Презентация. Гендерные особенности адаптации детей 6-7 лет к школе


Гендерные особенности адаптации детей 6-7 лет к школе. МАОУ Гимназия №1 г.о.Железнодорожный Педагог-психолог Кузина О.Ю. Школьная адаптация представляет собой процесс формирования приспособления ребёнка к требованиям и условиям обучения При переходе к систематическому организованному школьному обучению.Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Фазы адаптации«Физиологическая буря»Неустойчивое приспособлениеОтносительно устойчивое приспособление (адаптация) Признаки успешной адаптацииУдовлетворённость процессом обучения. Удовлетворённость межличностными отношениями с одноклассниками и учителем.Физиологическое благополучие. Отсутствуют признаки переутомления.Положительная динамика усвоения школьной программы.Адекватное поведение(соблюдение норм и правил) Школьная Дезадаптация –это образование неадекватных механизмов приспособления ребёнка к школе Признаки школьной дезадаптации Познавательный уровень Физиологический 1. Школьная программа неуровень усваивается.1. Повышенная утомляемость. Эмоциональный2. Снижение работоспособности. уровень3. Слабость,болезненные ощущения. 1. Негативное отношение к школе.4. нарушение сна, аппетита 2. Отрицательное отношение к 5. «вредные привычки» одноклассникам и учителю. 3. Повышенная тревожность,агрессивность Поведенческий уровень 1. Нарушения поведения (вандализм, агрессия, неконтролируемое поведение, зажатость,неадекватные реакции) Причины дезадаптацииВнутренние причиныОтсутствие школьной зрелостиНедостаточный уровень интеллектуального развитияСоциальная незрелостьОтсутствие коммуникативных навыковНеудовлетворительное состояние здоровьяВнешние причиныНесоответствующие программа обучения и методика преподаванияЛичность и воспитательная деятельность учителяСпецифичные детско-родительские отношенияПостроение учебно-воспитательного процесса без учёта гендерных особенностей детей в период адаптации. Гендерные особенности адаптации первоклассниковМальчики1.Большая физическая сила2. Более подвижны, раскованны3. Чаще отвлекаются и нарушают дисциплину.4. Переход от статуса дошкольника к статусу школьника мальчики переживают более драматично, чаще наблюдается дезадаптация.Девочки1. Большая выносливость2. Более дисциплинированны и терпеливы3. В большей степени свойственны прилежание и усердие.4. Лучше развито внимание.5. Быстрее приспосабливаются к новой обстановке. Лучше ориентируются в школьных требованиях. Положительно воспринимают новые нормы и правила.6. Уровень усвоения школьной программы выше7. Девочки в процессе адаптации чувствуют себя увереннее и оптимистичнее. Результаты Иследование адаптационного патенциала учащихся 1-х классов.Методы исследования:НаблюдениеЭкспертная оценкаПроективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики» О.А. Ореховой Фамилия, ИмяФизиологический компонентДеятельностный компонентЭмоциональный компонентОбщий уровень адаптацииЗаболевания в период адаптацииУровень физиологической адаптацииПроблемы в учебной деятельностиУровень усвоения школьной программыОтношение к себеОтношение к школьной деятельностиОтношение к учителюОтношение к одноклассникамУровень эмоциональной адаптации-Достаточная+Средний++_(чтение, математика)++-Эмоциональное состояние в нормеДостаточный+Достаточная_Средний++_(математика)_++Преобладание отрицательных эмоций Частичная адаптация-Частичная+Низкий_++-+_Преобладание отрицательных эмоцийДезадаптация-Недостаточная (+)_Средний++-(письмо)+-+Эмоциональное состояние в нормеЧастичная-Достаточная_Высокий++-(письмо, уроки)+++Преобладание положительных эмоций.Достаточный +Недостаточная (-)_Средний+-(дорога в школу, чтение, письмо, уроки, математика),_++Преобладание отрицательных эмоцийДезадаптация Результаты исследования адаптационного потенциала учащихся 1-х классов. Физиологический компонент Деятельностный компонент.  Уровень усвоения школьной программы. Эмоциональный компонент.  Уровень эмоциональной адаптации Общий уровень адаптации учеников 1-х классов Выводы1.При сопровождении первоклассников в период адаптации необходимо учитывать их гендерные особенности.2. У девочек адаптивные способности на физическом, деятельностном и эмоциональном уровнях гораздо выше, чем у мальчиков.3. В связи с анализом профессиональной литературы и полученными данными можно свидетельствовать, что необходим различный подход в создании условий образовательной деятельности для мальчиков и девочек.4. Можно предположить, что при дифференциации классов на мужские и женские уровень успешных учеников в значительной мере увеличится.