ТРЕНИНГ ОБЩЕНИЯ КАК ФОРМА ПОВЫШЕНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ И ПРОФИЛАКТИКИ АГРЕСCИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ



ПРОФИЛАКТИКА АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

1. ТРЕНИНГ ОБЩЕНИЯ КАК ФОРМА ПОВЫШЕНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ И ПРОФИЛАКТИКИ АГРЕСCИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Проблемой полноценной социализации молодежи занимаются самые различные организации: многочисленные клубы по местy жительства, клубы по интересам и библиотеки. Среди методик, которые они практикуют, большое место принадлежит тренингам общения. Доказано, что эти тренинги хорошо снижают агрессивность и повышают толерантность подростков.
Культура общения – живой, развивающийся организм, напрямую связанный с экономической и духовной жизнью общества, живо отзывающийся на те изменения, которые происходят в общественном познании вслед за изменениями жизненных реалий. Но есть в ней и практически неизвестные компоненты, которые не зависят от правил поведения и стереотипов, бытующих в том или ином обществе. Эти компоненты – духовность и направленность на самораскрытие, и самореализацию личности.

1.2. ПРОГРАМА ТРЕНИНГА ОБЩЕНИЯ

Методические рекомендации. Программа тренинга общения включает в себя следующие темы:
- знакомство с психологическими характеристиками личности (с обсуждением примеров из художественной литературы);
- теория ролевого поведения, виды и уровни общения, обучение позитивному мышлению, навыки публичного выступления, диалогическое и монополистическое общение, доверительность в общении, проблема манипулятивного поведения, выбор имиджа и стиля поведения, контроль над эмоциями.
Занятия включают в себя как теоретический, так и практический материал и рассчитаны на группы в 8-9 человек одного возраста. Продолжительность одного занятия около 3ч. Занятиям предшествует индивидуальное собеседование, на котором определяется состояние психики будущего участника, круг его интересов, проблемы, его ожидания от участия в группе. Оценка, хотя бы грубая, психического состояния обязана, так как психолог не должен брать на себя ответственность за участие в групповой работе психически неустойчивого человека.
Первое занятие. Знакомство участников группы друг с другом, с проблемами, которые испытывают окружающие. Некоторое время необходимо на то, чтобы участники почувствовали себя в кругу друзей, имеющих сходные интересы и трудности.
Возникновению доверия способствует упражнение «Падаем в кругу друзей».
После любого упражнения необходим разговор о чувствах, испытанных каждым из участников. Именно чувства, а не теоретический материал являются основой приобретения жизненного опыта. Далее следует работа по теме «Описание своих достоинств недостатков».
Разговор о самоуважении – первый шаг к тому, чтобы принять себя таким, каков ты есть. Любовь к себе – основа любви к другим людям. Только человек, внутренний мир которого достаточно гармоничен, может объективно оценить других людей, терпимо относиться к их недостаткам, прощать себе мелкие ошибки, развивать отношения с другими. Самоуважение – это надежный щит от разного рода манипуляторов, использующих наши слабости комплексы неполноценности для достижения своих целей.
Работа по теме «Почему я себе не нравлюсь» дает возможность оценить ситуативный аспект самооценки.
Второе занятие. Обсуждается роль общения в повседневной жизни и необходимость специальной работы, обучение навыков эффективного общения. Рассматриваются уровни и позиции в общении.
Занятия начинаются с упражнения «Падаем в кругу друзей».
Обсуждение позиции в общении может быть предварено каким-либо литературным примером из произведений А.Н.Островского, А.П.Чехова, А.С.Грибоедова.
Далее следует проигрывание конфликтных ситуаций, которые предлагают участники группы.
Третье занятие. Занятие посвящено теме общения как ролевого поведения. Занятие начинается с упражнения «Падаем в кругу друзей». Затем проводится обсуждение стереотипов поведения в различных жизненных ситуациях.
Стереотипы поведения – это роли, которые мы играем во взаимоотношения с другими людьми.
Хорошо обсудить примеры из художественной литературы, кинофильмы. Следует обсуждать внимание на момент выхода за рамки роли, на выбор участника конфликта.
Четвертое занятие. Занятие посвящено изучению механизмов эмпатии, невербального общения и контролю над эмоциями.
Пятое задание. Занятие посвящено теме публичного выступления и отличиям диалогического и монологического общения.


1.3 ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ ИГРОВЫЕ МЕТОДИКИ

Методические рекомендации. Средняя продолжительность игры, включая объяснение учащимся правил и подведение результатов, занимает 45 мин. Цель игры – формирование у подростков в возрасте 12-13 лет социально приемлемых механизмов поведения в субъективно сложных жизненных ситуациях, криминогенных ситуациях и в условиях угрозы их жизни и благополучию.

