к плечу»
Сплочение педагогического коллектива, снятие эмоционального напряжения. Воспитатели , младшие воспитатели , узкие специалисты Администрация ДОУ
Педагог - психолог
Итак, «синдром профессионального выгорания» — процесс, при котором ежедневное воздействие факторов стресса, связанных с оказанием помощи другому человеку, постепенно приводит к проблемам с собственным здоровьем психологического и физического характера. Он может затронуть не только отдельного сотрудника, но и организацию в целом. Именно поэтому профилактика СЭВ должна способствовать улучшению социально-психологического климата и эмоционального состояния в трудовых коллективах, повышению удовлетворенности трудом у работников судебной системы.
Эмоциональное выгорание не болезнь и не диагноз (хотя есть и противоположная точка зрения), а тем более не приговор. Так что , чем раньше начать с ним борьбу, тем она будет эффективнее и перспективнее. А еще лучше эмоциональное выгорание предупредить. Украшают и обогащают жизнь интересное общение, искусство, музыка, литература, природа, юмор. В зависимости от того, как человек относится к себе и к своей жизни, он будет либо «звездой», либо «свечкой», чья участь — гореть и плакать.
Заключение
 
 Обобщая полученные результаты можно сделать следующие выводы:
- наличие у педагогов таких личностных черт как общительность, отзывчивость, высокая степень эстетического мировосприятия, препятствует развитию синдрома эмоционального выгорания:
- авторитарность, чувство вины, тревожность, зависимость от группы повышают вероятность развития данного синдрома;
- степень эмоционального выгорания зависит от значения индекса социально-психологической дезадаптации к профессиональным условиям труда;
- при развитии синдрома эмоционального выгорания обнаруживается актуализация психологического защитного механизма агрессии: раздражительность, обидчивость, негативизм, высокий уровень вербальной и косвенной агрессии, подозрительность, чувство вины.
Опыт нашей работы, а также приведенные выше результаты статистического анализа подтверждают, что проведение диагностики синдрома эмоционального выгорания в педагогических коллективах с использованием определенных методик позволяет своевременно выявить степень подверженности педагогов синдрому эмоционального выгорания. Такое обследование дает возможность администрации образовательного учреждения выстроить профилактическую и коррекционную работу с педагогами в соответствии с эмоциональным климатом в коллективе в целом и с учетом личностных особенностей каждого педагога и индивидуальным уровнем проявления деструктивных тенденций в его поведении.
Мероприятия по профилактике и коррекции эмоционального «выгорания» педагогов должны стать важной составляющей в работе администрации и педагога-психолога с педагогическим коллективом каждого дошкольного учреждения. А руководитель дошкольного образовательного учреждения должен создавать оптимальный климат для работы всего педагогического коллектива, в котором преобладает заинтересованность профессиональной деятельностью, уважение, где признается индивидуальность и самостоятельность каждого специалиста. Это будет способствовать повышению самоуважения, чувства собственного достоинства и психологического самочувствия педагогов.
Список литературы
1.     Бойко В.В. Синдром эмоционального выгорания в профессиональном общении. - СПб.: Питер, 2011. - 105 с.
2. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. - М., 1996.
3. Васюкова А.Н., Клименко Л.В. Синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2011. – № 18. – С. 147–151.
4. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика - СПб., 2005.
5. Дерматова И. Б., Сидоренко Е.В. Межличностные отношения. Психологический практикум. СПб, 2001 г.
6. Емельянова, М. Н. Эмоциональное выгорание воспитателя: симптомы, причины, способы преодоления/ М. Н. Емельянова // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2014. - № 7. - С.30-40. - Библиогр.: с. 40 (10 назв. ) Аннотация: Комплексная работа над проблемой профессионального выгорания педагогов дошкольных образовательных учреждений.
7. Иванова Н., Голубева Е. Психологическое самочувствие воспитателя // Дошкольное воспитание. 2004. № 8. С. 11,12.
8. Кириленко, Т. А. Профилактика профессионального "выгорания" педагогов как направление работы педагога-психолога детского сада/ Т. А. Кириленко // Современный детский сад. - 2013. - № 7. - С.49-53. Аннотация: Этапы комплексной работы над проблемой профессионального выгорания педагогов детского сада.
9. Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются. - Режим доступа: http:/www.5ballov.ru/referats/preview/72429/6 – Загл. с экрана.
10. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения / Авт.-сост. О.И, Бабич. Волгоград: Учитель, 2009.
11. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика: методики и тесты: учеб. пособие. – М.; Самара: БАХРАХ, 2003.
12. Советы экспертов по профилактике эмоционального "выгорания" // Современный детский сад. - 2013. - № 7. - С.25. Аннотация: Рекомендации педагогическим работникам по преодолению
Интернет-ресурсы
1. Лазарева Н.В. Диагностика "Синдрома эмоционального выгорания". http://ratepp.ru/publ/7-1-0-60
2. Лучко Е.А. Эмоциональное выгорание педагогов - новый взгляд на проблему. http://festival.1september.ru/articles/632836/
3. Проект по профилактике синдромов эмоционального выгорания педагогов ДОУ "Территория здоровья". http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/03/23/proekt-po-profilaktike-sindroma-emotsionalnogo-vygoraniya-pedagogov
4. Профилактика синдрома эмоционального «выгорания» у педагогов дошкольного образовательного учреждения: диагностика и профилактика. http://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2013/12/24/profilaktika-sindroma-emotsionalnogo-vygoraniya-u
5. Профилактика "эмоционального выгорания педагогов". http://festival.1september.ru/articles/578061/
6. Соковнина М.С., Соболева Е.С.Профилактика эмоционального выгорания педагогов и психологов через формирование адекватнойоценки результативности профессиональной деятельности . http://www.transactional-analysis.ru/methods/279-burnout
7. Юдин И.И., Юдина Т.И.Преодоление синдрома "эмоционального выгорания" (из опыта работы учебной части с кадрами) . http://festival.1september.ru/articles/578061/