НОД по ознакомлению с окружающим миром Правила поведения в общественном транспорте»


Конспект по ознакомлению с окружающим миром
для детей старшего дошкольного возраста
на тему:
«Правила поведения в общественном транспорте»
Программное содержание:
1. Познакомить детей с понятиями «наземный транспорт».
2. Познакомить детей с правилами этичного и безопасного поведения в городском транспорте.
3. Закрепить названия общественного транспорта, понятия «пассажир» и «водитель».
4. Развивать внимание, память, координацию.
5. Воспитывать уважение и любовь к ближнему.
Материалы:
Карточки с изображением общественного транспорта.
 Дидактическая игра «Собери картинку»
ТСО:
Магнитофон
Литература
Новые правила поведения для воспитанных детей / Шалаева Г.П., Журавлёва О.М. - М.: филологическое общество «СЛОВО»: ООО «ЭКСМО», 2004. – 159с.
Ход занятия
Звучит фонограмма «Звуки проезжающего транспорта»
Воспитатель:- Ребята, что вы услышали? (машины едут, сигналят)- Да, вы услышали звуки проезжающего транспорта. Как называется этот вид транспорта? (наземный)- Давайте вспомним, какой наземный транспорт вы знаете. (Легковая машина, автобус, пожарная машина, трамвай) Одновременно педагог выкладывает иллюстрации с изображением называемого детьми транспорта.- Ребята, мне сегодня позвонила Нюша, она приехала в наш город к нам в гости. Сейчас она находится на вокзале и не знает, как добраться до нашего детского сада. Давайте вместе подумаем, на чём же можно до нас доехать? (На трамвае, автобусе, такси)- Правильно, до нашего детского сада можно доехать на автобусе, трамвае, такси. Педагог выкладывает иллюстрации. Всё это называется общественный транспорт. А в других городах по городу ещё ездят троллейбусы. Показывает иллюстрацию. Они похожи на автобусы. У троллейбуса на крыше прямые, длинные штанги. По ним идёт от проводов электрический ток. С помощью электричества троллейбус движется.(Дети повторяют вместе и индивидуально выражение «общественный транспорт»)- Людей, которые ездят в транспорте, называют пассажирами. (Дети повторяют понятие «пассажиры»)- А как называют людей, управляющих транспортом? (водители)- Кем становятся пассажиры и водители, когда выходят из транспорта и идут по улице? (пешеходами)- Мы сейчас позвоним Нюше и скажем, на чём можно доехать до нашего детского сада. Воспитатель звонит по сотовому телефону. Это Нюша? Сейчас ребята тебе скажут, на чём можно до нас доехать. (Дети повторяют названия общественного транспорта)- А пока Нюша до нас добирается, мы с вами поиграем в игру «Пешеходы, пассажиры, водители». Я скажу «пешеходы», вы идёте. Если я скажу «водители», то вы рулите. А когда услышите «пассажиры», садитесь на стульчики. (Игра проводится в качестве физминутки)
Звучит мелодия, появляется Нюша-игрушка
Нюша:- Здравствуйте, ребята, наконец-то я до вас добралась.
Воспитатель:- Нюша, а ты на чём приехала к нам?
Нюша:- На автобусе. Я спросила, на чём быстрее можно доехать до вашего детского сада. Мне сказали, на автобусе, трамвае или такси. Как раз подъехал нужный мне автобус, и вот я здесь. Мне очень понравилось ехать в автобусе, но когда стало скучно, и я решила поговорить с водителем, то сказали, что это не следует делать. Тогда я решила высунуться в окно, чтобы лучше разглядеть ваш город, мне не разрешили. Я песенку запела, мне сделали замечание. Странно, почему?
Воспитатель:- Ты нарушила правила езды в общественном транспорте. Для пассажиров существуют определённые правила. Ребята, и ты, Нюша, запомните эти правила и расскажите своим друзьям.
Чтение каждого правила сопровождается показом иллюстраций.
- Не отвлекайте водителя разговорами:
Ёж с водителем болтал,От дороги отвлекал,Так его заговорил,Что водитель позабылОстановки объявлять…Стали все Ежа ругать:- Ну-ка, Еж, в сторонку встань,От водителя отстань,Ты его не отвлекай,С толку лучше не сбивай.Разговоры прекрати,Не мешай – иль выходи. [1]
- Не высовывайся в окна транспорта:
Ехали звери, открыли окошко.Тут же какая-то серая КошкаГолову высунуть вдруг захотелаПублика ей возражать не посмела.Едет в автобусе гордо она,А голова из окошка видна.Видит: навстречу спешит грузовик,Рядом проехал – и в этот же мигВетер большой на дороге поднял,С Кошки в окошке он шляпку сорвал!Очень расстроилась серая Кошка.Дети, не надо соваться в окошко! [1]
- Не разговаривай громко – ты мешаешь другим:
Две вороны каркать стали -Всё проблемы обсуждали.Шум вокруг ворон стоит,Пассажиров это злит.Все сбежать готовы скороОт подобных разговоров.Но куда же тут сбежишь? -Едешь, терпишь и молчишь!Так что в транспорте, детишки,Не кричите громко слишком.Понимайте положенье,Проявляйте уваженье! [1]
-Не мусори в транспорте:
Возмущается народ:Белка семечки грызёт,Шелухой засыпан пол.К Белке Заяц подошёл:- Белка, так не поступают,Мусор на пол не кидают.А сумела набросать -Так сумей его убрать. [1]
- Не толкай других пассажиров:
Битком набит автобус был.Медведь пробраться вглубь решил,Всех пассажиров растолкалИ гордо в середине встал.Ему кондуктор говорит:Хоть ты имеешь гордый вид,Запомни: ты тут не один,Не самый главный господин!Ты помогай себе словами,А не тычками и пинками! [1]
Нюша:- Спасибо! Теперь я знаю, на чём можно доехать до вашего детского сада - на общественном транспорте. И уже точно знаю, как себя правильно вести в нём. Я буду эти правила всегда соблюдать и расскажу своим друзьям – Копатычу, Лосяшу, Барашу и другим.
Воспитатель:- Нюша, ребята на память тебе и твоим друзьям подарят картинки с изображением общественного транспорта.
Проводится дидактическая игра «Собери картинку». Объединившись в подгруппы, дети собирают картинки из нескольких частей методом аппликации и дарят Нюше.
Нюша:- Спасибо, ребята! Мне пора в соседний детский сад к другим ребятам. Я обязательно приеду к вам в гости со своими друзьями.