Из опыта работы Использование сервисов веб 2.0 для организации проектной деятельности


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕРВИСОВ ВЕБ 2.0
ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация
Данная статья представляет опыт использования сервисов Веб 2.0 для организации проектной деятельности на уроках информатики и во внеурочное время. Сетевая проектная деятельность позволяет повышать мотивацию и творческую активность учащихся, что способствует развитию ключевых компетенций.
Сегодня широкий простор для творчества и самореализации в учебной и исследовательской деятельности, а также взаимодействия с окружающими в решении образовательных задач открывают перед учащимися социальные сетевые сервисы Веб 2.0, широкое внедрение которых в учебную деятельность несет с собой появление новых форм мыслительной, творческой и исследовательской деятельности. Работа с данными сервисами позволяет учащимся быстро ориентироваться в информационном пространстве, создавать на основе полученной информации новые продукты. Сетевые социальные сервисы в настоящее время существенно изменили отношение к Интернету, позволив говорить о нем не просто как о кладезе информации, которую можно черпать, но как о среде взаимодействия, умелое использование которой поможет направить интересы и энергию учеников в образовательное русло, повысить мотивацию к учебной деятельности. Хочу предложить вашему вниманию подборку сетевых сервисов, которые я использую на уроках информатики и во внеурочной деятельности. Все они могут помочь вам организовать работу над совместными сетевыми проектами.
MindMaps (интеллект-карты) – это инструмент, позволяющий эффективно структурировать и обрабатывать информацию в больших объемах. Это лучший помощник учителя и ученика для ориентации в огромных потоках и хаосе информации, позволяющий грамотно структурировать мысли, идеи и факты, использовать весь свой творческий и интеллектуальный потенциал с целью активного восприятия, эффективного запоминания и последующего воспроизведения учебной информации. Автором и создателем данной технологии является американский психолог, философ и консультант в области педагогики Тони Бьюзен. Для создания интеллект-карт использую сервис Mindmeister (http://www.mindmeister.com). При работе над проектами он помогает в решении таких задач как проведение презентаций проекта, составление плана работы над проектом, проведение мозговых штурмов. Данный сервис находит применение не только при работе над проектами, но и при изучении темы «Структурирование информации». Познакомившись с этим сервисом, ученики с удовольствием строят иерархические структуры. Сначала каждый из учеников осваивает данный сервис. Затем предлагаю работу над совместной интеллект-картой. Также интеллект - карты можно использовать на уроках повторения и обобщения материала, концентрируя весь учебный материал по теме в одном месте.
Одним из этапов проектной и исследовательской деятельности является проведение исследования целевой аудитории. Лучшими инструментами для этого являются социологические опросы и анкетирование. В современных условиях доступности ресурсов сети Интернет социальные сервисы Веб 2.0 выступают как непосредственные помощники педагогов и учащихся в проведении социологических онлайн исследований. Существует множество сетевых сервисов, позволяющих создавать веб-опросники с помощью онлайн-конструктора. При этом вы можете получать результаты в виде отчетов, графиков, возможен экспорт полученных данных в Excel. Среди множества сервисов на мой взгляд очень удобным является Анкетолог (http://panel.anketolog.ru). Научившись пользоваться данным сервисом, ученики составляют анкеты к своим исследовательским проектам не только по предмету информатика, но и по другим предметам.
Освоив работу с сервисами Google, мои ученики 10-11 классов свободно размещают совместную информацию в таблицах, создают совместные презентации. Конечно, самой интересной, на мой взгляд, является совместная работа учащихся над сайтом. В 2013 году сайт «Экология Кулешовки: проблемы и решения» стал Лауреатом Международного конкурса сайтов и web-страниц в Интернете по экологической и природоохранной тематике «Современные технологии на службе природы». Автором сайта является ученик 11 класса Бойко Даниил, но работать над материалами сайта ему активно помогал весь класс. Данный сайт находится в Интернете по адресу https://sites.google.com/site/ecokuleshovka.
Сегодня для создания сайтов предлагаю ещё один конструктор. Критериям «бесплатно», «просто» и «многофункционально» отвечает платформа  HYPERLINK "http://www.weebly.com/" \t "_blank" Weebly – один из самых продвинутых конструкторов сайтов, пользоваться которым легко и просто, даже если у вас нет особых технических знаний.  Как и сайты Google данный сервис позволяет осуществлять совместное редактирование сайта, что очень важно для совместной работы над проектом. Один из таких сайтов размещён по адресу: HYPERLINK "http://kuleshovka-vov.weebly.com/" http://kuleshovka-vov.weebly.com/.
В заключении хочется сказать, что сетевые проекты учат школьников работать в команде, способствуют воспитанию ответственности, доведению до конца начатого дела, способствуют формированию ключевых компетентностей. Помогают найти естественный путь превращения школьников в активных участников учебного процесса. Дают возможности реализации личностно-ориентированного подхода в обучении.