Игра 1. «КОНСТРУКТОР»
Для игры необходимы: листы большого формата, наборы для рисования (по числу команд). Заранее подготавливаются задания. Задание представляет собой специально приготовленный текст или выдержку из книги, журнальной публикации, подробно описывающую сцену насилия (драка, избиение, издевательство). Таких заданий должно быть больше, чем играющих команд, поскольку иногда команды не могут справиться с одним из вариантов и его требуется срочно заменить. В заранее подготовленном тексте выделяются (шрифтом, маркером) ключевые слова, т.е. слова, несущие выраженный семантический оттенок агрессии (ударил, убил, выстрелил, проткнул и т.д.). В каждом задании число ключевых слов должно быть одинаково.
Группа делится на несколько команд по 6 или 9 человек (класс можно разделить по формальному признаку. Прежде чем подростки войдут в класс, их просят сесть на свои обычные места, а кто с кем хочет). Каждой команде вручается лист и все необходимые для работы принадлежности. По жребию команды получают задания, к выполнению которых они приступят по сигналу ведущего. Командам объясняют условия игры: они должны ознакомиться с содержанием текста и создать к нему иллюстрацию, заменяя ключевые слова противоположными им значениями. На выполнение задания командам отводится не более 15 мин. Затем все рисунки собираются, а каждая команда выбирает двух игроков, один из которых будет защищать свой «проект», а другой – искать изъяны в «проектах» других команд. Команда имеет право помогать своим представителям.
По очереди команды защищают свои проекты. Они должны доказать, что их рисунок полностью отражает содержание исходного текста и в нем заменены все ключевые слова. В ходе дискуссии представители других команд ищут в работе изъяны, а команде, защищающий проект, приходится экспромтом искать объяснения. На поиск объяснения отводится не более 1 минуты. Потом подводится подсчет очков, набранных каждой командой: очки начисляются за каждое устраненное ключевое слово. Побеждает «проект», набравший больше очков.

Игра 2. «КОРЗИНКА»
Для игры необходима корзина (ваза, шляпа) или мешочек, откуда будет вытягиваться задание-жребий. Задание представляет собой картинку, изображающую сцену насилия. Игрок, вытянувший картинку, получает от ведущего задание, в ходе выполнения которого должен так изменить ситуацию, чтобы насилие было исключено из контекста. Например, участник вытянул картинку, изображающую драку двух подростков, и продемонстрировал ее всем играющим; ведущий тут же дает ему задание: что надо сказать, чтобы ребята помирились? Участник отвечает: «Предложить им сыграть в футбол» - и передает ход следующему игроку. Когда очередной игрок не сможет придумать быстро решения, настанет его очередь тянуть задание из корзинки, а предыдущий игрок сделается ведущим.
Преимущество игры в том, что в нее можно играть и небольшими группами, она увлекательна и может продолжаться достаточно долго. Игра может выполнять функцию разминки в ходе большого тренинга. В ходе игры участвуют все подростки, из них легко выбрать наиболее активных, чтобы использовать в ходе тренинга. Игра так же не подразумевается формальной оценки успешности играющих, что полезно для недавно сформированных групп.

Игра 3. «ТЕЛЕФОН»
Для игры необходим мяч или любой предмет, который можно легко перебрасывать друг другу. Играющие усаживаются в круг. Ведущий выбирает первого игрока (абонента), тот указывает, с кем он собирается «разговаривать по телефону» отходит в сторону и подбрасывает мяч так, чтобы он упал в середину круга. Игрок, поймавший мяч, становится «телефонной станцией». Абонент и «телефонная станция» отходят в сторону, и ведущий сообщает абоненту тему для разговора, например: «Вчера в нашем городе взорвали бомбу». Абонент должен сообщить на ухо «телефонной станции» подробности происшедшего, после чего «станция» жестами пересказывает историю «собеседнику» абонента. Если тот с трех попыток угадывает смысл сообщения, все трое остаются в игре, иначе – выбывают.
Задача игры – развить у подростков способности к коммуникации, эмпатии, сопереживанию, умению невербально передать свои чувства, выделить главные детали и дать им эмоциональную трактовку.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, изучив проблему агрессивности у детей и подростков, следует выделить три основных направления психолого- педагогической работы с данной категорией:
- диагностические методы определения типа нарушения поведения ;
- организационные мероприятия и рекомендации по построению работы с агрессивными подростками;
- содержание воспитательной работы с такими детьми, включая воздействие на окружающую среду, в том числе на семью.
Ведущая роль в данном направлении работы должна принадлежать педагогам. Их миссия- помочь осознанию этой проблемы родителями учащихся, поскольку именно в семье складываются главные поведенческие стереотипы, развиваются склонности разрешать собственные трудности путём насилия и агрессии. Это позволит снизить остроту конфликтов, возникающих между педагогами, родителями и детьми на основе взаимопонимания и толерантности.


Литература


1.Абрумова А.Г. Роль личности в проблеме суицида // Актуальные проблемы суицидологи. –М., 1981
2. Бердяев М.А. О самоубийстве // Психологический журнал. -1992-№3
3. Вагин Ю.Р. Профилактика суицидального и аддиктивного поведения у подростков. – Пермь, 1999
4. Горская М.В. Диагностика суицидального поведения // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы.-1994-№1
5. Профилактика агрессивных и террористических проявлений у подростков: Методическое пособие/ Под ред. И Соковни.- М.: Просвещение, 2002.
6. Профилактическая работа с несовершеннолетними различных групп социального риска по злоупотреблению психоактивными веществами: рук. для педагогов, психологов, соц. педагогов/М-во образования и науки Рос. Федерации/ под ред. Л.М. Шипицыной.-М.: 2004.
7. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. –М.,1988.




















13PAGE 15


13PAGE 14215




15